Закон о СМИ не может оставаться просто памятником…
Появление этого закона было насущной необходимостью, так как до этого вся сфера СМИ регулировалась и управлялась решениями партийных и правительственных органов Советского Союза.
Что дал документ в то смутное время средствам массовой информации и что представляет сегодняшнее правовое поле, регулирующее сферу массмедиа? В какой степени оно соответствует задачам и вызовам времени? Какие существуют пробелы в законодательстве, что следует исправлять в первую очередь, если такая необходимость вообще существует?
Об этом — в интервью с известным журналистом, телеведущим, ныне заместителем председателя Государственной Думы Петром Толстым
-Петр Олегович, закон о СМИ, принятый еще в советское время, пережил многое, за 25 лет в него внесено немало изменений, да и государство уже другое. Тем не менее, закон действует, несмотря на то, что в общее правовое поле страны постоянно вносятся поправки, так или иначе влияющие на деятельность средств массовой информации. Так как же относиться к этому документу: как к памятнику эпохи или как к реальному регулятору деятельности СМИ?
-Любой закон — в какой-то степени памятник эпохи, потому что его принятие было обусловлено определенными, актуальными на тот момент обстоятельствами. Но важно, чтобы при этом он оставался не просто памятником, а являлся частью нормативной базы, отвечающей требованиям современности. На протяжении двадцати пяти лет главным плюсом этого закона было закрепление отсутствия цензуры, наличие свободы слова, возможности свободно учреждать средства массовой информации. Эти нормы актуальны и сегодня.
Да, за годы его действия в закон действительно вносились поправки, влияющие на работу журналистов в связи с событиями, которые происходили в стране. Но посмотрим, что это были за изменения. Например, ограничивались свобода слова и деятельность журналистов в связи с проведением контртеррористических операций, в условиях чрезвычайных ситуаций, распространение продукции СМИ, нарушающей действующее законодательство, принимались поправки, направленные на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Какой нормальный, здравомыслящий человек может возражать против таких изменений?
Суть же закона остается неизменной. В России есть свобода СМИ, свобода слова, у граждан есть возможность высказывать и узнавать разные мнения — и это принципиально важно для сохранения демократических ценностей. А вот изменения законодательства — это уже прерогатива парламентариев. Если какой-то законодательный акт устарел или есть ощущение, что отдельные его части не отвечают потребностям сегодняшнего дня, с ним необходимо работать. Ведь закон — не какая-то застывшая форма. Чтобы он жил и действовал, отвечая потребностям людей, то должен изменяться. Это неизбежно. В 90-е годы ХХ века никто в России и не думал, какую важную роль в жизни людей будет играть Интернет, какое место он займет в информационном поле страны. Теперь эта тема одна из самых актуальных.
Понятно, законодательство о СМИ должно и будет модернизироваться. Поэтому не стоит относиться к закону о СМИ как к памятнику. Это фундаментальный кирпич, являющийся основой законодательства о СМИ. С него периодически надо стирать пыль и обновлять.
-К вопросу об обновлении. Недавний опрос, который провел Левада-Центр, дал весьма неожиданные результаты: 60 процентов опрошенных в той или иной форме посчитали необходимым появление цензуры в Интернете. Как вы можете прокомментировать такой поворот событий и означает ли это, что в закон о СМИ могут быть внесены новые поправки как раз в части возрождения цензуры, отсутствие которой вы сами назвали одним из достижений этого документа?
-Во-первых, Интернет и СМИ — это не одно и то же. В Интернете огромное количество всевозможных ресурсов, не имеющих ни малейшего отношения к средствам массовой информации и занимающихся распространением того, за что в УК РФ предусмотрены вполне конкретные сроки. Так что если дети нашли в Интернете что-то непристойное, это не проблема СМИ, это значит, что Роскомнадзор недоглядел. Поэтому не нужно путать эти две сферы. Во-вторых, запрет цензуры в СМИ — это действительно одно из главных достижений российского законодательства последних 25 лет, поэтому я уверен, что России в обозримом будущем возврат к ней не грозит.
-Сегодня российские СМИ испытывают много экономических проблем. Падают продажи, сокращается подписка, наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению доходов от рекламы, ограничена доля участия иностранного капитала в отечественных изданиях. Как выживать в таких условиях?
-Прежде всего, давайте не будем путать политику с экономикой. Что касается запрета на участие иностранцев и россиян с двойным гражданством в учредительных структурах СМИ и ограничения участия иностранного капитала в этой сфере бизнеса, то во всех, как принято говорить, цивилизованных странах такие вопросы уже решены — и не в пользу иностранцев. Ничего нового Россия здесь не придумала. Это — вопрос политического суверенитета. После событий на Украине своевременность таких решений становится понятной и в объяснениях не нуждается. Может, со временем актуальность этой нормы отпадет, и она будет изменена. Посмотрим.
Реклама. Да, такая проблема существует, депутаты ее видят и буквально на днях мы проголосовали за решение, которое позволяет средствам массовой информации увеличить рекламные площади в одном номере печатных СМИ до 45 процентов. На наш взгляд, это даст возможность расширить рамки рекламного рынка.
-Но ведь есть и другие огромные проблемы, тоже связанные с экономикой: бумага, типографии, распространение. Цены тут растут буквально не по дням, а по часам…
-Это сложный вопрос. Тут многое связано — и цена на бумагу, и способы распространения, и возможности «Почты России», которая тоже сейчас будет реформироваться. Однако надо точно понимать, что возврата к советской системе распространения (для кого-то — к сожалению, а для кого-то — к счастью) не будет. Жизнь изменилась. Если обратить внимание на запросы читателей, то большинство молодой публики читает СМИ в Интернете, и за этим, на мой взгляд, будущее. Но сегодня — с социальной точки зрения — важно сохранить и бумажные версии газет и журналов хотя бы потому, что люди старшего поколения предпочитают бумагу.
Суть закона остается неизменной. В России есть свобода СМИ, свобода слова, у граждан есть возможность высказывать и узнавать разные мнения»
Проблему надо решать, но с наскока это сделать невозможно. Тут ведь в проигрыше не одни лишь читатели. Если исходить только из того, что невидимая рука рынка все расставит по местам, то тогда мы сталкиваемся с большими диспропорциями в ценах, о чем, собственно, идет сейчас речь. И соответственно получается, что люди, работающие в области печатных СМИ, в свою очередь, сталкиваются с таким изменением делового пейзажа, который зачастую делает их работу просто невозможной. Особенно это касается региональных массмедиа, которым, конечно, нужна помощь от субъектов Федерации: может быть, какие-то решения, законодательные инициативы, например, исходящие непосредственно от журналистов и способные изменить ситуацию на федеральном уровне.-То есть у законодателей имеется представление о том, как работает закон о СМИ в регионах?
-Есть понимание, что все региональные СМИ, хотя бы в силу огромной географии нашей страны, живут по-разному и так или иначе зависят от региональных властей. Поэтому нужно отдавать полномочия на места, чтобы у субъектов Федерации была возможность поддержки СМИ в своем регионе. Особенно это касается крупных территорий в Сибири и на Дальнем Востоке. Иначе, полагаю, конкуренцию с телевидением и Интернетом бумажные СМИ проиграют.
-С 1995 по 2005 год в России действовал закон о государственной поддержке средств массовой информации, где были прописаны конкретные инструменты экономической помощи СМИ, включая льготы по налогам. Если мы говорим, что сфера массмедиа имеет социальное звучание, может, стоит разработать и принять аналогичный документ, насытив его, естественно, современным содержанием?
-Для СМИ с госучастием это было бы объяснимо, но как это объяснить с точки зрения частных изданий? И, кроме того, ведь есть у нас СМИ, ориентированные на коммерческий, рекламный успех, и есть те, кто ориентирован на высококачественную журналистику. Это два разных мира.
По поводу же льготного налогообложения Минфин тут же задаст вопрос: кто и как будет компенсировать выпадающие доходы? И будет прав, исходя из нынешней непростой экономической ситуации.
Понятно, что с господдержкой любая отрасль вытянется, но где взять столько средств? Сейчас в кризис это особенно ощущается. Конечно, в более благополучные времена легко было раздавать обещания о господдержке. А сегодня, как мне представляется, поддержку нужно оказывать тем, кто в условиях рыночной экономики и конкуренции вовлечен в решение политических задач общей важности, тем, кто независимо от политических взглядов поддерживает суверенитет страны, в том числе суверенитет информационный. СМИ, которые над этим работают, государство помочь обязано.
-Ожидаются ли в обозримом будущем какие-то еще законодательные инициативы, так или иначе связанные со СМИ?
-Думаю, что изменения будут, работа в этом направлении идет постоянно. Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи активно работает и с изданиями, и с законодателями. Полагаю, что Госдума нынешнего созыва, в значительной степени отличающаяся от своих предшественниц, выступит здесь достаточно конструктивно и постарается внести изменения, которые почувствуют наши коллеги-журналисты.
Есть вещи очевидные, и мы постараемся их как-то решить. Например, в связи с последними событиями возникла тема страхования жизни и ущерба здоровью журналистам, работающим в «горячих точках» — ДНР, ЛИР, Сирии и так далее. И ее надо решать с точки зрения защиты журналистов. Есть много проблем, связанных с экономикой «бумажных» СМИ, о чем мы сегодня говорили. Есть проблемы с рекламным рынком. Есть проблемы, связанные с регулированием российского сегмента Интернета, часто вступающим в противоречие с государственной политикой.
Есть такое понятие «национальный фильм»: это кинопродукция, которая была создана на деньги государства, с помощью Фонда кино или каких-то других госорганизаций. Создатели таких фильмов очень страдают от интернет-пиратства, несмотря на действующие законодательные нормы. Нужна дополнительная работа и в этом направлении. Получается, государство деньги тратит, а фильмы еще до премьеры появляются в Сети, делая бессмысленными все экономические затраты. В Европе подобные действия наказываются достаточно серьезными штрафами.
В любом случае уверен, что в Государственной Думе уже в ближайшее время будут обсуждаться законодательные инициативы, направленные на то, чтобы действующий закон о СМИ не оставался просто памятником, а отвечал современным запросам и потребностям как общества, так и журналистов. В конце концов, мы все заинтересованы в том, чтобы деятельность такого общественно важного института, как СМИ, отвечала интересам всех — и с точки зрения экономики, и с точки зрения содержания.
Закрытый киоск «Печать» Фото PhotoXPress