Требования к школьным учебникам депутат предлагает установить законом

Требования к школьным учебникам депутат предлагает установить законом

Фото: er.ru

Школьные учебники не надо упрощать и требования к ним должны быть установлены законом, считает зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова. К тому же пора в законе повысить персональную ответственность и авторов школьной литературы, и экспертов, выдающих заключение по ней.  Об этом депутат сообщила «Парламентской газете».  

Президент Русского географического общества, министр обороны Сергей Шойгу раскритиковал учебники географии — нынешние издания, на его взгляд, несопоставимы со старыми, нужно, чтобы их рецензировало РГО, об этом сообщает 2 сентября РИА «Новости».

«Хороший учебник не может быть лёгким: тогда он скучен. С точки зрения ребёнка он должен быть интересным и в меру трудным. Поэтому пособия надо не упрощать, а повышать их обучающую и развивающую эффективность», — отметила Лариса Тутова.

Иждивенческие настроения относительно содержания образования, когда всё должно быть легко, понятно и мало по объёму, по её словам, чреваты в перспективе снижением интеллектуального потенциала общества. «Учение невозможно без интеллектуального усилия. Только в меру трудный материал, когда школьнику надо думать и анализировать, поможет развиваться», — пояснила парламентарий.

Комитет Госдумы по образованию и науке, по её словам, неоднократно обращался к проблеме качества школьных учебников, занимался законодательной регламентацией создания, экспертизы, распространения и использования учебников при реализации основных образовательных программ общего образования.

Но в федеральном законе об образовании до сих пор не закреплено понятие «школьный учебник», принципы и условия его создания. Минобрнауки предлагает нормативно закрепить термин «базовый учебник», что позволит определить подходы к их разработке, а также сформулировать особые требования к базовым учебникам, сообщила депутат. Такие шаги, по её мнению, будут способствовать повышению качества учебников, используемых в образовательной деятельности, и, как следствие, скажутся на всей системе общего образования.

Например, в базовом учебнике содержание учебного предмета должно быть систематизировано, в объёме, минимально необходимом и достаточном для качественного общего среднего образования. К нему могут разрабатываться печатные приложения и электронные компоненты, расширяющие и дополняющие основную информацию, пояснила парламентарий.

Содержание школьной литературы должно быть практико ориентированным, полагает она. «В базовом учебнике должна быть предложена система заданий, в которых требуется анализировать ситуацию, выявлять проблему и использовать усвоенные знания для её решения», — поясняет политик.

Возможно, сейчас необходимо вернуться к вопросу оплаты экспертиз учебников за счёт государственных средств, предположила Тутова. «В настоящее время сложилась практика оплаты экспертизы учебника заказчиком, обычно издательством. Но иногда платят авторы непосредственно экспертной организации, что ставит под сомнение объективность выводов и качество проведённых экспертиз», — пояснила она.

Действующее законодательство, по словам Ларисы Тутовой, не предусматривает ответственности экспертов и экспертных организаций за ошибки, допущенные при проведении экспертиз учебников. При этом некоторые учебники содержат погрешности в изложении материала, подборе представленных текстов и иллюстраций. «Необходимо законодательно повышать персональную ответственность и авторов школьной литературы, и экспертов, выдающих заключение о соответствии учебников задачам образования», — сказала Тутова.

Результаты экспертизы и её текст должны находиться в открытом доступе, считает парламентарий. «Надо знать фамилии и должности тех людей и названия тех организации, которые делали экспертизу. Тогда у профессионального сообщества появится возможность обсуждать учебник», — заключила депутат.

Просмотров 695

02.09.2020 15:19

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях