В 1991 году страна столкнулась с множеством вызовов, одним из которых оказался национализм"
В 1945 году Советский Союз выиграл войну с расистским государством. Однако расизм не исчез. Неожиданно возник он и в момент распада Союза.
Суть расизма заключается в абсолютно бездоказательном измышлении о том, что одна раса (или нация) сильнее и могущественнее других. Такой ребяческий тезис оборачивается отнюдь не детским обоснованием практики — раз мы сильнее всех, значит, мы можем делать из других народов рабов, уничтожать других для собственного блага и просто для развлечения. Алчность, ослепившая людям глаза, прикрылась идеей суверенитета республик, независимости не пойми от кого, зачем. Рационально объяснить желание всепожирающего поглощения, пробудившегося в годы перестройки, невозможно.
Результат — ненависть, насилие, кровь. Действительно, настоящая геополитическая катастрофа. Тем не менее, она свершилась. В 1991 году возникла Российская Федерация, правопреемница СССР, историческая наследница Российской империи. Страна столкнулась с множеством вызовов. Одним из таких вызовов оказался национализм. Что с ним делать? Подавлять? Бороться? Или же воспитывать и направлять на благо страны, не повторяя ошибок прошлого? Попробуем с этим разобраться.
Национализм — феномен непростой. Можно говорить о двух основных типах национализма: первый тип — национализм, объединяющий разные нации, народы и культуры; второй — национализм разъединяющий, легко скатывающийся в рассуждения о превосходстве одной расы над другой. Ничего, кроме разрушения, такой национализм не несет. Разве можно иметь дело с человеком, который не видит дальше собственного носа, а во всех других людях (ведь и среди «расовополноценных» должна быть иерархия) видит рабов, средства для собственных целей? «Если немецкий народ столь труслив и слаб, то он ничего не заслуживает, кроме позорной гибели», — симптоматичная фраза Гитлера о поражении немцев в войне.
Совершенно иная суть у национализма первого типа: крепкая гражданская нация, единым фронтом выступающая в защиту Родины. Простые, казалось бы, слова, однако сколько сил и труда уходит на их практическое воплощение.
В Советском Союзе не удалось сформировать гражданскую нацию. Употребив термин «сформировать», хочу специально оговориться, что под формированием гражданской нации я понимаю не просто инструментальную работу правящего класса над созданием национальной сущности, существа, а обоюдный процесс, в который включены как элиты, так и все общество, представляющее различные культуры и народы. Только в этом обоюдном процессе может зародиться живая и творческая гражданская нация, продуктивный, не деструктивный, национализм, то есть национализм объединяющий, а не разъединяющий.
Что такое гражданство? Гражданство — это формальная принадлежность к стране, в которой человек родился или обосновался. От гражданства неотделимо понятие гражданственности, предполагающее некоторую автономию от государства. Суть автономии в борьбе за свои интересы, безусловно, не в ущерб обществу и стране, в которой проживает субъект гражданской активности. Таким образом, быть гражданином — значит исполнять гражданские обязанности, установленные государством, а также бороться за свои права — жить в безопасном и свободном от криминалитета районе; ходить по чистым городским улицам; получать достойную зарплату.
Здесь следует сделать важное замечание: пребывать в статусе гражданина — это не частное и личное дело одного, это дело многих. Поэтому, когда речь идет о жизни в свободном от бандитов районе или достойной зарплате, подразумевается активность не одного человека, а группы, которая заинтересована в лучшей жизни не только для себя как частных лиц, но и для общества в целом. Гражданин не может быть одиночкой хотя бы по формальному признаку. Гражданин не одинок, потому что вокруг него тоже граждане, такие же, как он или она, — граждане по праву рождения или, например, по праву заслуг (российский тому образец актер Жерар Депардье). О какой активности идет разговор? Естественно, не об активности вроде судов Линча.
