Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Выборы состоялись. Готовимся к следующим

Единый день голосования, прошедший 8 сентября, теперь уже отошел в историю.

Позади все предвыборные страсти. Практически завершился подсчет голосов, избранные депутаты представительных органов власти всех уровней готовятся занять свои места в законодательных собраниях, а победители из числа высших должностных лиц в субъектах Федерации и мэров региональных столиц уже получили удостоверения, подтверждающие их новый статус, и приступили к исполнению своих обязанностей, формируя свои управленческие команды. Наступило время осмысления произошедшего события, и на самом деле тут есть над чем подумать.

18.09.2013 15:56

Выборы состоялись. Готовимся к следующим
Фото ЮРИЯ ПАРШИНЦЕВА И ИГОРЯ САМОХВАЛОВА, «РФ СЕГОДНЯ»
Для начала — общая ситуа­ция. Выборов такого масштаба стра­на еще не знала. В предыдущие годы избирательный процесс разделялся примерно поровну, ведь выборы про­ходили два раза в год. В этом году они впервые проводились по иной схеме
—единовременно в один-единствен­ный день всеобщего голосования, что придало электоральному процессу, по выражению председателя ЦИК Владимира Чурова, многогранность и, по сути дела, беспрецедентность для всей избирательной системы как таковой. Сказано это было задолго до Единого дня голосования, но, как показал весь ход последующих со­бытий, суть происходящего была под­мечена верно. Действительно, по ко­личеству уровней различных выборов этот процесс оказался многогранен, а по масштабу, который даже труд­но было представить себе в начале нынешнего электорального цикла, — беспрецедентен.
Электоральный процесс в нынеш­нем году обошел только три субъекта Федерации. Во всех остальных было проведено около семи тысяч выборов и местных референдумов. Из них в восьми субъектах прошли выборы выс­ших должностных лиц, в 16 регионах избирались депутаты законодательных (представительных) органов государ­ственной власти, в 12 — выборы депу­татов представительных органов мест­ного самоуправления административ­ных центров, в 8 субъектах Федерации
—выборы глав муниципальных обра­зований административных центров.
Для того, чтобы заставить беспере­бойно работать всю эту поистине ко­лоссальную электоральную машину, было образовано более 46 тысяч из­бирательных участков и сформиро­ван состав аналогичного количества участковых избирательных комиссий. Всего было назначено 830 тысяч чле­нов участковых избирательных комис­сий с правом решающего голоса.
Если не принимать во внимание масштаб, казалось бы, простые тех­нические действия. Но не все так од­нозначно. Ведь у нынешнего избира­тельного процесса была еще одна характерная, новая деталь, которая, возможно, оказалась более важной, чем все остальные. Впервые за по­следние годы в нем официально и весьма активно приняли участие в общей сложности 54 политические партии, официально зарегистриро­ванные и имеющие на то предостав­ленное им законом право. Даже в со­став членов участковых избирательных комиссий вошли представители 46 политических партий.
Более того, для обеспечения про­зрачности информации о проведе­нии выборов 8 сентября Центризбир­ком образовал Контрольную группу за использованием Государственной автоматизированной системы Рос­сийской Федерации «Выборы». В ее состав вошли члены ЦИКа, а также представители восьми политических партий: «Демократическая право­вая Россия», «Единая Россия», «Жен­ский Диалог», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» и «Справедливая Россия».
Для исполнения своих функций членам Контрольный группы был пре­доставлен беспрепятственный допуск в зал «Управления ГАС «Выборы», где они могли требовать разъяснения действий у работников, эксплуати­рующих комплекс средств автома­тизации ЦИК России. Очень важно, что по итогам проведенных проверок нарушений по использованию ГАС «Выборы» зафиксировано не было: слишком много было кулуарных раз­говоров о каких-то нелегитимных воз­можностях этой системы.
