Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Стратегическая повестка развития страны

Владимир Путин огласил ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию

18.12.2013 15:56

Стратегическая повестка развития страны
 

В этом году Послание Федеральному Собранию огла­шено в день 20-летия Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года всена­родным голосованием. На церемонии, состоявшейся в Геор­гиевском зале Большого Кремлевского дворца, присутство­вали члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, руководители Конституцион­ного, Верховного и Арбитражного судов, губернаторский корпус, председатели Законодательных собраний субъектов Федерации, главы традиционных конфессий, общественные деятели, в том числе главы общественных палат регионов, руководители крупнейших средств массовой информации.

«Стратегическая повестка развития страны известна, в Послании конкретизированы основные направления работы, пути и методы достижения поставленных целей. Все, что за­явлено, должно исполняться без всяких оговорок, ссылок и ведомственных толкований. В этом главная, самая весомая задача власти. Наш долг — укреплять доверие людей. Только в этом случае будет расти активность граждан, появит­ся стремление внести свой вклад в развитие страны, — так Владимир Путин закончил свое Послание. — Повторю, если решение принято, оно должно быть реализовано. Считаю такой подход концентрированным выражением ответствен­ности и предлагаю сделать его девизом наступающего года, девизом для всех — для власти, для общества, для граждан. Я абсолютно убежден в том, что, опираясь на лучшие тра­диции нашего народа, используя самые современные идеи и эффективные способы развития, мы решим все стоящие перед нами задачи и обязательно добьемся успеха».

О Конституции

Конституция соединила два базовых приоритета — высо­чайший статус прав, свобод граждан и сильное государство, подчеркнув их взаимную обязанность — уважать и защи­щать друг друга. Убежден, конституционный каркас должен быть стабильным, и прежде всего это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина. Эти положения Основного закона незыбле­мы. При этом жизнь не стоит на месте, и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершен­ный, мертвый. Точечные коррективы других глав Основно­го закона, идущие от правоприменительной практики, от самой жизни, конечно, возможны, а порой — необходимы… В Конституции сформулированы ключевые национальные объединительные идеи. Смысл конституционной нормы о социальном государстве — именно во взаимной ответствен­ности государства, общества, бизнеса, каждого гражданина.

О местном самоуправлении

Сегодня в системе местного самоуправления накопилось не­мало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципа­литетов, к сожалению, и вы это хорошо знаете, не сбаланси­рованы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой — из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы. Районный уровень фактически выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты пере­даны в регионы. Кроме того, местная власть должна быть устроена так — а ведь это самая близкая власть к людям, — чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до нее рукой… Считаю важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. И такую работу мы должны начать и в основном законодательно обеспечить уже в следующем, 2014 году — в год 150-летия знаменитой Земской реформы.

О выборах

Мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы вы­боров во власть приходили подготовленные, целеустремлен­ные, профессиональные люди, готовые ответственно испол­нять свои обязанности. Потому будем и дальше работать над развитием политической конкуренции, совершенствовать политические институты, создавать условия для их открыто­сти и эффективности. Прошедшие недавно выборы показали, что в политической жизни стало меньше официоза, заорга­низованное™, заранее прогнозируемых результатов. Считаю важным, что всерьез заявили о себе многие новые партии. Завоевав места в муниципальных и региональных органах власти, они заложили хорошую базу для участия в будущих федеральных избирательных кампаниях и, уверен, составят достойную конкуренцию политическим старожилам.

О гражданском обществе

Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государ­ственной политики и общество контролирует их исполне­ние. Считаю, что все законопроекты, ключевые государ­ственные решения, стратегические планы должны про­ходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества. Как при федеральных, так и при региональных органах ис­полнительной власти необходимо создавать общественные советы. Конечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде. И самое главное, они не должны быть фор­мальным придатком и декоративной структурой, а призва­ны выступать в роли экспертов, а порой и конструктив­ных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции. Чтобы сформировать правовую базу для такого гражданского участия, прошу Общественную палату, Совет по правам человека, другие общественные и правозащитные организации активно включиться в подготовку проекта закона «Об обществен­ном контроле».

