Строим много, а жить негде
Объем жилищного строительства в 2013 году увеличился на 13 процентов по сравнению с 2011 годом.
Построено 70 миллионов 500 тысяч квадратных метров…
Об этом рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень на «правительственном часе» в Госдуме
Ипотека для российской семьи
Среди приоритетных задач ведомства — повышение доступности жилья для граждан России, наращивание объемов строительства, в том числе экономического класса. Такого жилья к концу 2017 года запланировано ввести в оборот дополнительно 25 миллионов квадратных метров. Квартиры в таких домах будут стоить, по словам министра, «не больше 30 тысяч рублей за метр», а в тех регионах, где «рыночная стоимость ниже этой суммы, цены будут снижаться на 20 процентов». Тем самым власть планирует решить квартирный вопрос «граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не могут приобрести жилье по рыночным ценам, в том числе молодые семьи, молодые ученые, специалисты — врачи, учителя, инженеры». Как ожидается, такие квартиры получат около 460 тысяч семей.
Дай Бог, чтобы ничего не сорвалось. А то у нас обещали полностью решить жилищный вопрос еще к 80-м годам прошлого столетия. Среди тех, кто на это надеялся, были многие ветераны Великой Отечественной. Им и сейчас перед каждым Днем Победы сулят новое комфортное жилье, но, судя по докладу главы Минстроя, многие из них снова останутся у разбитого корыта. «С 2008 года по 1 апреля нынешнего улучшили свои жилищные условия более 272 тысяч ветеранов войны. На сегодня не обеспечены жильем 16,9 тысячи тех, кто ковал Великую Победу. В этом году 8 тысяч из них получат его, на что средства в федеральном бюджете заложены и реализуются. Для улучшения жилищных условий всем ветеранам, состоящим на учетах в органах местного самоуправления, Минстроем прорабатывается выделение в текущем году дополнительных средств в размере еще почти 10 миллиардов рублей из федерального бюджета», — сообщил Михаил Мень.
Впрочем, министр сразу же дал понять, что не намерен отвечать за промахи своих предшественников, и напомнил: его ведомство в нынешнем виде сформировано лишь в ноябре прошлого года. За это время принято шесть федеральных законов, 107 правительственных актов и 62 ведомственных. Активно реализуется новая редакция государственной программы «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». В ее состав включена и недавно утвержденная правительством программа «Жилье для российской семьи». Именно она стала точкой опоры для положительного решения проблемы жилья экономического класса.
«Программа направлена на поддержку активных работающих людей, которые могут использовать различные механизмы и поддержки со стороны государства, такие, как материнский капитал, ипотечные программы, но сегодня приобрести по рыночной стоимости жилье не могут», — подчеркнул глава Минстроя. В числе новшеств она включает и меры, направленные на повышение доступности ипотечных кредитов. В 2013 году их выдано 825 тысяч на сумму более 1 триллиона 354 миллиардов рублей.
Сравните — в 2010 году объем ипотечных кредитов в стране равнялся 300 тысячам. В первом квартале 2014 года ипотечных кредитов уже выдано 117 тысяч, что на 40 процентов превышает аналогичный период прошлого года. Вместе с тем он считает, что нынешняя средняя процентная ставка по ипотеке —12,3 процента годовых — достаточно высокая и нуждается в снижении.
Что делается для решения этого вопроса? Есть специальные и социальные ипотечные программы. Например, ипотечные кредиты для военнослужащих предоставляются по ставкам от 9,5 до 10,5 процента, для владельцев сертификатов материнского капитала — 7,65 процента, для молодых учителей — 8, молодых ученых — 10,3 процента. Программы социальной ипотеки реализуются в 61 регионе, отметил министр, призвав парламентариев распространить их действие на всю страну.
Разработан и утвержден комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей. Таковых сегодня в России более 1 миллиона. С 2012 года за государственной поддержкой обратились 535 тысяч многодетных семей. Более 155 тысяч из них уже получили бесплатные земельные участки, в очереди — 380 тысяч. «В отношении их в регионах ведется работа по подбору и предоставлению соответствующих земельных участков», — сказал докладчик, пригласив депутатов к контролю за реализацией этих задач.
