Ученый или «эффективный менеджер»?
В конце марта общее собрание обновленной РАН приняло новый устав…
Как считает член Совета Федерации Виктор Косоуров, законодательная реформа РАН, затронувшая не только саму Академию, но и всю фундаментальную науку, идет по пути компромиссов.
К моменту внесения в июле прошлого года в Государственную Думу проекта федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» назрела необходимость реформирования как самой академии, так и всей сферы фундаментальных научных исследований в России. Это мнение разделялось и на государственном уровне, и профессиональным сообществом.
Несмотря на сохранение мощного потенциала науки в России ее роль и приоритетное значение в социально-экономическом развитии страны за последние десятилетия существенно снизились. На это есть много причин. Это и неэффективная система планирования, и кадровые проблемы, и разрывы в инновационных цепочках, и невостребованность научно-технических разработок со стороны бизнеса и общества. Существовал также целый ряд объективных предпосылок реформирования сферы фундаментальных исследований. Перечислю только несколько из них.
Во-первых, новые вызовы времени диктовали необходимость координации фундаментальных исследований. Во-вторых, существовал большой разрыв между фундаментальными исследованиями в академическом и других секторах науки. При этом сложилась ситуация, когда в условиях слабой заинтересованности бизнеса основное внимание со стороны государства было сосредоточено на финансировании прикладных исследований и разработок путем замещения недостающих внебюджетных средств ассигнованиями из федерального бюджета. В-третьих, в условиях ограниченного финансирования существовала необходимость определения приоритетов фундаментальных исследований и концентрация на них существенной части расходов из федерального бюджета.
По мнению самих академиков, время с 1991 года было «эпохой выживания». Академия наук смогла уберечь себя от разрушения и сохранить структуру, но настало время выходить из стагнации, сделать Академию наук действенным инструментом научно-технического и инновационного развития страны, а научные результаты академии более востребованными экономикой и обществом.
Большинство ученых разделяло также мнение о необходимости ротации руководства академии и ограничения срока пребывания на руководящей должности. Кроме того, руководство РАН считало необходимым проведение оценки эффективности научных учреждений для выявления как точек роста, так и организаций-аутсайдеров — научных учреждений, где уровень исследований перестал удовлетворять высоким академическим требованиям.
Таким образом, необходимость реформирования академии и дальнейшего развития фундаментальных научных исследований в России в современных условиях признавали все стороны, и прежде всего сама академия. Тем не менее, реакция профессионального научного сообщества на внесенный законопроект была, мягко сказать, негативной. На мой взгляд, во многом это обусловливалось его стремительным внесением без предварительного обсуждения с Академией наук и наличием отдельных новелл, которые не могли не вызвать возмущения со стороны научного сообщества.
Прежде всего, я имею в виду содержащуюся в первоначальной версии законопроекта норму о ликвидации Российской академии наук, Академии медицинских наук и Россельхозакадемии и создании общественно-государственного объединения «Российская академия наук». При этом в законопроекте ни слова не говорилось о преемственности вновь создаваемой академии. В то же время устанавливалось, что обеспечением деятельности «Российской академии наук» будет заниматься учрежденный правительством аппарат, являющийся федеральным государственным бюджетным учреждением.
Другой, на мой взгляд, важной причиной неприятия научным сообществом внесенного в Госдуму законопроекта стало ограничение функций академии только лишь координацией фундаментальных научных исследований, проводимых в России, и участием в экспертном научном обеспечении деятельности органов государственной власти. То есть, по сути, Аадемия наук стала больше напоминать «клуб ученых», чем главную экспертную организацию страны.
Вместе с тем, и я хотел бы это подчеркнуть, с самого начала академическое сообщество не возражало против одного из главных постулатов внесенного в Государственную Думу проекта закона, а именно — против передачи хозяйственных функций и имущественного комплекса специально созданному агентству при условии сохранения за академией научного руководства деятельностью подведомственных ей институтов.
Наверное, стены Государственной Думы знают не так много примеров, когда представители почти всех фракций работали в «единой команде», консолидированно и слаженно, стремясь сделать все от себя зависящее для того, чтобы законопроект максимально смог удовлетворять интересы академического сообщества. Напряженная работа позволила в предельно сжатые сроки подготовить большой пакет поправок, носивших концептуальный характер и позволивших решить многие из озвученных научным сообществом проблем. Всего с момента принятия 3 июля 2013 года законопроекта в первом чтении было подано 174 поправки.
Кратко остановлюсь на наиболее важных из них. Прежде всего, по предложению самих академиков Российская академия наук получила правовой статус федерального государственного бюджетного учреждения. Законодательно была закреплена преемственность академии. Из законопроекта были изъяты любые упоминания о ликвидации, так как новый правовой статус позволил провести процедуру реорганизации государственных академий наук без их предварительной ликвидации.
Как и просило академическое сообщество, членами Российской академии наук стали считаться как ее действительные члены, так и члены-корреспонденты. При этом академики Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук после вступления в силу закона становились академиками Российской академии наук. Наделение же членов-корреспондентов указанных академий статусом членов-корреспондентов РАН должно было осуществляться в порядке, установленном уставом Российской академии наук.
Первоначально законопроект предполагал установление для Российской академии наук и всех государственных академий наук одного звания — действительный член (академик). При этом академики отраслевых академий и все члены-корреспонденты автоматически приобретали статус академиков Российской академии наук.