О межэтнических отношениях

Важнейшая тема, которая требует откровенного разговора в обществе, — это межэтнические отношения. Здесь фоку­сируются многие наши проблемы, многие трудности со­циально-экономического и территориального развития: и коррупция, и изъяны в работе государственных институтов, и, конечно же, провалы в образовательной и культурной политике, что зачастую приводит к искаженному понима­нию истинных причин межэтнического напряжения. Его провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишенные культуры, уважения к традициям, как своим, так и чужим. Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные со­трудники правоохранительных органов, которые «крышу-ют» этническую мафию, и так называемые «русские на­ционалисты», разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кро­вавой бузы. Мы вместе должны справиться с этим вызовом, должны защитить межнациональный мир, а значит, един­ство нашего общества, единство и целостность Российского государства.

О майских Указах

В майских указах 2012 года были обозначены конкрет­ные меры, призванные обеспечить динамичное развитие страны во всех сферах. По сути, Указы составили единую программу действий, аккумулировав волю миллионов лю­дей, стремление народа России к лучшей жизни. Порой приходится слышать, что на реализацию всех заявленных планов и целей не хватает средств, что нужно снизить планку, упростить задачи… Считаю, что нельзя строить политику по формальному принципу. Да, конечно, мы с вами хорошо знаем, экономическая конъюнктура может меняться, она и меняется. Но это не повод говорить о ре­визии целей. Нужно заниматься делом и искать решения, четко расставлять бюджетные и другие приоритеты. Про­шу актуализировать все государственные программы. Уже в течение ближайших двух лет на программный принцип должны перейти бюджеты всех уровней. Это не означает механического переписывания всего. Это значит закрепле­ние персональной ответственности каждого управленца за достижение результата. Нацелить ресурсы на содер­жательные изменения в конкретных секторах — вот что нужно… С издания Указов прошло полтора года. Вы зна­ете, что я отмечаю? То ли делается так, что это вызывает негативную реакцию в обществе, то ли вообще ничего не делается. Конечно, при такой работе мы не достигнем по­ставленных целей.

О демографии

По последним данным статистики за январь-октябрь те­кущего года, в России зафиксирован естественный при­рост населения. Такие результаты мы имеем впервые с 1991 года. Это очень хороший показатель. Рождаемость превысила смертность почти в половине субъектов Рос­сийской Федерации. Причем во всех регионах Урала и Сибири, в большинстве регионов Поволжья и Дальнего Востока она опережает среднероссийские показатели. Но нужно понимать и другое. Сейчас свои семьи начинает создавать поколение 90-х годов, когда спад рождаемости был не просто глубоким, он был катастрофическим. И потому необходимы особые усилия для того, чтобы по­зитивный демографический поворот в России был необ­ратим.

О деофшоризации экономики

По оценкам экспертов, в прошлом году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимо­стью 111 миллиардов долларов — это пятая часть всего на­шего экспорта. Половина из 50 миллиардов долларов рос­сийских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры. За этими цифрами — вывозы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета стра­ны. Поскольку ничего как следует в этой сфере не сделано за год, у меня есть предложения. Вот они. Доходы компа­ний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бене­фициару, должны облагаться по нашим налоговым прави­лам, а налоговые платежи должны быть уплачены в россий­ский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять. Они есть, кстати говоря, такие способы, здесь ни­чего такого, знаете, необычного нет. В некоторых странах уже вводится такая схема: хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда. Вводится в странах с развитой рыночной экономикой. И работает.

Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрис­дикции, нельзя будет пользоваться мерами государствен­ной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием. Другими словами: хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, ра­ботая в России, регистрируйся в российской юрисдикции.

О геополитике

Мировое развитие становится все более противоречивым и динамичным. В этих условиях возрастает историческая ответственность России. И не только как одного из ключе­вых гарантов глобальной и региональной стабильности, а как государства, которое последовательно отстаивает свои ценностные подходы. В том числе в международных отно­шениях. Накал военно-политической, экономической, ин­формационной конкуренции в мире не снижается, а только усиливается. И другие центры влияния внимательно следят за усилением России.