Как же сработал весь этот колос­сальный электоральный механизм? Сегодня, когда представители ЦИК с гордостью утверждают, что россий­ская избирательная система испы­тание Единым днем голосования вы­держала и, в общем, является весьма работоспособной, с этим трудно не согласиться. Все этапы избиратель­ной кампании прошли в намечен­ные сроки, и если возникали какие-то спорные моменты, то в основном они оперативно разрешались. Голосова­ние прошло спокойно, без срывов, подсчет голосов по итогам всей этой беспрецедентной по масштабам кампании производился без сбоев. Еще не было и девяти часов вечера, как зампредседателя ЦИКа Леонид Ивлев начал оглашать первые резуль­таты голосования, как обычно, начи­ная с регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири. Уже к утру следу­ющего дня общая предварительная картина итогов выборов по стране бы­ла очевидной для всех, кому это было важно или интересно.
Отсюда и первый вывод, который можно сделать, рассматривая об­щие итоги прошедшей избиратель­ной кампании: российская электо­ральная система способна выдер­живать такого рода нагрузки. Причем не просто выдерживать, а каждый раз повышать планку качества прошед­ших выборов. Как представляется, это очень важный момент для избиратель­ной кампании, и выражается он не в победах того или иного кандидата или партии, а в количестве жалоб, которые в ходе электорального процесса и по его завершению поступают в ЦИК.
Жалобы были, и Центризбирком рассматривал их регулярно, какие то удовлетворяя, какие то — нет. Но их было значительно меньше, чем в пре­дыдущие годы, в целом на избира­тельной кампании-2013 они никак не отразились. Не было зафиксировано ни одного громкого скандала, если не считать неожиданно возникшей темы о необходимости выяснить, не поступают ли на избирательный счет кандидата в мэры Москвы Алексея Навального деньги из-за рубежа.
Непосредственно в день выборов, сразу после закрытия избирательных участков, я обратился к сотрудникам «горячей линии» Общественной па­латы РФ, представительство которой было развернуто прямо в здании Цен­тризбиркома. На 21.00 на «горячую» линию поступило 1303 телефонных звонка от избирателей. Вроде бы не­мало. Но если вникнуть в смысл об­ращений, то это не то, что массовым, даже потоком жалоб назвать нельзя. 777 граждан (наибольшее количе­ство) позвонили, чтобы просто полу­чить информацию — где находится их избирательный участок, как организо­вать голосование дома и т.д. Второе место (282) заняли звонки социаль­но-бытового характера: когда починят крышу, уберут двор и тому подобное. Звонков же, связанных с нарушения­ми избирательного процесса, оказа­лось немного. По выявлению правонарушающих технологий — 34, по нару­шению прав наблюдателей и журна­листов — 8. И это по всей России!
Дело дошло до того, что на сайте Центризбиркома появилась инфор­мация для представителей СМИ: «В связи с отсутствием жалоб по итогам проведения выборов в Единый день голосования 8 сентября 2013 года за­седание ЦИК России 11 сентября 2013 года проводиться не будет». Тоже сво­его рода показатель, и весьма яркий. Вряд ли журналисты, имеющие опыт освещения российских избиратель­ных кампаний, могут вспомнить нечто подобное.
В результате сложившееся соче­тание технической четкости в работе электоральной машины и соблюде­ние законодательных норм привели к тому, что никто не оспаривает резуль­таты выборов в целом, хотя отдельные нарушения политическими партиями или самовыдвиженцами все же были зафиксированы. Наиболее громкие скандалы могут развернуться лишь вокруг выборов в Законодательные собрания в Кемеровской и Ростов­ской областях, по итогам которых ли­деры сразу трех парламентских пар­тий — КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» — обратились в Центризбир­ком с просьбой отменить результаты в этих двух регионах и потребовали немедленного пересчета там изби­рательных бюллетеней. По их мне­нию, выборы в этих регионах проходи­ли с многочисленными нарушениями избирательного законодательства. Но ведь это, подчеркнем, только два субъекта Федерации из 80, где прохо­дило голосование.
Такие результаты дали повод и по­литикам, и экспертам говорить о том, что прошедшие выборы стали наибо­лее открытыми и прозрачными за все время их проведения в современной России. По словам Председателя Го­сударственной Думы Сергея Нарыш­кина, высказанным в ходе проведения «Открытой трибуны», прошедшие вы­боры стали определенным этапом развития политической системы — созданы правовые условия для каче­ственной политической конкуренции. Он подчеркнул также, что задача пар­ламентариев состоит в обеспечении нормального эволюционного процес­са развития политической системы, чтобы борьба за электорат строилась в форме цивилизованной политиче­ской конкуренции на основе разных социально-экономических программ и политических платформ кандидатов и партий, а не в форме войны отдель­ных персонажей и компроматов.
 Следует, видимо, полагать, что отсутствие массового потока жа­лоб и громких скандалов и есть как раз следствие обозначенного спи­кером нижней палаты парламента процесса, где главной составляю­щей становится появившаяся на вы­борах конкуренция среди политиче­ских партий и их представителей. По данным Центризбиркома, только на выборах глав субъектов Федерации 26 партий выдвинули 93 кандидатов, а в региональные законодательные ( представительные) органы государ­ственной власти 43 политические пар­тии выдвинули 306 партийных списков. По итогам выборов 31 партия получи­ла места в парламентах различного уровня. Это немало в не привычных по­ка для российского избирателя усло­виях широкой многопартийности. Да и для самих партий, за исключением старожилов политического процес­са, представленных в Федеральном Собрании, такого рода конкуренция является серьезным испытанием на политическое выживание.
Впрочем, наверное, и для старо­жилов тоже. По мнению известного политолога, члена Совета при Прези­денте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Леони­да Полякова, высказанному в ходе за­седания «Открытой трибуны», выборы ознаменовались процессом демо­нополизации политики, дерегулиро­вания и демократизации избиратель­ного процесса, что стало основными тенденциями прошедшего электо­рального цикла. Демонополизация политики, по его мнению, происходи­ла как раз за счет появления большого числа новых партий, которые оказыва­ли конкуренцию не только партии вла­сти, но и остальным трем парламент­ским партиям. Дерегулирование из­бирательного процесса произошло за счет снижения административных барьеров, и это лишает оппозицию повода утверждать, что ей мешали достичь высоких результатов. И, нако­нец, отмечает политолог, роль наблю­дателей. Их в прошедших выборах участвовало десятки тысяч, и имен­но они, полагает политолог, помогли сделать выборы-2013 легитимными.
Как представляется, эта оценка наиболее верно комментирует об­щую картину, сложившуюся по ре­зультатам прошедших выборов. И да­ет возможность всем участникам по­литического процесса осознать свое нынешнее место в иерархии поли­тических сил. Та же «Единая Россия», например, может считать себя по­бедителем завершившейся избира­тельной кампании, даже несмотря на «громкие» поражения на выборах мэ­ров Екатеринбурга и Петрозаводска. Не случайно лидер «единороссов» Дмитрий Медведев, комментируя финальные результаты, подчеркнул, что его партия выступила весьма до­стойно, что подтверждают результаты по абсолютному большинству реги­онов, причем во многих случаях они значительно превосходят итоги выбо­ров 2011 года.
Если брать «общекомандный за­чет» по выборам всех уровней, то второе место, как это уже стало при­вычным, занимает КПРФ, третье и чет­вертое с переменным успехом делят ЛДПР и «Справедливая Россия». Но буквально в затылок им «дышат» но­вые партии: напомним, что 31 из них получила свое представительство в парламентах всех уровней. Есть по­вод поразмышлять.
Впрочем, результаты прошедшего голосования вполне могли быть и не­сколько иными, потому что 8 сентября выявилась еще одна, в известной сте­пени новая для России тенденция. Яв­ка избирателей оказалась рекордно и практически повсеместно низкой. Это явление также требует осмысле­ния: что же произошло?
