Тезисы доклада «Конституционные основы социального государства в России: обновление»

Социальная государственность как одна из основ конституционного строя России

С момента своего принятия в 1993 году Конституция Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя предусматривает признание современной России социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Несмотря на довольно лаконичное содержание положений статьи 7 Конституции, в которой закреплён правовой принцип социального государства и перечислен ряд основных направлений государственной политики в социальной сфере, указанная статья является основополагающей для осуществления публичных функций социального характера.

Представляя собой систему абстрактных правовых норм, статья 7 Конституции России одновременно создаёт нормативную основу для определения возможных способов реализации социальной политики органами публичной власти, ориентируя их на принятие мер, направленных на достижение макроцели в виде повсеместного утверждения принципа социального государства в практике государственного строительства, и ограничивает принятие государственно-властных решений, не согласующихся с этим правовым принципом.

Намерение участников Конституционного совещания 1993 года, осуществлявших разработку проекта Конституции Российской Федерации, придать правовому принципу социального государства особую значимость вполне понятно. Только благодаря предоставлению указанному принципу гарантии его реализации, имеющей конституционный характер, стало возможным создание качественно новых условий для проведения государственной политики в социальной сфере. Политики, предполагающей не только гибкость механизмов государственной поддержки наименее социально защищённых слоёв населения, но также и недопустимость отстранения публично-властных институтов от исполнения социальных функций государства.

Конституционная догматизация принципа социального государства, то есть закрепление соответствующих положений в Конституции РФ, отражает стремление государства и, что не менее важно, самого общества, запрос которого лежит в основе определения вектора социальной политики, на формирование позитивной политической повестки, на проведение изменений, позволяющих создать максимальный объём возможностей для человека.

Социальная государственность современной России в то же самое время выступает в качестве результата общественного консенсуса относительно долгосрочной программы действий государства в социальной сфере. Всенародное голосование 1993 года по проекту Конституции России показало стремление граждан России сохранить всё то, что было достигнуто ранее, и, обеспечив историческую преемственность, продолжать государственное развитие в соответствии с принципом социального государства.

Обеспечение и защита социальных прав — приоритетное направление деятельности публичной власти, что неоднократно подчёркивалось на высшем государственном уровне. В связи с этим закрепление в Конституции принципа социального государства, с одной стороны, возлагает на органы власти определённые обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение социальной защиты населения, и, с другой стороны, не позволяет осуществлять меры, входящие с этим принципом в противоречие.

Закрепление в Конституции положений о социальном государстве и иных норм, направленных на конкретизацию соответствующего правового принципа, возлагает на государство дополнительные обязанности по обеспечению действия социальных гарантий, пересмотреть которые в сторону ухудшения будет весьма затруднительно. Расширение «социальной базы» Конституции выступает элементом прогрессивного развития отечественного конституционализма, в полной мере отвечающего общемировым тенденциям конституционной позитивизации социальных обязательств государства и определением в национальных конституциях широкого круга гарантий конституционных прав граждан.

Так, например, в соответствии со статьей 50 конституции Испании государственные органы посредством адекватных и периодически индексируемых пенсий гарантируют гражданам, достигшим преклонного возраста, достаточный доход. Аналогичным образом, без ущерба для обязательств семей, они должны содействовать своему благосостоянию через систему социальных услуг, которая обеспечивает решение их конкретных проблем в области здравоохранения, жилья, культуры и досуга. Преамбулой к Конституции Франции каждому гражданину, который в силу своего возраста, физического или умственного состояния или экономического положения не может работать, гарантируется право на получение материальной помощи. Статьей 38 Конституции Италии каждому трудящемуся гарантируется право на получение достаточных для удовлетворения своих потребностей материальных средств, а также получение таких средств при наступлении несчастного случая, болезни, инвалидности, старости и вынужденной безработицы. Статьей 30 конституции Чехии каждому гражданину предоставляется право на достойное материальное обеспечение по старости, в периоды нетрудоспособности, а также в случае потери кормильца.

В практике развитых правопорядков позитивизация в основном законе наиболее важных социальных гарантий является распространённым и зарекомендовавшим свою эффективность правовым механизмом. Таким образом, конституционное закрепление и последовательное расширение действия принципа социального государства представляет собой общемировую тенденцию, с которой в полной мере солидарна и Российская Федерация.

