Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Андрей Исаев: В переговорах с Правительством в поддавки играть не собираемся

26.10.2015 15:56

Андрей Исаев: В переговорах с Правительством в поддавки играть не собираемся
ФОТО ЮРИЙ ИНЯКИН
При подготовке проекта федерального бюджета 2016 года вокруг разделов социальной сферы, определяющих достаток и качество нашей жизни, развернулись, можно сказать, жесткие баталии в политических кругах.
Активное участие в них принимает Андрей Исаев, заместитель председателя Государственной Думы, курирующий «социалку», заместитель руководителя фракции «Единая Россия». Политик, начавший свою деятельность во времена «горбачевской перестройки» в качестве одного из лидеров обновляющегося профсоюзного движения, в интервью для «РФ сегодня» рассказывает о противоречиях между министрами и депутатами, об аргументах, которые приводят они в защиту своих позиций, о трудных поисках компромиссных решений.
 
При подготовке проекта федерального бюджета 2016 года вокруг разделов социальной сферы, определяющих достаток и качество нашей жизни, развернулись, можно сказать, жесткие баталии в политических кругах. Активное участие в них принимает Андрей Исаев, заместитель председателя Государственной Думы, курирующий «социалку», заместитель руководителя фракции «Единая Россия». Политик, начавший свою деятельность во времена «горбачевской перестройки» в качестве одного из лидеров обновляющегося профсоюзного движения, в интервью для «РФ сегодня» рассказывает о противоречиях между министрами и депутатами, об аргументах, которые приводят они в защиту своих позиций, о трудных поисках компромиссных решений.
 

«Фантазиями заниматься некогда»

-  Мы в течение года вели достаточ­но серьезные споры с Правительством. У нас существуют разногласия с его финансово-экономическим блоком по вопросам индексации пенсий, еже­месячных денежных выплат, — заявил Андрей Исаев. — Эти споры продолжа­ются и поныне, но я хочу сказать: нам фантазиями заниматься некогда. Наша позиция четко обозначена: в 2013 го­ду принят закон, по которому пенсии должны индексироваться по итогам инфляции за предыдущий год. В пере­говорах с Правительством мы эту по­зицию отстаивали, готовы настаивать на ней и дальше. Играть в поддавки не собираемся, но, разумеется, будем руководствоваться при этом реальной экономической ситуацией.
К сожалению, на сегодняшний день при реализации бюджета имеются су­щественные трудности. Денег, по заве­рению Минфина, попросту не хватает, экономика пребывает в сложной ситу­ации. В отношении России действуют неправовым образом, пытаясь санкци­ями вызвать экономические трудности и тем самым породить социальное на­пряжение в стране. В таких условиях Правительство предлагает парламенту определенный компромисс. В качестве такового нам предложено провести индексацию пенсии в два этапа: с 1 февраля увеличить ее на 4 процента, а по итогам первого полугодия будут внесены предложения о доиндексации пенсии. Как предполагается, палата уже в весеннюю сессию рассмотрит законопроект о дате проведения этой доиндексации. Мы надеемся, что в данном случае речь пойдет об ин­дексации по реальной инфляции.
 
-  Как известно, одним из усло­вий второй индексации пенсии вы­двигается отказ от ее увеличения работающим пенсионерам.
-  Разумеется, такое предложе­ние поступило не от хорошей жизни, и мотивация кабинета министров по­нятна. В разгар кризиса помочь надо в первую очередь тем, у кого пенсия — единственный источник дохода. Рабо­тающие пенсионеры имеют и другой источник — зарплату, поэтому им бу­дет легче справиться с трудностями, чем неработающим пенсионерам. Од­нако при реализации правительствен­ной инициативы мы можем столкнуть­ся с серьезными проблемами. Сегодня индексация пенсии — это увеличение стоимости пенсионного коэффициен­та, балла. Неиндексация работающим пенсионерам означает, что для них будет установлена иная стоимость балла, нежели у неработающих граж­дан пенсионного возраста. Напомню: если пенсионер работает, то в Пен­сионный фонд за него продолжают уплачиваться взносы. Соответственно, количество баллов, заработанных им, увеличивается, на основании чего еже­годно производится перерасчет пен­сии. Естественно, возникает вопрос: в каких баллах будет осуществляться такой перерасчет у работающих пен­сионеров при реализации правитель­ственного предложения — в полноцен­ных, проиндексированных или в непроиндексированных?
Кроме того, важно провести зако­нодательную норму, которая позволит при прекращении работающим пенси­онером трудовой деятельности немед­ленно восстановить ему полноценный балл и возместить в полном объеме все, что он потерял от недоиндексации. В те минуты, когда мы с вами беседу­ем, эти вопросы еще продолжают об­суждаться. Парламент настаивает на выполнении выдвинутых условий.
 
