Вмешательство во внутренние дела России направлено на разрушение конституционной идентичности

Вмешательство во внутренние дела России направлено на разрушение конституционной идентичности

Фото: пресс-служба Совета Федерации

ВЫПУСК

5 марта состоялось заседание Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России. Основные вопросы, касающиеся попыток влияния на общественно-политическую обстановку, затронутые в ходе заседания, прокомментировал в интервью «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

- Андрей Александрович, на заседании Временной комиссии рассмотрен ежегодный доклад, в котором проанализированы факты по иностранному вмешательству. Какие основные способы вмешательства во внутренние дела России в нём приводятся?

- Главным образом оно реализуются за счёт попыток влияния на общественно-политическую обстановку. Такие события имели место во время проведения выборов (2011-й, 2012-й и 2016 год.). В частности, в 2011 году Европейский парламент сразу после дня голосования принимает резолюцию с призывом  организовать в РФ «новые свободные и справедливые» выборы в Госдуму. Явным вмешательством извне в российские внутренние дела стали попытки опротестовать результаты наших выборов.

Кроме этого, извне предпринимаются попытки инициировать ряд изменений в избирательное законодательство. Одним из примеров является норма, которая ограничивает активное избирательное право осуждённых, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Европейский суд по правам человека в решении по жалобам граждан Анчугова и Гладкова указал на необходимость преодоления конституционного запрета на участие в выборах осуждённых заключённых посредством какой-либо формы политического процесса. По существу нам было предложено внести поправки в главу 2 Конституции РФ, изменение которой предполагает принятие нового текста.

Однако анализ законодательства европейских государств позволяет сделать вывод, что так называемый европейский консенсус по вопросу об ограничении избирательных прав осуждённых заключённых отсутствует. В семи государствах, как и в России, автоматически лишают права избирать отбывающих наказание в виде лишения свободы, в 17 государствах принят смешанный подход (зависит от вида преступления и (или) срока лишения свободы).

Это свидетельствует о том, что политизированный характер решений межгосударственных органов, в частности, ЕСПЧ является одним из способов вмешательства во внутренние дела России.

- Какие, на Ваш взгляд, преследуются цели и задачи при вмешательстве во внутренние дела России? Предпринимаются ли для их предупреждения какие-либо меры?

- Одной из основных целей, которая преследуется, является разрушение конституционной идентичности. Такие действия предпринимаются, в частности, путём попыток подрывы доверия к избирательным процедурам и выборам в целом.

Для предупреждения фактов вмешательства в избирательное законодательство внесены существенные изменения. Избирательный процесс стал максимально открытым по сравнению с зарубежной электоральной практикой.

Для обеспечения прозрачности выборов расширен перечень избирательных комиссий, на которых применяются средства видеонаблюдения при голосовании и установлении его итогов. Вместо ранее действующих открепительных удостоверений, использование которых вызывало существенные нарекания, закреплена возможность голосования на основании заявления. Значительно увеличены санкции за нарушения порядка предоставления и получения избирательного бюллетеня, введена уголовная ответственность за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня.

В целях снижения предпосылок для внешнего влияния, направленного на оспаривание избирательных процедур, установлены дополнительные гарантии защиты прав участников избирательного процесса.

Важнейший этап выборов — это контроль над голосованием и подведением его итогов. Для максимального вовлечения общественности в этот процесс в конце 2017 года в законодательство внесены необходимые изменения. Законодательно закреплены полномочия общественных палат по назначению наблюдателей на выборах из числа представителей общественности.

- К каким основным выводам пришла Временная комиссия по итогам рассмотрения ежегодного доклада?

- Временная комиссия определила основные направления дальнейшего совершенствования законодательства, направленные на предупреждение фактов вмешательства во внутренние дела России. В качестве примеров, которые поддержаны, можно привести необходимость укрепления внутригосударственных средств правовой защиты, расширения гарантий реализации и защиты прав. Для их подготовки планируется продолжить мониторинг правоприменительной практики по реализации уже принятых законодательных новаций.

Все предпринимаемые законодательные меры будут направлены на повышение доверия граждан к национальным институтам.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен
Просмотров 1520

05.03.2018 14:36

Загрузка...