Политики и эксперты очень живо обсуждают это явление, не прихо­дя пока к единому мнению. Как за­явил на заседании «Открытой трибу­ны» глава КПРФ Геннадий Зюганов, в целом 7 из 10 избирателей не приш­ли на выборы, явка в городах, по его данным, составила 20-25 процентов, и это является следствием отсутствия нормального диалога между властью и обществом и разрушением сло­жившейся политической системы. Его коллеги по парламентским партиям не столь категоричны в оценках, но ус­матривают ошибку в назначении даты выборов. По их мнению, ее нельзя бы­ло назначать на второе воскресенье сентября, когда избиратели озабоче­ны не столько выборами различных структур власти, сколько сбором уро­жая на садовых участках. В ЛДПР уже готовится законопроект о переносе Единого дня голосования на апрель, в «Справедливой России» — на ноябрь.
Что получится из этого, пока тео­ретического спора — не ясно. Есть эксперты, которые разделяют такую точку зрения, есть и те, кто выступает категорически против, полагая, что не следует переносить дату проведения Единого дня голосования, так как нель­зя допустить, чтобы новые депутаты региональных заксобраний приходи­ли на места тех, кто до них уже при­нял бюджет. Масло в огонь дискуссий подлил и политолог Николай Злобин, заявивший, что снижение уровня явки избирателей — не только российская, но и мировая проблема, связанная, по его словам, с тем, что граждане перестали доверять традиционным политическим партиям.
Так это или нет, будут разбираться эксперты. Но, может быть, в этой связи следует обратить внимание на слова Президента России, который, высту­пая на церемонии инаугурации из­бранного мэра Москвы, заявил: протестное голосование в столице было направлено не против Собянина, а против чиновничьего чванства и про­извола. Неявка на выборы — такой же вариант протестного голосования, как и все остальные, как говорят, «го­лосование ногами». И, возможно, от­носится оно не только к столице…
 
 
Следующие выборы состоятся в бу­дущем году. Уже сейчас политологи прогнозируют, что они окажутся еще более насыщенными событиями и парадоксальны результатами, чем прошедшие. Уже сейчас очевидно, что партийные списки в избиратель­ных бюллетенях увеличатся, и сама по себе избирательная система претер­пит изменения. По словам Сергея На­рышкина, в «законодательном порт­феле» палаты находится около 20 законопроектов. Для всех участников очередного электорального процес­са год предстоит непростой.
Следует, видимо, полагать, что отсутствие массового потока жа­лоб и громких скандалов и есть как раз следствие обозначенного спи­кером нижней палаты парламента процесса, где главной составляю­щей становится появившаяся на вы­борах конкуренция среди политиче­ских партий и их представителей. По данным Центризбиркома, только на выборах глав субъектов Федерации 26 партий выдвинули 93 кандидатов, а в региональные законодательные ( представительные) органы государ­ственной власти 43 политические пар­тии выдвинули 306 партийных списков. По итогам выборов 31 партия получи­ла места в парламентах различного уровня. Это немало в не привычных по­ка для российского избирателя усло­виях широкой многопартийности. Да и для самих партий, за исключением старожилов политического процес­са, представленных в Федеральном Собрании, такого рода конкуренция является серьезным испытанием на политическое выживание.
Впрочем, наверное, и для старо­жилов тоже. По мнению известного политолога, члена Совета при Прези­денте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Леони­да Полякова, высказанному в ходе за­седания «Открытой трибуны», выборы ознаменовались процессом демо­нополизации политики, дерегулиро­вания и демократизации избиратель­ного процесса, что стало основными тенденциями прошедшего электо­рального цикла. Демонополизация политики, по его мнению, происходи­ла как раз за счет появления большого числа новых партий, которые оказыва­ли конкуренцию не только партии вла­сти, но и остальным трем парламент­ским партиям. Дерегулирование из­бирательного процесса произошло за счет снижения административных барьеров, и это лишает оппозицию повода утверждать, что ей мешали достичь высоких результатов. И, нако­нец, отмечает политолог, роль наблю­дателей. Их в прошедших выборах участвовало десятки тысяч, и имен­но они, полагает политолог, помогли сделать выборы-2013 легитимными.
