В России предлагают изменить систему третейских судов
До сих пор получили разрешение на осуществление деятельности третейских судов только 2 суда. 2 функционируют без такого разрешения — МКАС и МАК при ТПП. Необходимо упростить процедуру и требования при регистрации арбитражных учреждений, установить в законодательстве исчерпывающий перечень документов для получения разрешения, чтобы третейское разбирательство стало более востребованным.
Об этом заявил 30 октября в Екатеринбурге глава Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. В рамках региональной недели Государственной Думы он провёл в Екатеринбурге расширенное заседание Совета Свердловского регионального объединения «Депутатская вертикаль».
«Важная работа предстоит и над поправками в законодательство о третейских судах — поправками в статью 44 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» в части совершенствования порядка предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения», — объяснил Крашенинников.
Он напомнил, что сейчас в России идёт масштабная реформа судопроизводства. Законодательные изменения в её рамках предлагают президент, Правительство, депутаты и сенаторы.
Парламентарий напомнил, что по распоряжению Администрации Президента РФ в июне 2018 года была создана рабочая группа по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства. «Основной целью рабочей группы стала работа над 30 законопроектами, количество которых за весь период практически не менялось, поскольку в течение периода работы перечень уменьшался за счёт принятых и пополнялся за счёт вновь вносимых законопроектов», — уточнил Крашенинников.
По его словам, сейчас принято 14 федеральных законов. В частности, основной закон по реформированию судоустройства — Федеральный закон «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции. А также коррелирующие законы о внесении изменений в УПК, КоАП, о реорганизации военных судов, о правовом статусе помощника судьи, об обеспечении судей, об обязательной аудиозаписи судебного заседания и другие.
«Федеральный конституционный закон по реформированию судоустройства предусматривает создание апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, в том числе апелляционного и кассационного военных судов. Решение о начале их деятельности примет Пленум ВС РФ и объявит об этом не позже 1 октября 2019 года», — рассказал председатель думского Комитета.
Он подчеркнул, что для реализации судебной реформы планируется реорганизация в системе военных судов, а в июле 2018 года были приняты федеральные законы, направленные на беспристрастное определение состава суда по конкретным видам дел, используя автоматизированную информационную систему и обязательную аудиозапись судебных заседаний по гражданским и уголовным делам, как в первой инстанции, так и в апелляции. Изменения вступят в силу с 1 сентября 2018 года.
«В перспективе нам предстоит рассмотрение во втором чтении законопроекта о реформе процессуального законодательства, работа по которому ведется с февраля 2018 года. По данному законопроекту проведены многочисленные заседания рабочих групп, совещания, поступило более 150 поправок, отзывы. Проектом предлагается внести ряд изменений в сходные нормы процессуального законодательства (ГПК, АПК и КАС), регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Законопроект является важным шагом в реформировании и модернизации судопроизводства, в унификации процессуальных кодексов», — отметил Крашенинников.
При этом он уточнил, что некоторые из изначально предложенных в нём способов оптимизации деятельности судебных органов могли привести к снижению качества правосудия и ограничению реализации прав сторон в процессе. «В связи с чем отдельные положения законопроекта предложено скорректировать рабочей группой, ряд поправок впоследствии был одобрен Комитетом Госдумы по государственному строительству и законодательству», — добавил депутат и перечислил самые обсуждаемые из них.
В частности, из законопроекта исключаются нормы об отказе от составления мотивировочной части судебного решения, сохраняются положения о возможности изменения договорной подсудности, предлагается установить, что представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.
«В дальнейшем планируется работа над совершенствованием процедуры медиации. Предлагается применять медиацию не только к спорам, возникающим из гражданских, семейных и трудовых отношений, но также административных и иных публичных — например, налоговых, об оспаривании нормативных правовых или индивидуальных актов», — резюмировал Павел Крашенинников.