Для их решения правительственная комиссия по развитию жилищного строительства передала более 7 тысяч гектаров федеральных земель регионам. Теперь у них не будет возможности ссылаться на недостаточность земельных ресурсов для реализации программы, уточнил он. И напомнил депутатам о законопроекте, который предусматривает дополнительные и альтернативные способы поддержки многодетных семей. «Вокруг него было много дискуссий, но сейчас найден компромисс. Речь идет о таких регионах, как Северный Кавказ, где большое количество многодетных семей и мало земельных участков. В таких случаях стоит рассмотреть поддержку в виде финансовых средств или, например, квартир, — указал министр. — Я прошу депутатский корпус внимательно отнестись к рассмотрению этого нормативного документа».
Обратил внимание еще на один компромиссный законопроект, который готовится ко второму чтению и предусматривает развитие рынка доступного арендного жилья. В России он формируется пока в пилотном режиме, тем не менее с 2012 года в 30 регионах в эксплуатацию введено 608 тысяч квадратных метров. Законопроект определяет условия долгосрочного, на срок от одного года до 10 лет, найма жилья по доступным ценам, и условия предоставления земельных участков застройщикам без торгов, чтобы стимулировать их к возведению таких домов.
Минстрой разработал проекты нормативов, которые запрещают выплату более 85 процентов стоимости работ, предъявляемых к оплате заказчику до ввода объекта в эксплуатацию по государственным контрактам. Кроме того, подрядчик будет обязан «предоставлять обеспечение дополнительного финансирования выполнения работ в случае увеличения стоимости в ходе реализации контракта». Как считает Михаил Мень, такой подход к делу будет мотивировать подрядчиков к соблюдению условий государственных и муниципальных контрактов. «В настоящее время нередки случаи, когда после завершения определенного этапа строительства подрядчик начинает разговоры об увеличении стоимости. Мы принимаем усилия, чтобы минимизировать эти проблемы», — пояснил он свою позицию…
Проблемам ЖКХ министр в своем выступлении посвятил буквально один абзац, сообщив о «завершении работы по подготовке нормативно-правовой базы, направленной на привлечение частных инвестиций в жилищно-коммунальную сферу».
На все не хватает денег
Депутаты не упустили возможности упрекнуть его в том, что министр предпочел говорить о более успешной сфере деятельности своего ведомства и умолчал о проблемной. Естественно, и вопросы их в большей мере касались ЖКХ. Член Комитета Госдумы по собственности Николай Иванов (КПРФ), напомнив о том, что износ магистральных тепловых сетей превышает 60 процентов, поинтересовался: планируется ли на федеральном уровне их модернизация? На перекладку сетей, в том числе и тепловых, бюджетные средства найти не представляется возможным, не стал лукавить Михаил Мень, вся надежда на концессионные соглашения и механизмы частно-государственного партнерства. А член думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ Александр Смирнов (ЛДПР) заострил внимание на засилье в нижнем звене ЖКХ эмигрантов низкой квалификации, а в верхнем — людей предпенсионного возраста из бывшей советской системы ЖЭКов. И спросил: «Есть ли у министерства внятная позиция по подготовке кадров для системы ЖКХ?» Существует не только позиция, а уже утвержден план по профессиональной подготовке различных управленческих звеньев, в том числе и будущих руководителей управляющих компаний, с готовностью ответил глава Минстроя.
Валерий Трапезников, член Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов («Единая Россия»), ссылаясь на информацию активистов «Народного фронта», сообщил министру о наметившейся тенденции преднамеренного банкротства МУПов. Причины того видит в готовящемся законопроекте о лицензировании управляющих компаний, который предлагает лишать их лицензии при двух административных наказаниях. «Мы считаем, что этот закон коррупционный и не соответствует интересам граждан, которых вынуждают вносить дополнительные платы», — высказался по поводу этого закона в беседе с журналистами и лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов. Лицензирование не является панацеей, но люди ждут от нас не дискуссий, а конкретных действий по регламентации управления многоквартирными домами, жестко обозначил свою позицию Михаил Мень. Тем не менее уточнил: «У нас есть возможность перед вторым чтением внести все необходимые дополнения в этот закон».
