Закон об общественном контроле не работает в полную силу
Круг участников общественного контроля хотят расширить, а за препятствование деятельности общественников ввести уголовное и административное наказания

Поправки к Закону «Об основах общественного контроля в РФ» Госдума разработает совместно с Общественной палатой РФ (ОП РФ) и президентским Советом по правам человека. Первые результаты можно будет увидеть уже в начале февраля 2017 года.
Напомним, сам закон был принят в 2014 году и понятие «общественный контроль» он трактует как наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов самоуправления, государственных и муниципальных организаций. В 2016 году члены ОП РФ заявляли, что закон не работает в полную силу, а также предложили включить результаты общественного контроля в показатели отчетности органов госвласти субъектов Федерации и широко освещать, используя СМИ и Интернет.
К сожалению, сейчас не существует прямой обязанности органов власти реагировать на результаты работы общественников, в итоге люди разочаровываются в том, что не видят обратной связи, а если еще власть игнорирует контролеров, понимая, что за проверками не последует наказания, то общественный контроль вообще теряет смысл.
Именно об этом в начале декабря 2016 года говорила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании Совета при председателе палаты регионов по взаимодействию с институтами гражданского общества: «Сам факт принятия в 2014 году закона об общественном контроле имеет огромное значение. Не хочется думать, что кто-то заинтересован в том, чтобы этот закон не работал в полную силу. Не допускаю такого, но, тем не менее, закон, который не полностью отработан с учетом нормативного обеспечения и внесения изменения в другие законы, сейчас не работает».
Спикер напомнила о воссоздании рабочей группы по внесению поправок в документ. «Такое поручение, в том числе, дал и президент в своем Послании, его надо исполнять. Совет Федерации готов подключиться к этой работе», — напомнила Матвиенко. Она не сомневается, что только прозрачность деятельности власти и неукоснительно наступающая ответственность могут побудить государственных служащих устоять от бесчисленных соблазнов и искушений, которые всегда стоят перед ними в силу природы власти.
Члены президентского Совета по правам человека тоже активно включились в эту работу и в конце 2016 года представили депутатам Госдумы поправки, подготовленные совместно с Общественной палатой РФ. В них шла речь о том, чтобы дать право объединениям граждан, а также консультативным органам при президенте и Правительстве, Федеральном Собрании, судебных органах и прокуратуре проводить проверки. Сейчас на это имеют право только федеральная и региональные общественные палаты, а также общественные советы при министерствах и ведомствах.
Глава Комиссии Общественной палаты по общественному контролю Лидия Михеева рассказала, что общественники из регионов первыми обратили внимание на то, что местные чиновники очень неоднозначно трактуют нормы закона об общественном контроле и фактически документ не работает.
В Комитете Госдумы по развитию гражданского общества настроены пока не так решительно. По словам первого зампреда комитета Дмитрия Вяткина, говорить о каких-то конкретных поправках пока рано. «Сначала надо провести анализ того, что именно в законе плохо работает. И потом: чтобы внести изменения в Уголовный кодекс, сначала надо заручиться поддержкой Верховного суда и Правительства, а у нас пока нет от них заключений и тем более предложений», — объяснил он.
По мнению члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елены Афанасьевой, общественный контроль — важнейшая функция, так как не должно быть закрытых кругов, особенно тех, где есть деньги, и в частности деньги государства: «А чиновничий аппарат — закрытая структура и, чтобы она не превратилась в криминальную, должен быть контроль, особенно общественный.
При этом она призвала не обольщаться на счет того, что поправки в закон откроют общественникам все двери. «Будут и закон по-своему толковать, и препятствия чинить, и делать вид, что никакого закона вообще не существует», — констатировала она.
Вот несколько примеров работы общественных контролеров. В Санкт- Петербурге с 2005 года общественная организация потребителей «Общественный контроль» (совместно с муниципальными и федеральными государственными органами контроля и надзора, а также СМИ) защищает права жителей города и Ленинградской области по предоставлению достоверной информации о приобретаемых ими товарах и услугах. За 11 лет работы создана эффективная система информирования населения региона по защите от фальсифицированных и некачественных товаров.
А например, в Рязани в декабре прошлого года состоялся выезд инициативной группы регионального проекта «Единой России» «Общественный контроль» по одному из жилых адресов города. В результате были составлены акты о наличии ряда недоделок со стороны подрядной организации, которые подрядчик должен устранить.
Под пристальным вниманием общественных контролеров строится и перинатальный центр в Сургуте при активном участии Общественной палаты РФ, которые следят, чтобы строительство шло в соответствии с графиком, в нормальном диалоге застройщика с субподрядчиками и с соблюдением всех норм.
А как у них? Зарубежные институты гражданского общества — СМИ, общественные организации, партии и профсоюзы имеют право требовать любую информацию, но это, конечно, не значит, что они ее всегда получают. Хотя в США, например, общественникам дано право контролировать, выявлять недостатки, предлагать решения и участвовать в их реализации. В Европе общество и государство максимально консолидированы в вопросах решения существующих проблем. К примеру, в Великобритании на добровольной основе в помощь полиции привлекаются граждане. В соответствии с планами правительства этой страны численность подразделений «добровольной стражи» в перспективе достигнет пяти миллионов человек. Общественные контролеры в Европе занимаются не только надзором за государственными структурами, но и сами активно участвуют в сферах государственного управления. Так, по инициативе общественного совета по профилактике преступлений в Дании была существенно изменена молодежная политика. По инициативе совета в парламент Дании был внесен законопроект о замене судов для молодежи конфликтными советами. А во Франции давно и успешно действует национальный Социальный и экономический совет, состоящий из представителей различных профессиональных групп, который дает правительству заключения по всем без исключения законопроектам социального и экономического характера. Аналогичные советы работают в Голландии и в Австрии. |