В Русский мир вливаются православные верующие других национальностей

Депутат Госдумы прокомментировал воссоединение западноевропейских приходов с РПЦ и рассказал о важности этого события для сохранения целостности православия

В Русский мир вливаются православные верующие других национальностей

фото: Юрий Инякин / ПГ

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время воскресной литургии в храме Христа Спасителя 3 ноября передал главе Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции архиепископу Иоанну Патриаршую и Синодальную грамоту о восстановлении единства архиепископии с РПЦ. Это событие ознаменовало завершение исторического процесса воссоединения приходов, созданных эмигрантами из России в начале XX века с Русской православной церковью.

Для участия в торжественных мероприятиях, которые проходили со 2 по 4 ноября, в Москву прибыла делегация архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. На литургии в храме Христа Спасителя, которую возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, присутствовали также представители государственной власти, сенаторы и депутаты Государственной Думы.

Председатель Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, президент Межпарламентской ассамблеи православия Сергей Гаврилов в беседе с «Парламентской газетой» рассказал, почему воссоединение Русской православной церкви с Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции по праву можно считать знаковым событием, и порассуждал о том, как противостоять раскольническим тенденциям в современном мире.

- Сергей Анатольевич, как вы считаете, почему воссоединение РПЦ с западными приходами по праву можно назвать эпохальным событием?

- Переговоры о воссоединении с западными землями шли десятилетиями. Решение было найдено, только когда ситуация, связанная с разделением церквей, дошла до предела. Воссоединение — это знаковое событие, являющееся символом глубокого уважения к тем богослужебным традициям, которые сформировались чадами Русской православной церкви в Европе, и мы сохранили  этот уникальный  мир русской епископии, существующий со времён митрополита Евлогия (1920-е годы). Оно важно и тем, что в наш Русский мир возвращаются многие православные верующие не только русской, но других национальностей, это видно по архиепископату — это и французы, и немцы, и англичане. Во многих приходах большинство прихожан — представители коренных национальностей. Это придаёт действительную Вселенскость нашей церкви, не случайно Русская православная церковь имеет значительный опыт окормления (духовного наставничества. — Прим. ред.) на всех языках народов Старого Света. Менталитет прихожан зарубежной церкви различен, поскольку люди придерживаются разных взглядов  — консервативных, монархических, либеральных, — поэтому важно, чтобы каждый чувствовал себя в церкви как в родном доме.

- Какое значение будет иметь воссоединение для практической работы по укреплению Русского мира и мирного сосуществования народов?

- Русская православная церковь имеет огромные возможности и опыт миротворческой деятельности, поддержки миротворческого движения, борьбы с гонкой вооружений и размещением наиболее опасных видов ракет в Европе, борьбы за мир. Воссоединение окажет большое влияние на укрепление миротворческой силы в Европе и Америке. Мы должны взаимодействовать с миротворцами и христианскими организациями для объединения наших усилий в борьбе за мир и защиту прав христиан.

открытие V Рождественских Парламентских встреч. вместе с Патриархом Кириллом и вячеславом володиным. фото: пресс-служба депутата

- Вы говорите, что церковный раскол, свидетелями которого мы являемся, имеет «земное» происхождение. Кто его инициаторы и какие у них цели?

- Думаю, что воссоединение наших церквей будет примером для многих стран по преодолению раскола, распространяемого Константинополем, который в настоящее время взывает к так называемой греческой солидарности. Фанар опирается на поддержку внешних сил, поэтому природа раскола, безусловно, имеет «земной» характер. Заокеанские силы, по сути, и являются инициаторами раскола, цель которого — раздробление государств, в частности по национальному, религиозному признакам, и создание несамостоятельных враждующих между собой образований. Страны — члены НАТО становятся объектами давления извне, воздействие оказывается на цивилизационную модель развития, межгосударственные отношения, используются противоречия между церквями.

- Видите ли вы возможность повторения украинского сценария в других странах? И к чему может привести подобный раскол внутри православного мира?

- Несмотря на то что украинский раскол выдыхается, поскольку он был явно политическим проектом ушедшего президента-радикала П. Порошенко, направленным на раскол Русского мира, тем не менее давление на Элладскую церковь усиливается. Украина стоит перед выбором: возвращения храмов, примирения с православными верующими или  усилением гонения на православных верующих.

Наша задача состоит не только в том, чтобы призывать священнослужителей к сохранению нашего канонического единства, основанного на наших общих ценностях, но и исключить раскол на уровне наших народов — Болгарии, Сербии, Греции, Румынии, Польше. Мы понимаем, что раскол в Черногории, Македонии, на Ближнем Востоке может привести к дополнительным страданиям верующих, он представляется очень опасным для самостоятельного культурного будущего государств. В настоящий момент, несмотря на наши усилия, внешние заокеанские силы и Фанар по-прежнему провоцируют углубление раскола. Полагаем, что для них сейчас самое время, чтобы остановиться в своей внутренней агрессии и, признав свои ошибки, начать восстановление церковного православного единства.

на ВРУЧЕНИи ЦЕРКОВНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ. фото: пресс-служба депутата

- Как мы сегодня можем противостоять раскольническим тенденциям и при помощи каких инструментов может быть сшита гармоничная ткань православного мира?

- Для пресечения распространения раскольнических тенденций необходима локализация данной угрозы. Чтобы предотвратить последующие попытки обострения ситуации, мы должны развивать и применять инструменты народной дипломатии. Безусловно, мы видим, что основным институтом церковного раскола является государство, поэтому России следует обратить более пристальное внимание на укрепление межправославного единства и межконфессионального взаимодействия.

Просмотров 6062

06.11.2019 13:54




Загрузка...

Популярно в соцсетях