Социальное государство и поправки к Конституции Российской Федерации

Проектом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти», инициированным Президентом Российской Федерации в январе 2020 года, уделяется особенное внимание вопросам, связанным с расширением конституционных гарантий реализации и защиты социальных прав граждан.

Так, предложенными Президентом России поправками предлагается гарантировать минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, регулярную индексацию социальных пособий и иных социальных выплат, а также закрепить такие основные принципы функционирования системы пенсионного обеспечения как эффективность, всеобщность, справедливость и солидарность поколений.

Как было отмечено Президентом России в ходе заседания рабочей группы по подготовке поправок к Конституции, в момент принятия Конституции закрепление в её тексте широкого перечня конкретных социальных гарантий не представлялось возможным в связи с довольно сложным экономическим положением государства. В настоящее же время, как указал Президент Российской Федерации, экономическая ситуация изменилась в лучшую сторону, и так как у государства есть такая возможность, оно должно гарантировать собственным гражданам качественно новый уровень социальной защиты.

И это действительно так. Социальная политика в любом случае зависит от экономической обстановки. Государство не может гарантировать обеспечение социальной поддержки в объёме, не соотносящемся с его возможностями. Но как мы все можем видеть, за более чем 25 лет, прошедших с момента принятия нашей Конституции, социальная политика России перешла на качественно новый уровень. Было сделано очень много для обеспечения реального благополучия населения. На закрепление этих достижений и направлены инициированные Президентом России поправки к Конституции.

С одной стороны, соответствующие положения не предусматривают каких-либо жёстких рамок чрезмерных социальных обязательств государства по отношению к собственным гражданам, определение которых в тексте Конституции могло бы вызвать непрогнозируемые изменения социальной и экономической структуры общественных отношений. Закрепление в Конституции этих социальных гарантий не ограничит законодателя в тонкой настройке системы государственного социального обеспечения, а создаст дополнительные гарантии сохранения того правового положения, которое было достигнуто по состоянию на сегодняшний день.

Эти предложения не являются чем-то недостижимым. Для реализации положений каждой из поправок, предложенных Президентом Российской Федерации, у государства имеются и будут иметься необходимые ресурсы.

Безусловно, в процессе своей деятельности органы власти каждый день делают выбор, который влияет на объём социальных гарантий со стороны государства. И, возможно, кто-то скажет, что того уровня социальной поддержки, который имеется в настоящее время, недостаточно.

Но если какие-либо меры государством не принимаются или действия публичной власти не отвечают желаниям граждан, это не говорит о нарушении принципа социального государства, о таком нарушении можно говорить только тогда, когда имеет место непропорциональное и не соответствующее принципу определённости правовых ожиданий умаление социальных гарантий.

Для проведения успешной политики по «инвестированию в человеческий капитал», а также с целью построения государства возможностей, кроме всесторонней общественной поддержки и, что особенно значимо, желания общества осуществлять соответствующие изменения, категорически необходимо утверждение сильного государства, способного создать условия для развития человека.

Может ли государство, в котором не обеспечиваются социальные права граждан, не применяются меры, направленные на устранение искусственного общественного неравенства, не функционируют механизмы адресной поддержки населения, считаться сильным? Отнюдь, ведь в таком государстве не могут быть созданы формально равные условия для развития человека. Только социальное государство может быть признано сильным государством.

Предложенные поправки к Конституции, кроме прочего, позволят повысить доверие граждан ко всей системе публичного управления и обеспечат развитие диалога между обществом и властью, необходимого для достижения результатов, значимых для каждого гражданина.

Современная российская государственность без каких-либо оговорок является социальной, и нашей задачей, задачей всего общества в этой связи является приумножение наших успехов в социальной сфере, чему, безусловно, будут способствовать и инициированные Президентом России поправки к Конституции. Построение эффективной модели социального государства предполагает, что осуществление социальной политики является не только обязанностью самого государства, но также выступает в качестве направления деятельности всего общества, цель которого состоит в реализации концепции социальной солидарности.

Читайте нас в Дзен

Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 6337