-  Андрей Константинович, неод­нозначные отклики в СМИ вызвало правительственное решение в тре­тий раз «заморозить» накопительные пенсионные взносы в 2016 го­ду, что позволит бюджету следующе­го года сэкономить 344 миллиарда рублей. По поводу будущего накопи­тельной пенсии граждан острая дис­куссия состоялась даже внутри кабмина. Раскритиковала запланиро­ванный мораторий и глава Центро­банка России Эльвира Набиуллина, расценив его как недальновидное решение, разрушающее «долгосроч­ную устойчивость всей пенсионной системы». Эксперты Национальной ассоциации негосударственных пен­сионных фондов подсчитали: «замо­розка» нанесла десяткам миллио­нов человек убытки на сумму около 30 миллиардов рублей.
- Действительно, сегодня живо дис­кутируется продление «заморозки» накопительных пенсионных взносов, и у нас по этому поводу имеются свои подсчеты и аргументы. Напомню, ре­шение о моратории на накопительные взносы принималось в 2013 году в свя­зи с тем, что негосударственные пен­сионные фонды должны были пройти санацию. В результате проверок их деятельности против некоторых НПФ уже возбуждены уголовные дела. 80 из 111 фондов не вступили в систему обя­зательного гарантирования средств, что является серьезной проблемой. Пока порядок в структурах НПФ не будет наведен, направлять туда деньги граждан представляется неразумным.
Нам любят говорить о «длинных деньгах», которые якобы дают экономи­ке НПФ. Опыт же показывает: никаких «длинных денег» так и не появилось. НПФ существуют более 10 лет, в на­копительной системе сейчас около 3 триллионов рублей, но мы не слышали ни про один крупный инвестиционный проект, который дал бы отдачу. Деньги вращаются в финансовом секторе, фор­мируя частично спекулятивный капи­тал, что способствует росту инфляции. Принятое решение о продлении «замо­розки» накопительных взносов, с моей точки зрения, правильное.
Хочу отметить, что Правительство прислушалось к мнению депутатов, и «замороженные» взносы в размере 349 миллиардов рублей пойдут, скорее всего, на вторую индексацию пенсий. Граждане в этом случае ничего не те­ряют, ибо пропорционально уплачен­ным взносам возрастает их будущая страховая пенсия. Средства, которые могли быть направлены на накопи­тельные счета граждан в НПФ, будут идти на их страховую пенсию. Так что разговоры о якобы изъятых у народа деньгах не имеют смысла.
Отрадно, что нашло отклик пред­ложение «Единой России» сохранить в бюджете Пенсионного фонда один миллиард рублей, который традици­онно направляется на оказание помо­щи одиноко живущим пенсионерам. Речь идет о газификации их жилья, о строительстве и реконструкции до­мов престарелых.
 

