В нашу гавань будут заходить русские корабли

Спасательные работы и перевозку топлива по Северному морскому пути поручат только отечественным судам

В нашу гавань будут заходить русские корабли

ФОТО: PIXABAY.COM

Каботаж, подъём затонувших кораблей и ряд других работ будут выполнять только суда, построенные на территории России. Перечень таких задач составит Правительство страны. Суда, спущенные на воду на зарубежных верфях, будут привлекать лишь в исключительных случаях. Такие меры изложены в законопроекте, который Госдума единогласно одобрила в первом чтении 13 октября. По расчётам кабмина, это поддержит судостроительную отрасль, которая в последние годы стремительно теряет жизнеспособность. Какие перемены ждут гражданский морской флот России, разобралась «Парламентская газета».

Не только на флагах

Сегодня российские верфи загружены всего на 40-50 процентов, что делает строительство судов и морской техники нерентабельным занятием, констатируют власти. При этом корабелы получают лишь косвенную помощь от государства: прямые меры предусмотрены только для судовладельцев (лизинг строительства, субсидии по кредитам, утилизационный грант).

Законопроект, разработанный Минпромторгом, позволит увеличить внутренний спрос на российские суда, а значит — обеспечить верфи новыми и регулярными заказами. Для этого хотят расширить требования к кораблям, которым позволено выполнять такие работы, как каботаж (перевозка пассажиров и грузов между портами одной страны), ледокольная и лоцманская проводка, разведка и разработка минеральных ресурсов на морском дне и в недрах, а также перевозка и хранение нефти и газа в акватории Северного морского пути. Согласно действующему Кодексу торгового мореплавания, для этих работ можно привлекать только суда, плавающие под государственными флагами России. Правительство же предлагает, чтобы для отдельных видов работ российским был не только флаг, но и место постройки.

Точный список таких работ кабмин определит в подзаконном акте. Как отметил во время заседания Госдумы замминистра промышленности и торговли Олег Рязанцев, это могут быть каботаж, буксирные и дноуглубительные работы, поисковые спасательные операции и подъём затонувшего в море имущества.

Согласно законопроекту, использовать суда зарубежного происхождения разрешат, если их построили до вступления закона в силу. Аналогичное право получат те, кто до появления закона заключил договор на постройку или выполнение работ из будущего перечня. Впоследствии «рождённые» в других странах суда допустят к выполнению задач в исключительных случаях — по решению Правительства.

По оценкам кабмина, отечественная судостроительная отрасль вполне готова обеспечить взрывной рост спроса. Однако в Комитете Госдумы по транспорту и строительству не так оптимистичны: там известно мнение представителей отрасли, что с загрузкой верфей могут возникнуть проблемы. Кроме того, в ожидании новых судов имеющийся гражданский флот будет работать на износ, что тоже чревато проблемами. Тем более что судов не так много и значительная часть из них устарела морально и физически.

Ещё одна загвоздка в том, что для определения российского происхождения будут применяться специальные критерии. А им отвечают не все суда российского торгового флота, указали парламентарии, так как строились ещё до их появления. Вместе с тем депутаты уверены, что все эти нюансы можно учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению, сообщил во время заседания Госдумы член комитета Виктор Дерябкин.  

Арктика ждёт «Черномырдина», а Курилы — «Невельского»

В прошлом году Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной промышленности до 2035 года. В ней отмечено, что существующих заводов и их мощностей недостаточно, чтобы удовлетворить спрос на гражданские суда и морскую технику даже на внутреннем рынке, не говоря уже о конкуренции на мировых площадках. В документе названы и основные препятствия для развития отрасли. Ключевые — устаревшие технологии (производственные фонды на 80 процентов изношены и на 60 морально устарели) и большая зависимость от импортного оборудования (доля стоимости иностранных комплектующих — 40-85 процентов в гражданском секторе).

Заказы в гражданском судостроении в прошлом году выросли на 50 процентов, но почти на столько же упали заказы на постройку военных кораблей, сообщал ранее «Коммерсант». В целом количество сданных в этом году кораблей будет на 20 процентов меньше, чем в прошлом году, притом что в 2019 году рынок тоже сократился — на 19 процентов. Хотя до этого с 2012 по 2018 год отрасль показывала рост: объём производства за это время увеличился в 1,7 раза. 

На начало 2020 года гражданский морской флот России насчитывал 3704 судна, сообщал Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ). Среди них 1423 судна транспортного флота (+2,1 процента к 2019 году), 1129 — обеспечивающего флота (+1,9 процента), 1075 — рыбопромысловых (-0,5 процента), 77 — научно-исследовательских (их количество за год не изменилось).

Всего за прошлый год российские судовладельцы получили 32 новых судна, и только треть из них построена на зарубежных верфях, отмечали в ЦНИИМФ.

В этом году гражданский флот должны пополнить 60 крупных судов. Особо ожидаемые события — сдача атомного ледокола «Арктика» и «Виктор Черномырдин», которые начали строить восемь лет назад. Первый — самый большой и мощный атомный ледокол в мире, 12 октября он завершил переход из Санкт-Петербурга в порт приписки Мурманск. 30 сентября был подписан акт передачи Росморпорту самого большого неатомного ледокола «Виктор Черномырдин», который поможет осваивать Арктический шельф и обеспечивать проводку судов по Северному морскому пути. 21 октября на «Арктике» торжественно поднимут флаг России, а «Виктор Черномырдин» займёт своё место во флоте к началу ноября.

Также в 2020 году ожидается пополнение отечественного нефтеналивного флота новыми танкерами типа «Афрамакс». Суда длиной 250 метров работают на экологически чистом топливе и способны принимать на борт вертолёты. В октябре на верфи заложили уже седьмой танкер этой серии, а головное судно спущено на воду и сейчас проходит испытания.  

В этом году запускают в серийное производство сухогрузы RSD59 класса «река-море». Они могут перевозить пиломатериалы и круглый лес, металл, длинномерные грузы и уголь. В конце сентября было сдано в эксплуатацию одиннадцать таких сухогрузов, а до этого — ещё девять.

В начале года сошёл на воду теплоход «Мустай Карим» — первое за последние 60 лет круизное судно, построенное в России. В сентябре оно отправилось в свой первый рейс из Москвы в Петербург. Лайнер класса «река-море» может принять на борт 329 пассажиров и совершать переходы из столицы до берегов Астрахани и Ростова.

Тем временем в Ленинградской области спустили на воду два грузопассажирских судна проекта PV22, которым дали имена «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов». Теплоходы будут курсировать по маршруту Сахалин — Курилы. Они отличаются повышенной ледопроходимостью, так что смогут работать в любое время года, а также наличием кают для людей с ограниченными возможностями. Благодаря новым судам оборот пассажиров и грузов на курильской линии вырастет в три раза.

Просмотров 1588

13.10.2020 19:39

Пример



Популярно в соцсетях