Большие опасения со стороны коллективов академических институтов вызывало отсутствие правового механизма назначения на должность их руководителей. Существовало мнение, что на эти должности могут быть назначены люди, далекие от науки, но являющиеся при этом «эффективными менеджерами». В подготовленном ко второму чтению проекте закона была закреплена принципиально новая процедура — руководители научных организаций избираются трудовым коллективом соответствующей организации из числа кандидатур, согласованных с президиумом Российской академии наук и одобренных комиссией по кадровым вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
И все же самое, на мой взгляд, важное изменение касалось существенного расширения функций академии: в новой версии законопроекта за Академией наук закреплялось право участия не только в координации фундаментальных исследований, но и в их организации и проведении. При этом программа фундаментальных научных исследований утверждалась правительством по представлению академии.
Тем не менее, по отдельным вопросам компромиссного решения так и не было найдено, в том числе по правовому статусу региональных отделений и закреплению за академией научного руководства деятельностью академических институтов.
4 июля 2013 года законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении. Однако в связи с многочисленными обращениями научного и экспертного сообщества России и зарубежья, российских граждан и общественных организаций в июле — августе работа по совершенствованию законопроекта была продолжена.
Итогом этой большой работы стало возвращение 17 сентября прошлого года законопроекта во второе чтение и оформление в качестве поправок предложений Российской академии наук, по которым был достигнут консенсус с межфракционной рабочей группой. Таким образом, в итоговой редакции законопроекта были закреплены следующие принципиальные позиции.
Исключена норма о том, что региональные отделения не являются юридическими лицами, закреплен их правовой статус в качестве федеральных государственных бюджетных учреждений, сохранены региональные научные центры. При этом РАН стала главным распорядителем бюджетных средств в отношении своих региональных отделений.
Наряду с задачами по координации и проведению фундаментальных научных исследований Академия наук наделена правом определять основные направления этих исследований, а также объемы средств, выделяемых на эти цели, и что самое главное — участвовать в формировании государственного задания для каждого конкретного института РАН. При этом все научные организации ежегодно должны представлять свои отчеты в Академию наук для последующей оценки. По сути, на законодательном уровне РАН определена в качестве главной экспертной организации страны.
Достигнута договоренность в отношении подведомственности создаваемого федерального агентства: подчинение его напрямую правительству, а не Минобрнауки, как это первоначально предполагалось.
Всего после возвращения законопроекта ко второму чтению было принято 30 поправок к тексту законопроекта, из которых 3 — с голоса. 18 октября 2013 года Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях при 331 голосе — «за», 107 — «против» и 1 воздержавшемся.
Вместе с тем, по-прежнему оставался нерешенным вопрос научного руководства РАН, по которому консенсус с научной общественностью достигнут так и не был — в целом при отсутствии возражений никто не смог предложить механизм закрепления научного сопровождения в рамках действующего законодательства.
Именно поэтому одновременно с одобрением 25 сентября 2013 года Советом Федерации Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было принято Постановление № 368-СФ о его реализации. Постановление состояло из двух частей, первая из которых уже выполнена. Была создана рабочая группа под председательством вице-премьера правительства Ольги Голодец по разработке положения о Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО). Членами рабочей группы от Совета Федерации совместно с представителями РАН были подготовлены предложения, главная цель которых — научное руководство РАН деятельностью академических институтов.
Наша консолидированная позиция заключалась в следующем: научное руководство РАН деятельностью академических институтов могло быть обеспечено при условии непосредственного участия РАН в утверждении программ развития научных организаций и государственных заданий на проведение этими организациями научных исследований. Кроме того, Академия наук должна принимать непосредственное участие в проведении оценки эффективности деятельности научных организаций и представлять в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации научных организаций.
К нашему глубочайшему удовлетворению, эти предложения нашли свое отражение в утвержденном 25 октября 2013 года положении о ФАНО.
Что касается второй части постановления Совета Федерации — осуществлении мониторинга практики применения закона, то к его выполнению мы только приступаем. В конце прошлого года распоряжением Председателя Совета Федерации была создана специальная рабочая группа, утвержден примерный план мероприятий на весеннюю сессию.
На сегодняшний день сложились основные контуры взаимодействия между Академией наук и ФАНО. Как нам кажется, сотрудничество между этими двумя организациями развивается позитивно, первый сложный этап разделения полномочий в целом успешно пройден. В сухом остатке: ФАНО занимается финансово-хозяйственной стороной организации науки, РАН определяет научную сторону дела. Практически готово соглашение о сотрудничестве между академией и ФАНО, в котором детально будут закреплены вопросы разделения компетенций.
Был сложный момент — передача институтов в ведение ФАНО. Удалось добиться важной цели — не допустить провала финансирования институтов. Сегодня этот вопрос с повестки снят: подписаны необходимые соглашения между институтами и ФАНО, все институты финансово обеспечены.
В то же время это только начало. Впереди еще очень много проблем. С началом реформирования и практической реализации закона они проявляются и выходят на поверхность. Сейчас идет процесс выявления таких проблем, в том числе требующих законодательного решения. Это первый этап. На втором, когда таких проблем накопится достаточно, мы проанализируем их в рабочей группе и на «круглом столе», который мы запланировали на июнь этого года, и затем, может быть, выйдем на законодательные инициативы, в том числе направленные на корректировку принятого в октябре прошлого года Федерального закона.
При этом мы не должны забывать о главной цели принятия этого закона, а именно — о необходимости повышения эффективности проводимых в нашей стране фундаментальных и поисковых научных исследований и усиления роли и места фундаментальной науки в обеспечении стратегических приоритетов развития России в целом. Решение этих непростых задач возложено на Академию наук. Этими функциями ее наделил 253-й Федеральный закон, на это были направлены и поручения, принятые по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 20 декабря 2013 года.