Гражданская активность предполагает указание на болевые точки, которые существуют в государстве, их общество и государство должны излечивать совместными усилиями. Приведу простой пример, к сожалению, часто возникающий в российской действительности: случилось несчастье, и вот одни таксисты взвинчивают цены, а другие бесплатно подбрасывают людей до нужных пунктов назначения. Мне могут возразить: знаем мы этих таксистов, как знаем и их национальность, и зачастую отсутствие российского гражданства. Неужели? Как и в любой другой профессии, среди таксистов множество представителей различных народов и граждан, главное не это, а то, что это люди: одни жестокие и бесчеловечные, другие — нет. Когда случаются трагедии вроде терактов, можно ли думать о наживе? Оказывается, можно. Алчность ослепляет, хотя и не всех. Кто остается зрячим? Тот, кого можно назвать человеком и гражданином.
Могут ли интересы одних граждан сталкиваться с интересами других, если те и другие жители одной страны? Да. Таков мир. Без конфликта интересов движение невозможно. В статике нет развития. Однако развитие бывает как поступательным, так и форсированным, с уймой ошибок и промахов, ведущих к торможению процесса. Граждане одного государства имеют право на конфликт друг с другом, при этом не имеют права на войну между собой. Греки назвали бы это варварством. Также к варварству следует отнести и убийства, основанные на неприятии других культур, других цветов кожи. Все это расизм.
Понятна боль людей, близкие которых погибли от рук приезжих. Понятно их желание мести. Но и они должны понимать, что местью ничего не решается. Наказание вершит суд. Только суд может назначить правых и виноватых. Если же мы ставим суд под сомнение, то, следовательно, мы ставим под сомнение и целостность государства. Если так, то да — пусть все рушится к бесам! Пусть торжествует расизм. Пусть будет война всех против всех. Пусть на территорию России приходят самые хищнические иностранные компании и эксплуатируют нашу природу. Пусть погибнет наша экология. Пусть все умирают от страшных болезней. Пусть все станут рабами более сильных господ.
Гражданство — это формальная принадлежность к стране, в которой человек родился или обосновался.
|
Как вам такая инфернальная достоевщина? Не нравится?
Что же, тогда не стоит уподобляться варварам. Воспитывайте в себе цивилизованного человека. Воспитывайте в себе гражданина. Или вы думаете, что гражданина в вас воспитает государство? Государство может вам в этом только помочь, но начинать следует с себя.
Какой сферой деятельности вы бы ни занимались, быть гражданином — не только формально — никогда не поздно.
Зарождение гражданской нации в России происходит. Медленно. Поступательно. Но спешить не стоит, так как в спешке умножаются варвары, а варварства пока, увы, хватает. Пусть все идет естественным образом, своим чередом. Глядя на опавшие листья, вспоминаешь лето, ждешь весны. Расцвету можно помогать, но без перегибания палок и превращения деревьев в коряги. Искусственные гибриды и образования России не нужны. У гражданина России есть родная культура и история, очень непростая, но своя, включающая память как об имперском, так и советском прошлом. А еще у гражданина России есть настоящее. Сложное, цветущее всем многообразием красок жизни. Политологи отмечают, что в современной России не сложилось понимание того, кто мы есть. Чем отличается советский человек от россиянина, и есть ли здесь место русскому? Четкости и определенности нет. Нужна ли в таком случае граница? Да. Для формирования крепкой гражданской нации граница просто необходима.
Кажется, что есть три опции: советский человек, россиянин и русский. К счастью, российская действительность не столь упрощена и механизирована. Нельзя поделить одних, вычесть других и прибавить третьих. Понятно, что советский человек — это не прошлое, а живая история. И никто не вправе отказать людям считать себя наследниками такой сверхдержавы, как Советский Союз. Тем не менее, СССР не существует на карте мира, но существует в головах. Союз — это воспоминание, это прошлое. Не прошлое сам человек, который там жил и хранит в своем сердце память о своей молодости, боевой славе… Сегодня мы — в Российской Федерации, где проживают различные народы и нации. Страна может гордиться своим культурным разнообразием. Именно поэтому нам ни к чему графа в паспорте, представитель каждой нации и так знает, кто он. Потому граница мета-географична. Она объединяет нас всех — тех, кто жил в Союзе, кто живет в России настоящей и кто будет жить в России будущей.