Мы всегда гордились своей страной. Но мы не пре­тендуем на звание какой-то сверхдержавы, понимаемое как претензии на мировую или региональную гегемонию, не покушаемся ни на чьи интересы, никому не навязы­ваем свое покровительство, никого не пытаемся учить жить. Но мы будем стремиться быть лидерами, защищая международное право, добиваясь уважения к националь­ному суверенитету, самостоятельности и самобытности народов. И это абсолютно объективно и объяснимо для такого государства, как Россия, с ее великой историей и культурой, с многовековым опытом не так называемой толерантности, бесполой и бесплодной, а именно совмест­ной, органичной жизни разных народов в рамках одного единого государства.

О традиционных ценностях

Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности, стираются национальные тра­диции и различия наций и культур. От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жиз­ни, но и обязательного признания равноценности, как это ни покажется странным, добра и зла, противоположных по смыслу понятий. Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведет за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократич­но, поскольку проводится в жизнь исходя из абстрактных, отвлеченных идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и пред­лагаемой ревизии.

И мы знаем, что в мире все больше людей, поддержива­ющих нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравствен­ную основу цивилизации, каждого народа: ценностей тра­диционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материаль­ной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира. Конечно, это консервативная позиция. Но, говоря словами Николая Бердяева, смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вперед и вверх, а в том, что он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к первобытному состоянию.

О Евразийском союзе

Сейчас мы входим в решающую стадию подготовки Дого­вора о Евразийском экономическом союзе. Рассчитываем, что к 1 мая 2014 года согласование текста Договора будет завершено, и он поступит в парламенты России, Белоруссии и Казахстана… Добавлю, что уже сейчас действуют рабочие группы, которые готовят «дорожные карты» по присоеди­нению к Таможенному союзу Киргизии и Армении. Уверен, реальные достижения евразийской интеграции только по­высят интерес к ней со стороны других наших соседей, в том числе и со стороны украинских партнеров.

Еще до всех этих событий, которые сейчас мы видим в Киеве, а я очень рассчитываю, что всем политическим си­лам страны в интересах украинского народа удастся дого­вориться и решить все накопившиеся проблемы, но еще до всех этих проблем, начиная с мая текущего года, Украина изъявила желание и присутствует на всех встречах «трой­ки» в качестве наблюдателя, участвует в дискуссиях и не­однократно заявляла ранее о своей заинтересованности в присоединении к отдельным соглашениям Таможенного союза…

Наш интеграционный проект основан на равноправии, на реальных экономических интересах. Будем последо­вательно продвигать евразийский процесс, не противо­поставляя его другим интеграционным проектам, в том числе, разумеется, и такому зрелому интеграционному проекту, как европейский, будем исходить из нашей вза­имодополняемости и, конечно, будем продолжать работу с нашими европейскими друзьями по подготовке нового базового соглашения.

О национальной безопасности

Мы внимательно следим за развитием так называемой концепции «обезоруживающего мгновенного глобального удара», есть такая концепция и активно развивается в некоторых странах. Реализация всех этих планов может иметь крайне негативные последствия для региональной и глобальной стабильности. Увеличение зарубежными странами потенциала стратегических высокоточных систем в неядерном исполнении в сочетании с наращиванием возможностей систем ПРО может свести на нет все ранее достигнутые договоренности в области ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений, привести к нарушению так называемого стратегического баланса сил. Мы это прекрасно понимаем. И знаем в этой связи, что нам нужно делать. Ни у кого не должно быть иллюзий относительно возможности добиться военного превосходства над Россией. Мы этого никогда не допустим. Россия ответит на все эти вызовы — и политические, и технологические. Весь необходимый потенциал у нас для этого есть. Наша военная доктрина и перспективные образцы вооружения, которые поступают и будут поступать в войска, позволяют нам, безусловно, обеспечить безопасность Российского государства.

Подготовил Сергей Муравьев
Фото Юрий Инякин, Игорь Самохвалов, Пресс-служба ГД

 

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3862