Стране угрожают международные валютные спекулянты и шантаж «развитых государств»
Определена Стратегия экономической безопасности России до 2030 года
Президент России Владимир Путин утвердил Стратегию экономической безопасности России на период до 2030 года. Она сменила аналогичный документ, разработанный при тогдашнем секретаре Совета безопасности России Александре Лебеде и с участием нынешнего советника Президента РФ Сергея Глазьева ещё в 1996 году.
Цели прежние, вызовы новые
И в старой, и в новой стратегии цели принципиально не изменились: декларируется необходимость повысить «устойчивость экономики к воздействию внешних и внутренних факторов и угроз», «обеспечить экономический рост и поддерживать научно-технический потенциал». Ничего удивительного в том нет — это рутинные и долгосрочные задачи-аксиомы любого государства.
А вот перечень вызовов и угроз существенно изменился. Если при Ельцине официально считалось, что Россия живёт в благостном взаимопонимании и обоюдовыгодном сотрудничестве со странами Запада, откуда, понятно, стратегических вызовов ждать не стоит, то нынче ситуация несколько иная: осознание Россией своего места в мире и ответственности за его стабильность привело к тому, что США и их союзники по «либеральным ценностям» начали открытую антироссийскую кампанию, не скрывая намерений «порвать в клочья» нашу экономику.
Наверное, поэтому в стратегии номером первым в перечне угроз экономической безопасности названо «стремление некоторых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции».
Понятно, что в официальном документе назвать поименно «некоторые государства» было бы некорректно, во всяком случае, по канонам традиционной дипломатии: Россия не США, где не стесняются назвать Россию (и немножко Китай) главной угрозой миру в официальном докладе-прогнозе ЦРУ на международное развитие до 2050 года.
Но ясно, что составители стратегии имели в виду одно государство — США, максимум можно добавить Великобританию, которая, однако, в последние десятилетия окончательно утратила самостоятельность во внешней политике. Остальные «цивилизованные страны» вынуждены с той или иной мерой строптивости подчиняться диктату Вашингтона.
Это очень ярко показало развитие событий вокруг антироссийских санкций, введённых США в 2014 году: ЕС после серии дебатов вынужден был присоединиться, взяв на себя убытки от ответных российских мер, измеряемых миллиардами долларов; Италия, Венгрия, Греция, Кипр, Португалия, Словакия, Германия и другие неоднократно поднимали вопрос об отмене или смягчении санкций, но из-за океана отмашки не поступало.
Теперь о том, кто использует в качестве давления на Россию своё превосходство по некоторым направлениям научно-технического развития. Это те же самые США, которые расширили перечень технологий и продукции, запрещённой к поставкам в Россию. Впрочем, этим они занимаются уже лет семьдесят (вспомним деятельность КОКОМ - структуры, контролирующей торговлю с Советским Союзом) независимо от общественного строя в нашей стране.
Так что можно считать, что главный источник угроз экономической безопасности России в стратегии зафиксирован безымянно, но точно — это США. И эта определённость дорогого стоит — исчезают недосказания и недомолвки и появляется возможность называть вещи своими именами в случаях, когда действия тех или иных государственных органов совершаются явно с учётом интересов США.
Банки — слабое звено
Другой важнейший постулат, который впервые упомянут среди угроз экономической безопасности страны, — «подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного западного капитала)» и «уязвимость банковской системы». А вот эти факторы уже из числа внутренних, сотворённых в результате либеральной политики начала 90-х - весьма вероятно под влиянием США, но руками отечественных администраторов-реформаторов.
Признание, что отечественная банковско-финансовая система несёт в себе угрозы экономической безопасности чрезвычайно важно ещё и потому, что разрушает один из либеральных мифов о самостоятельности и независимости финансово-кредитных учреждений от Федеральной резервной системы США. Фактически объёмы рублевой массы во всех агрегатных состояниях зависят от её соответствия золото-валютным резервам, в которых основная доля приходится на доллар.
И не ЦБ России регулирует в конечном итоге рублевую эмиссию, а ФРС США. Об этом факте неоднократно заявляли видные российские экономисты — от академика Сергея Глазьева до академика Дмитрия Львова, и вот он наконец зафиксирован по существу в стратегии экономической безопасности в качестве одной из главных угроз.
Что касается деятельности валютных спекулянтов, то и она достаточно хорошо изучена: по данным Комитета по экономической политике Совета Федерации, к примеру, за последние десять лет количество незаконно выведенных валютных средств за рубеж достигло почти триллиона долларов, большая часть которых — «заработок» валютных спекулянтов.
Особого размаха их деятельность достигла после того, как в 2014 году государство ушло с ММВБ, отстранившись от контроля за валютным курсом, который стал «плавающим», то есть фиктивно свободным. Это дало возможность международным валютным спекулянтам определять его в свою пользу, используя немалый опыт по подрыву национальных валют других стран, включая, кстати, Великобританию. Объёмы торгов на ММВБ удвоились, месячный оборот, случается, составляет величину, эквивалентную годовому объёму ВВП России! И весьма обнадеживающе, что эти явления учтены в новой стратегии.
Что теперь? Стратегия будет реализована в два этапа — сначала до 2019 года определят, как и в какой последовательности ликвидировать угрозы и ответить на вызовы, а в последующие 11 лет будут осуществлены комплексные меры по защите страны. Но уже ясно одно: стратегия в существенной мере должна определить концепцию развития экономики, разные варианты которой должны быть представлены президенту совсем скоро.