Все о пенсиях в России

вчераДепутат Нилов предложил повысить выплаты к пенсиям ветеранам боевых действий

13.02.2025Путин подписал закон о повышении военных пенсий

11.02.2025Госдума рассмотрит законопроект о повышении пенсий военным

Закон об общественном контроле не работает в полную силу

Круг участников общественного контроля хотят расширить, а за препятствование деятельности общественников ввести уголовное и административное наказания

03.02.2017 15:56

Автор: Ксения Редичкина

Закон об общественном контроле не работает в полную силу
Москва, 2016 год. Участники форума-выставки «Госзаказ – за честные закупки» отмечали, что общественный контроль должен стать одной из составляющих в проведении закупочных аукционов. Фото РИА «НОВОСТИ»

Поправки к Закону «Об основах общественного контроля в РФ» Госдума разработает со­вместно с Общественной палатой РФ (ОП РФ) и президентским Советом по правам человека. Первые результаты можно будет увидеть уже в начале февраля 2017 года.

Напомним, сам закон был принят в 2014 году и понятие «общественный контроль» он трактует как наблюде­ние за деятельностью органов госу­дарственной власти, органов само­управления, государственных и му­ниципальных организаций. В 2016 го­ду члены ОП РФ заявляли, что закон не работает в полную силу, а также предложили включить результаты общественного контроля в показа­тели отчетности органов госвласти субъектов Федерации и широко ос­вещать, используя СМИ и Интернет.

К сожалению, сейчас не суще­ствует прямой обязанности органов власти реагировать на результаты ра­боты общественников, в итоге люди разочаровываются в том, что не ви­дят обратной связи, а если еще власть игнорирует контролеров, понимая, что за проверками не последует на­казания, то общественный контроль вообще теряет смысл.

Пять основных форм общественного контроляИменно об этом в начале дека­бря 2016 года говорила председа­тель Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании Совета при председателе палаты регионов по взаимодействию с институтами гражданского общества: «Сам факт принятия в 2014 году закона об об­щественном контроле имеет огром­ное значение. Не хочется думать, что кто-то заинтересован в том, что­бы этот закон не работал в полную силу. Не допускаю такого, но, тем не менее, закон, который не полностью отработан с учетом нормативного обеспечения и внесения изменения в другие законы, сейчас не работает».

Спикер напомнила о воссоздании рабочей группы по внесению по­правок в документ. «Такое поручение, в том числе, дал и президент в своем Послании, его надо исполнять. Со­вет Федерации готов подключиться к этой работе», — напомнила Матви­енко. Она не сомневается, что только прозрачность деятельности власти и неукоснительно наступающая ответ­ственность могут побудить государ­ственных служащих устоять от бес­численных соблазнов и искушений, которые всегда стоят перед ними в силу природы власти.

Члены президентского Совета по правам человека тоже активно вклю­чились в эту работу и в конце 2016 года представили депутатам Госдумы поправки, подготовленные совместно с Общественной палатой РФ. В них шла речь о том, чтобы дать право объединениям граждан, а также кон­сультативным органам при президен­те и Правительстве, Федеральном Со­брании, судебных органах и прокура­туре проводить проверки. Сейчас на это имеют право только федеральная и региональные общественные пала­ты, а также общественные советы при министерствах и ведомствах.

Глава Комиссии Общественной палаты по общественному контро­лю Лидия Михеева рассказала, что общественники из регионов первыми обратили внимание на то, что мест­ные чиновники очень неоднозначно трактуют нормы закона об обще­ственном контроле и фактически до­кумент не работает.

В Комитете Госдумы по разви­тию гражданского общества на­строены пока не так решительно. По словам первого зампреда коми­тета Дмитрия Вяткина, говорить о каких-то конкретных поправках пока рано. «Сначала надо провести анализ того, что именно в законе плохо ра­ботает. И потом: чтобы внести изме­нения в Уголовный кодекс, сначала надо заручиться поддержкой Верхов­ного суда и Правительства, а у нас пока нет от них заключений и тем более предложений», — объяснил он.

По мнению члена Комитета Сове­та Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Елены Афанасьевой, обще­ственный контроль — важнейшая функция, так как не должно быть закрытых кругов, особенно тех, где есть деньги, и в частности деньги го­сударства: «А чиновничий аппарат — закрытая структура и, чтобы она не превратилась в криминальную, дол­жен быть контроль, особенно обще­ственный.

При этом она призвала не оболь­щаться на счет того, что поправки в закон откроют общественникам все двери. «Будут и закон по-своему толковать, и препятствия чинить, и делать вид, что никакого закона во­обще не существует», — констатиро­вала она.

Вот несколько примеров работы общественных контролеров. В Санкт- Петербурге с 2005 года общественная организация потребителей «Обще­ственный контроль» (совместно с муниципальными и федеральными го­сударственными органами контроля и надзора, а также СМИ) защищает права жителей города и Ленинград­ской области по предоставлению достоверной информации о приоб­ретаемых ими товарах и услугах. За 11 лет работы создана эффективная система информирования населения региона по защите от фальсифици­рованных и некачественных товаров.

А например, в Рязани в декабре прошлого года состоялся выезд ини­циативной группы регионального проекта «Единой России» «Обще­ственный контроль» по одному из жилых адресов города. В результате были составлены акты о наличии ря­да недоделок со стороны подрядной организации, которые подрядчик должен устранить.

Под пристальным вниманием об­щественных контролеров строится и перинатальный центр в Сургуте при активном участии Общественной палаты РФ, которые следят, чтобы строительство шло в соответствии с графиком, в нормальном диалоге застройщика с субподрядчиками и с соблюдением всех норм.

А как у них?

Зарубежные институты гражданского общества — СМИ, общественные орга­низации, партии и профсоюзы имеют право требовать любую информацию, но это, конечно, не значит, что они ее всегда получают. Хотя в США, напри­мер, общественникам дано право контролировать, выявлять недостатки, предлагать решения и участвовать в их реализации.

В Европе общество и государство максимально консолидированы в вопросах решения существующих проблем. К примеру, в Великобритании на добровольной основе в помощь полиции привлекаются граждане. В соот­ветствии с планами правительства этой страны численность подразделений «добровольной стражи» в перспективе достигнет пяти миллионов человек.

Общественные контролеры в Европе занимаются не только надзором за государственными структурами, но и сами активно участвуют в сферах госу­дарственного управления. Так, по инициативе общественного совета по про­филактике преступлений в Дании была существенно изменена молодежная политика. По инициативе совета в парламент Дании был внесен законопроект о замене судов для молодежи конфликтными советами.

А во Франции давно и успешно действует национальный Социальный и экономический совет, состоящий из представителей различных профессио­нальных групп, который дает правительству заключения по всем без исключе­ния законопроектам социального и экономического характера. Аналогичные советы работают в Голландии и в Австрии.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3612