Бедные голодными не останутся

- По словам вице-премьера Оль­ги Голодец, в России за чертой бед­ности сегодня живут примерно 22 миллиона россиян. В то же время, по данным ВЦИОМ, 60 процентов граждан вынуждены экономить на продуктах. Примерно половина из них урезала расходы на еду, потому что она сильно подорожала. Не тут ли кроется причина того, что в 2016 году в России планируется введе­ние продуктовых карточек? Проду­мана ли система их действия, дабы жулики и воры всех уровней не раз­грабили все раньше времени?
- Я не очень понимаю, откуда взята именно эта цифра — статистика имеется самая разнообразная. Тем не менее надо признать: много россиян — счет идет на миллионы — действительно находятся ниже уровня бедности. Со­циальная платформа партии «Единая Россия» неоднократно предлагала Пра­вительству создать федеральную про­грамму, по которой малообеспеченные слои населения получали бы специ­альные платежные карты для приоб­ретения свежих и полезных продуктов в магазинах. Наконец-то исполнитель­ная власть нас услышала, чему мы, без­условно, рады.
Министерство промышленности и торговли России разработало про­грамму дополнительного питания малоимущих граждан. По ней люди, нуждающиеся в поддержке, будут получать денежные средства на при­обретение овощей, фруктов, ягод, зе­лени, мясной, молочной, рыбной про­дукции, птицы и яиц. Категорически запрещено будет тратить их на табак и алкоголь. Деньги будут начисляться на пластиковые карты по итогам со­беседования и проверки документов у тех, кто обратился с заявкой в от­деление уполномоченного органа ис­полнительной власти. Предполагает­ся, что средства будут направляться ежемесячно, а деньги, не потраченные в течение месяца, «сгорят», так как об­наличить их в банкомате будет невоз­можно. Финансирование программы должно осуществляться по двум кана­лам: из федерального и регионального бюджетов.
Введение платежных продоволь­ственных карт призвано сыграть двойную полезную роль. С одной стороны, поддержать нуждающихся, а с дру­гой — отечественного товаропроизво­дителя. Очевидно, что опосредованно получателями субсидий станут мест­ные продавцы, переработчики, живот­новоды, производители кормов, хлебо­робы, то есть все звенья экономики ре­гионов. Важно и то, что стимулируется создание локальных рабочих мест.
Хочу сразу же подчеркнуть: нынеш­ние карточки не нужно сравнивать с теми, что были в Советском Союзе. Там речь шла о том, чтобы лимитированно давать на руки определенный на­бор продуктов. Сейчас говорится о пла­тежной карте, на которую в любом из магазинов, вошедших в соответствую­щую программу, можно будет приоб­рести продукцию отечественного про­изводства. Каждый сам будет выбирать те продукты, которые сочтет нужными, лимитируется только сумма денег.
Разумеется, этот проект до его ре­ализации должен пройти широкое обсуждение. При всем его одобрении есть много вопросов: как люди будут расплачиваться в малых городах, в по­селках и деревнях, где отсутствуют терминалы? Каким образом они там смогут получить социальную помощь? Что сделать, дабы избежать злоупо­треблений, о которых вы справедливо говорите? Надеюсь, предложенная про­грамма получит общественную под­держку и будет успешно реализована.
 
- Министры финансово-экономи­ческого блока жалуются на дефи­цит средств в государственной казне, в то же время оппозиционные фракции видят их огромный резерв во внедрении прогрессивной шка­лы подоходного налога, в конфиска­ции имущества у коррупционеров и взяточников…
- Конфискация имущества корруп­ционеров — практически решенный во­прос. Но конфискация не может быть постоянным источником доходов госу­дарства, на котором основывалась бы его социальная политика. Что касает­ся прогрессивной шкалы подоходного налога, то лично я являюсь сторон­ником ее введения. Конечно, разница в налогообложении бедных и богатых должна быть небольшая. Не надо де­лать, как было, скажем, во Франции, где у состоятельных людей изымалось 70 процентов доходов. Это ведет к не­медленному бегству капиталов. Опре­деленная дифференциация была бы важна не столько в поисках экономи­ческого эффекта, сколько для социаль­ной справедливости. Экономический эффект будет несущественным. Наи­вно полагать, что за счет конфискации имущества коррупционеров и повыше­ния подоходного налога можно решить проблемы 38 миллионов пенсионеров и 12 миллионов инвалидов. Там тре­буются значительно большие деньги, которые государство должно изыскать.
 

Наша задача — обеспечить в полном объеме четкое выполнение всех социальных обязательств, несмотря на трудную финансовоэкономическую ситуацию. Именно поэтому эффективность работы социальных фондов будет привлекать повышенное внимание»

 
- Вопрос о том, как «строгость российских законов компенсиру­ется их повсеместным неисполне­нием». Помните, с какой помпой принимался Антикризисный план Правительства? И вот буквально на днях глава Счетной палаты Та­тьяна Голикова раскритиковала его исполнение, признав план «плохо продуманным». По ее информации, предусмотренные программой ме­роприятия выполнены менее чем на треть, а выделенные на борьбу с кризисом деньги не тратятся. Так, из запланированных норматив­ных актов принято 63,3 процента, но выполнено лишь 28,3. На борь­бу с кризисом в бюджете было за­ложено 602,5 миллиарда рублей, а в антикризисном фонде — 206,7 миллиарда. К 1 сентября власти распределили только 163,6 мил­лиарда рублей. Депутаты, прежде всего «Единой России», будут как-то реагировать на информацию Счет­ной палаты?
- Счетная палата — это орган пар­ламентского контроля, и, безусловно, реакция депутатов на обнародованные факты будет. Нам предстоит в ближай­шее время заслушать отчет Прави­тельства в Государственной Думе, где ожидается жесткий разговор со всеми министрами, в отношении которых в документе Счетной палаты сделаны замечания. Собственно он уже идет на встречах с ними на заседаниях фрак­ции. Парламентский контроль крайне важен в нынешней ситуации, и он будет развиваться, набирать правовую силу.
 