Член Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Борис Михалев («Единая Россия») и зампред Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова («Справедливая Россия») затронули проблему расселения людей из аварийного жилья. «У нас стоит четкая задача по расселению тех аварийных домов, которые зафиксированы на 1 января 2012 года. То, что будет дальше, после 2017 года, — следующая программа, над которой мы будем работать. Мы должны расселить за это время 11 миллионов 370 тысяч квадратных метров жилья, свыше 777 тысяч человек. Мы будем жестко пресекать все попытки наших коллег из регионов вбрасывать сейчас какие-то дополнительные предложения», — заявил министр.
У нас стоит четкая задача по расселению тех аварийных домов, которые зафиксированы на 1 января 2012 года. То, что будет дальше, после 2017 года, — следующая программа, над которой мы будем работать. Мы должны расселить за это время 11 миллионов 370 тысяч квадратных метров жилья, свыше 777 тысяч человек»
Следует отметить, что буквально в эти дни состоялось всероссийское селекторное совещание, посвященное «реализации в субъектах Российской Федерации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года». На нем Михаил Мень сообщил о том, что в России софинансирование соответствующих программ со стороны региональных бюджетов не будет превышать 50 процентов и составит от 30 до 50 процентов. Ранее оно в среднем по стране достигало 62 процентов. Федеральное софинансирование соответственно будет увеличено. «У вас больше не получится прятаться за высоким уровнем софинансирования со стороны региональных бюджетов», — предупредил он регионалов. По его словам, Фонду содействия реформированию ЖКХ уже выделены дополнительные средства из федерального бюджета в размере 34,6 миллиарда рублей.
Проблема социальная или политическая?
Насколько обстоятельным был состоявшийся разговор, судите по оценкам представителей фракций. «На мой взгляд, мы излишне относимся к сфере обеспечения комфортным жильем и качественными коммунальными услугами как к предпринимательской деятельности. У нас в разговоре постоянно слышно, да и в докладе часто звучат слова «ипотека», «инвесторы», «прибыль». Это приводит к подмене главной цели — вместо решения жилищной проблемы мы начинаем решать проблемы получения прибыли и создания бизнеса на этом виде деятельности, — озвучил позицию КПРФ член Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Александр Абалаков. — В результате таких обсуждений возникает много разговоров про прибыль банков, застройщиков, а решение жилищной проблемы остается где-то в стороне. Получается, что ее решение — это побочный продукт финансовой или предпринимательской деятельности, хотя все должно быть наоборот, если исходить из цели. Я считаю, что это принципиальная ошибка, и предлагаю решать ее как социальную задачу, пока она не стала политической. Мы уже решали задачи безопасности государства как экономические и знаем, к чему это привело».
Выступающий от фракции ЛДПР первый зампред Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов иронично заметил, что докладчик 17 минут говорил о строительстве, ибо это удобно и замотивировано. А кто, задался он вопросом, будет заниматься огромным количеством болевых вопросов ЖКХ? Заострив внимание на проблеме «аварийного фонда», депутат напомнил о поручении Президента переселить из него людей в течение двух лет. Когда обсуждался бюджет, мы предлагали для решения этого вопроса добавить 109 миллиардов рублей и закрыть его, а правительство растянуло все это на четыре года, заметил он.
Первый заместитель председателя Комитета ГД по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум («Единая Россия») в своем выступлении не был столь строг. «Качество, доступность жилья, цены и тарифы на коммунальные услуги — это важнейшие показатели, по которым граждане оценивают как нашу работу, так и правительства. Очень приятно, что вновь созданное министерство сразу же озаботилось законотворческой деятельностью — это очень выгодное отличие. Как и то, что не ошиблись с выбором министра: Михаил Александрович Мень — человек, который в своем регионе все это сумел и потрогать, и почувствовать, и пощупать своими руками», — сказал он. Озвучил позицию и по законопроекту о лицензировании управляющих компаний, который вызвал дискуссию в обществе. «Над ним предстоит большая работа, — отметил депутат. — В этом законе очень мало говорится о роли, обязанностях и полномочиях муниципалитетов в вопросах ЖКХ. В нем все в основном лежит на регионе, но региональный центр порой за тысячу километров находится от граждан. Им некуда идти, и они все равно обращаются со своими вопросами в муниципалитеты, которые вынуждены так или иначе решать их. Надеюсь, во втором чтении мы этот пробел обязательно закроем, и муниципалитеты получат необходимые возможности и полномочия для решения проблем».