 
 
Как представляется, эта оценка наиболее верно комментирует об­щую картину, сложившуюся по ре­зультатам прошедших выборов. И да­ет возможность всем участникам по­литического процесса осознать свое нынешнее место в иерархии поли­тических сил. Та же «Единая Россия», например, может считать себя по­бедителем завершившейся избира­тельной кампании, даже несмотря на «громкие» поражения на выборах мэ­ров Екатеринбурга и Петрозаводска. Не случайно лидер «единороссов» Дмитрий Медведев, комментируя финальные результаты, подчеркнул, что его партия выступила весьма до­стойно, что подтверждают результаты по абсолютному большинству реги­онов, причем во многих случаях они значительно превосходят итоги выбо­ров 2011 года.
Если брать «общекомандный за­чет» по выборам всех уровней, то второе место, как это уже стало при­вычным, занимает КПРФ, третье и чет­вертое с переменным успехом делят ЛДПР и «Справедливая Россия». Но буквально в затылок им «дышат» но­вые партии: напомним, что 31 из них получила свое представительство в парламентах всех уровней. Есть по­вод поразмышлять.
Впрочем, результаты прошедшего голосования вполне могли быть и не­сколько иными, потому что 8 сентября выявилась еще одна, в известной сте­пени новая для России тенденция. Яв­ка избирателей оказалась рекордно и практически повсеместно низкой. Это явление также требует осмысле­ния: что же произошло?
Политики и эксперты очень живо обсуждают это явление, не прихо­дя пока к единому мнению. Как за­явил на заседании «Открытой трибу­ны» глава КПРФ Геннадий Зюганов, в целом 7 из 10 избирателей не приш­ли на выборы, явка в городах, по его данным, составила 20-25 процентов, и это является следствием отсутствия нормального диалога между властью и обществом и разрушением сло­жившейся политической системы. Его коллеги по парламентским партиям не столь категоричны в оценках, но ус­матривают ошибку в назначении даты выборов. По их мнению, ее нельзя бы­ло назначать на второе воскресенье сентября, когда избиратели озабоче­ны не столько выборами различных структур власти, сколько сбором уро­жая на садовых участках. В ЛДПР уже готовится законопроект о переносе Единого дня голосования на апрель, в «Справедливой России» — на ноябрь.
Что получится из этого, пока тео­ретического спора — не ясно. Есть эксперты, которые разделяют такую точку зрения, есть и те, кто выступает категорически против, полагая, что не следует переносить дату проведения Единого дня голосования, так как нель­зя допустить, чтобы новые депутаты региональных заксобраний приходи­ли на места тех, кто до них уже при­нял бюджет. Масло в огонь дискуссий подлил и политолог Николай Злобин, заявивший, что снижение уровня явки избирателей — не только российская, но и мировая проблема, связанная, по его словам, с тем, что граждане перестали доверять традиционным политическим партиям.
Так это или нет, будут разбираться эксперты. Но, может быть, в этой связи следует обратить внимание на слова Президента России, который, высту­пая на церемонии инаугурации из­бранного мэра Москвы, заявил: протестное голосование в столице было направлено не против Собянина, а против чиновничьего чванства и про­извола. Неявка на выборы — такой же вариант протестного голосования, как и все остальные, как говорят, «го­лосование ногами». И, возможно, от­носится оно не только к столице…
Следующие выборы состоятся в бу­дущем году. Уже сейчас политологи прогнозируют, что они окажутся еще более насыщенными событиями и парадоксальны результатами, чем прошедшие. Уже сейчас очевидно, что партийные списки в избиратель­ных бюллетенях увеличатся, и сама по себе избирательная система претер­пит изменения. По словам Сергея На­рышкина, в «законодательном порт­феле» палаты находится около 20 законопроектов. Для всех участников очередного электорального процес­са год предстоит непростой.
 
 Николай ДОРОФЕЕВ
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 4209