Пенсии
 

Фонды в ожидании бюджетов

- Наряду с проектом федераль­ного бюджета в Госдуму внесены и проекты бюджетов социальных фондов — пенсионного, социального и обязательного медицинского стра­хования. В середине октября депу­таты «Единой России» встречались с их руководителями и подвергли резкой критике работу фондов со­циального и обязательного меди­цинского страхования. Чем вызвано недовольство партии власти?
- Наша задача — обеспечить в пол­ном объеме четкое выполнение всех социальных обязательств, несмотря на трудную финансово-экономическую ситуацию. Именно поэтому эффектив­ность работы фондов будет привлекать повышенное внимание. Время безот­ветственных обещаний и нерадивых чиновников закончилось. По работе Фонда социального страхования со­стоялся очень серьезный разговор. Как известно, в 2014 году ситуация в стра­не с обеспечением инвалидов техниче­скими средствами реабилитации ока­залась крайне тяжелой, заявки были удовлетворены только на 77 процентов. Мы обратили внимание на то, что про­блема не только в недостатке средств, а и в том, как они доходят — даже при неудовлетворенности заявок 232,5 мил­лиона рублей были не реализованы и возвращены в федеральный бюджет.
Усилиями нашей фракции в этом году на обеспечение инвалидов тех­ническими средствами реабилитации было дополнительно выделено 10 миллиардов рублей. При обсуждении исполнения бюджета Фонда социаль­ного страхования выяснилось, что эти деньги до сих пор не доведены до ре­гионов, за что мы критиковали Пра­вительство. В результате достигнутых договоренностей уже в ближайшие дни необходимые платежки будут под­писаны. Регионы заявили: в кратчай­шие сроки проведут необходимые тен­деры, и эти средства в полном объеме будут реализованы, чтобы инвалиды получили необходимые им средства реабилитации.
Если говорить о Фонде медицин­ского страхования, то здесь нас забо­тит вопрос о том, чтобы несоблюдение финансовой дисциплины регионами не влекло за собой снижения отчисле­ний из федерального бюджета. Сейчас действует норма закона, по которой федеральные дотации сокращаются в случае, если регион несвоевремен­но платит взносы за неработающее население. Мы договорились о том, что будем идти на эту меру только в крайнем случае — здоровье людей не должно страдать из-за финансовой недисциплинированности чиновников.
Еще одна очень важная проблема -максимально широкая реализация программы «Земский доктор». Она да­ла возможность создать 15 000 новых рабочих мест на селе, побудив столько же людей сменить образ жизни и пере­ехать в сельскую местность, где сегодня они оказывают медицинскую помощь. Мы договорились о том, что возраст участников программы «Земский док­тор» будет повышен до 50 лет, а в тер­риториальный перечень наряду с деревнями, селами, рабочими поселками бу­дут включены поселки городского типа.
 
- Внебюджетные социальные фонды получили государственный статус?
- К сожалению, нет. Мы согласны с замечанием Счётной палаты о том, что сегодня есть острая необходимость урегулировать правовой статус фондов, равно как и средств, которые находятся в их распоряжении. Правительство по непонятным причинам с 2002 года за­тягивает принятие закона «О статусе внебюджетных социальных фондов». Три раза Государственная Дума в сво­ем постановлении констатировала не­обходимость принятия соответствую­щего закона, который придал бы фон­дам правовую основу. Ведь Пенсион­ный фонд, например, должен налагать взыскания на работодателей. Именно Правительство должно внести данный закон, так как ему предстоит в даль­нейшем управлять этими структурами.
Бесспорным является и предложение Счётной палаты установить уголовную ответственность за уклонение от упла­ты взносов. Она должна быть примерно такой же, как за уклонение от уплаты налогов, к чему обязывает и Консти­туционный суд. Неважно, заплатили за работника взнос в Пенсионный фонд или не заплатили, если формально зар­плата ему начислена, то он в полном объёме располагает всеми пенсионны­ми правами. И мы понимаем, что рабо­тодатель, не заплативший деньги в Пен­сионный фонд, фактически крадет их у государства, у других страхователей, поэтому такая уголовная ответствен­ность, безусловно, необходима.
Пользуясь возможностью, хочу высказать через ваше издание пожелание коллегам в Правительстве: мы очень надеемся, что соответствующие законы будут разработаны и в кратчайшие сроки внесены в Государственную Думу. Сейчас всем нам очень важно сохранить социальное партнерство, упрочить его потенциал, отчего напрямую зависит социальный и гражданский мир в  стране. Насколько будет прочным он, настолько крепкой, неуязвимой окажется и Россия в час нового передела миропорядка.
 
Подготовил Павел Анохин
  
Читайте нас в Telegram
Просмотров 2684