Глава думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская («Справедливая Россия») свое выступление начала с вопроса министру: «Скажите, пожалуйста, кто будет выполнять старые обязательства государства в рамках действующего законодательства? Эту проблему будем решать в первую очередь мы, собственники. В том числе и в дотационных регионах, у которых нет средств для того, чтобы компенсировать затраты на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда. Нет средств и на софинансирование, которое звучит в формулировке: «Может быть, если средства предусмотрены в бюджете». А вот самые добросовестные плательщики — мы с вами, собственники жилых помещений, — будем выполнять старые обязательства государства. Это недопустимая ситуация».
По ее мнению, предлагаемый закон вводит антиконституционные нормы, которые противоречат Гражданскому кодексу, позволяя деньги собственника, собранные на капремонт своего дома, направлять в общий котел, а из него — на ремонт другого дома. Лицензирование, считает она, возникшую проблему не решит, а только усугубит, ибо в России изначально заложен конфликт интересов в сфере управления жилищным фондом. «Что беспокоит собственников, когда они все-таки решатся на самостоятельную жизнь и будут сами ремонтировать свой дом? Люди боятся, что в нынешней нестабильной ситуации эти деньги пропадут. Значит, мы должны привлечь Центробанк, всех заинтересованных лиц для того, чтобы ввести номинальные гарантированные счета. С 1 июля уже будет возможно решить проблему страхования таких специальных счетов. Надо понимать, что это очень специфические счета, даже если их открывает ТСЖ или ЖСК, ибо это деньги граждан, собственников. Необходимо решать именно эту проблему, — подытожила Галина Хованская, — и здесь нужна поддержка и Президента, и Правительства».
Впрочем, не так все безнадежно в системе ЖКХ. Для его развития министерство подготовило «дорожную карту», на которую смогут ориентироваться регионы при подготовке собственного комплекса мер. Как сообщил Михаил Мень на сайте своего ведомства, регионы должны до конца года принять свои «дорожные карты» повышения эффективности в ЖКХ, где представить планы работы с привлечением инвестиций в хозяйство. Она предусматривает инвентаризацию коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, подготовку схем водоснабжения и теплоснабжения, утверждение графиков проведения концессионных конкурсов на управление неэффективными унитарными предприятиями, переход на долгосрочное тарифное регулирование.
Дорожная карта» предусматривает инвентаризацию коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, подготовку схем водоснабжения и теплоснабжения, утверждение графиков проведения концессионных конкурсов на управление неэффективными унитарными предприятиями, переход на долгосрочное тарифное регулирование
Кроме того, Минстрой настоятельно советует регионам обеспечить проведение своевременного капитального ремонта многоквартирных домов, усилить Госжилинспекцию и оценку показателей качества и надежности оказанных услуг ЖКХ. А также конкретизировать конечные целевые показатели по каждому муниципалитету и утвердить четкие медиапланы информирования населения о преобразованиях в сфере ЖКХ. На сайте сообщается, что ведомство подготовило законодательные поправки, согласно которым Фонд ЖКХ будет предоставлять финансовую поддержку субъектам РФ при двух условиях: запуске систем капремонта и принятии «дорожных карт». «Регионы, в которых «дорожные карты» не будут подготовлены в установленный срок, — информирует сайт, — рискуют сорвать не только план по привлечению инвестиций и модернизации инфраструктуры, но и по ликвидации аварийного жилья».
Ну а если сорвут, что будет? Первый ли раз? Может, стоит ввести статью за саботаж, например, президентских Указов?