Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Закон об общественном контроле не работает в полную силу

Круг участников общественного контроля хотят расширить, а за препятствование деятельности общественников ввести уголовное и административное наказания

03.02.2017 15:56

Автор: Ксения Редичкина

Закон об общественном контроле не работает в полную силу
Москва, 2016 год. Участники форума-выставки «Госзаказ – за честные закупки» отмечали, что общественный контроль должен стать одной из составляющих в проведении закупочных аукционов. Фото РИА «НОВОСТИ»

Поправки к Закону «Об основах общественного контроля в РФ» Госдума разработает со­вместно с Общественной палатой РФ (ОП РФ) и президентским Советом по правам человека. Первые результаты можно будет увидеть уже в начале февраля 2017 года.

Напомним, сам закон был принят в 2014 году и понятие «общественный контроль» он трактует как наблюде­ние за деятельностью органов госу­дарственной власти, органов само­управления, государственных и му­ниципальных организаций. В 2016 го­ду члены ОП РФ заявляли, что закон не работает в полную силу, а также предложили включить результаты общественного контроля в показа­тели отчетности органов госвласти субъектов Федерации и широко ос­вещать, используя СМИ и Интернет.

К сожалению, сейчас не суще­ствует прямой обязанности органов власти реагировать на результаты ра­боты общественников, в итоге люди разочаровываются в том, что не ви­дят обратной связи, а если еще власть игнорирует контролеров, понимая, что за проверками не последует на­казания, то общественный контроль вообще теряет смысл.

Пять основных форм общественного контроляИменно об этом в начале дека­бря 2016 года говорила председа­тель Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании Совета при председателе палаты регионов по взаимодействию с институтами гражданского общества: «Сам факт принятия в 2014 году закона об об­щественном контроле имеет огром­ное значение. Не хочется думать, что кто-то заинтересован в том, что­бы этот закон не работал в полную силу. Не допускаю такого, но, тем не менее, закон, который не полностью отработан с учетом нормативного обеспечения и внесения изменения в другие законы, сейчас не работает».

Спикер напомнила о воссоздании рабочей группы по внесению по­правок в документ. «Такое поручение, в том числе, дал и президент в своем Послании, его надо исполнять. Со­вет Федерации готов подключиться к этой работе», — напомнила Матви­енко. Она не сомневается, что только прозрачность деятельности власти и неукоснительно наступающая ответ­ственность могут побудить государ­ственных служащих устоять от бес­численных соблазнов и искушений, которые всегда стоят перед ними в силу природы власти.

Члены президентского Совета по правам человека тоже активно вклю­чились в эту работу и в конце 2016 года представили депутатам Госдумы поправки, подготовленные совместно с Общественной палатой РФ. В них шла речь о том, чтобы дать право объединениям граждан, а также кон­сультативным органам при президен­те и Правительстве, Федеральном Со­брании, судебных органах и прокура­туре проводить проверки. Сейчас на это имеют право только федеральная и региональные общественные пала­ты, а также общественные советы при министерствах и ведомствах.

Глава Комиссии Общественной палаты по общественному контро­лю Лидия Михеева рассказала, что общественники из регионов первыми обратили внимание на то, что мест­ные чиновники очень неоднозначно трактуют нормы закона об обще­ственном контроле и фактически до­кумент не работает.

В Комитете Госдумы по разви­тию гражданского общества на­строены пока не так решительно. По словам первого зампреда коми­тета Дмитрия Вяткина, говорить о каких-то конкретных поправках пока рано. «Сначала надо провести анализ того, что именно в законе плохо ра­ботает. И потом: чтобы внести изме­нения в Уголовный кодекс, сначала надо заручиться поддержкой Верхов­ного суда и Правительства, а у нас пока нет от них заключений и тем более предложений», — объяснил он.

По мнению члена Комитета Сове­та Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елены Афанасьевой, обще­ственный контроль — важнейшая функция, так как не должно быть закрытых кругов, особенно тех, где есть деньги, и в частности деньги го­сударства: «А чиновничий аппарат — закрытая структура и, чтобы она не превратилась в криминальную, дол­жен быть контроль, особенно обще­ственный.

При этом она призвала не оболь­щаться на счет того, что поправки в закон откроют общественникам все двери. «Будут и закон по-своему толковать, и препятствия чинить, и делать вид, что никакого закона во­обще не существует», — констатиро­вала она.

Вот несколько примеров работы общественных контролеров. В Санкт- Петербурге с 2005 года общественная организация потребителей «Обще­ственный контроль» (совместно с муниципальными и федеральными го­сударственными органами контроля и надзора, а также СМИ) защищает права жителей города и Ленинград­ской области по предоставлению достоверной информации о приоб­ретаемых ими товарах и услугах. За 11 лет работы создана эффективная система информирования населения региона по защите от фальсифици­рованных и некачественных товаров.

А например, в Рязани в декабре прошлого года состоялся выезд ини­циативной группы регионального проекта «Единой России» «Обще­ственный контроль» по одному из жилых адресов города. В результате были составлены акты о наличии ря­да недоделок со стороны подрядной организации, которые подрядчик должен устранить.

Под пристальным вниманием об­щественных контролеров строится и перинатальный центр в Сургуте при активном участии Общественной палаты РФ, которые следят, чтобы строительство шло в соответствии с графиком, в нормальном диалоге застройщика с субподрядчиками и с соблюдением всех норм.

А как у них?

Зарубежные институты гражданского общества — СМИ, общественные орга­низации, партии и профсоюзы имеют право требовать любую информацию, но это, конечно, не значит, что они ее всегда получают. Хотя в США, напри­мер, общественникам дано право контролировать, выявлять недостатки, предлагать решения и участвовать в их реализации.

В Европе общество и государство максимально консолидированы в вопросах решения существующих проблем. К примеру, в Великобритании на добровольной основе в помощь полиции привлекаются граждане. В соот­ветствии с планами правительства этой страны численность подразделений «добровольной стражи» в перспективе достигнет пяти миллионов человек.

Общественные контролеры в Европе занимаются не только надзором за государственными структурами, но и сами активно участвуют в сферах госу­дарственного управления. Так, по инициативе общественного совета по про­филактике преступлений в Дании была существенно изменена молодежная политика. По инициативе совета в парламент Дании был внесен законопроект о замене судов для молодежи конфликтными советами.

А во Франции давно и успешно действует национальный Социальный и экономический совет, состоящий из представителей различных профессио­нальных групп, который дает правительству заключения по всем без исключе­ния законопроектам социального и экономического характера. Аналогичные советы работают в Голландии и в Австрии.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3487