Союзу — быть
Нынешняя осенняя сессия Федерального Собрания России по праву может стать исторической.
Обе палаты Российского парламента ратифицировали Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 года в Астане Президентами России, Беларуси и Казахстана. Государственная Дума сделала это 26 сентября, а Совет Федерации — 1 октября. В тот же день судьбоносное решение принял Парламент Казахстана, а Национальное собрание Беларуси, как ожидается, рассмотрит вопрос 7 октября
Принцип четырех свобод
«Происходящее в эти дни является ключевым событием в евразийской интеграции, — заявил официальный представитель Президента РФ, заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. — Договор закладывает основу для будущего многолетнего сотрудничества дружественных стран, имеющих неразрывные культурные, исторические и экономические связи»
В том же духе фактически единодушно высказались и сенаторы, и депутаты. Говоря о перспективах развития нового экономического объединения, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание на мощный ресурс межрегионального и приграничного сотрудничества России, Беларуси и Казахстана, других стран СНГ. При этом особо отметила потенциал двусторонних межрегиональных форумов, существующих, например, с Казахстаном и Беларусью. Их, по ее мнению, следует преобразовать в единый трехсторонний форум регионов под руководством глав трех государств. Такой формат, считает она, будет в большей степени соответствовать новому уровню интеграционного взаимодействия наших стран. «В новых условиях мы должны своевременно обеспечивать законодательное сопровождение процесса экономической интеграции, предлагать возможные решения, как в рамках двустороннего сотрудничества, так и в формате многосторонних интеграционных объединений», — подчеркнула Валентина Матвиенко.
Документ призван осуществить принцип четырех свобод на пространстве ЕАЭС — свободу передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, отметил Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин. Кроме того, он обеспечит проведение скоординированной экономической политики трех стран и переход к единым таможенным тарифам. «Реализация договора потребует дополнительных бюджетных расходов, которые будут учтены в бюджете РФ предстоящего года и в ближайшей трехлетке, — уточнил он. — В связи с ратификацией договора предстоит большая работа по гармонизации законодательств трех стран. От этого будет во многом зависеть успех интеграционных процессов и развитие взаимоотношений со стратегическими партнерами России».
Вступление договора в силу с начала 2015 года призвано запустить развитие внутренних торгово-экономических и кооперационных связей, повысить конкурентоспособность национальных производств и тем самым усилить роль стран Союза в хозяйственной и политической системе мира. Структурно договор состоит из двух частей, 28 разделов и 118 статей. Первая излагает цели и задачи евразийской интеграции, определяет международно-правовой статус Союза как полноформатной международной организации региональной экономической интеграции. Исходя из этого, Союз может проводить свою внешнеторговую политику и заключать договоры с третьими странами. Помимо того, устанавливает структуру, полномочия и порядок работы его органов. Это — Высший Евразийский экономический совет, куда входят главы государств, Евразийский межправительственный совет, состоящий из глав правительств государств-членов, Евразийская экономическая комиссия и Суд Евразийского экономического союза. В кадровой политике предусмотрен принцип равного представительства сторон.
Вторая часть — функциональная. Она регламентирует механизмы экономического взаимодействия и фиксирует базовые договоренности по отраслевым направлениям. Среди таковых можно выделить положения о таможенном и техническом регулировании, внешнеторговой политике и мерах по защите внутреннего рынка. Предусмотрен переход к единым таможенным тарифам. Союзные государства обязались осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики — в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Впервые договорились проводить единую политику по защите прав потребителей на территории Союза. А также поэтапно двигаться к единым энергетическим рынкам, общим рынкам лекарственных средств и медицинских изделий.
Банкам для ведения бизнеса в стране ЕАЭС не нужно создавать «дочку», достаточно открыть филиал. Заемщики будут иметь равные возможности на всей территории действия соглашения. Преимущества евразийской интеграции сполна оценят и граждане: они получат право свободно работать в государствах «тройки» без оформления каких-либо разрешений не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору. Предусматривается большая защищенность трудящихся из государств Союза за счет решения вопросов социального и медицинского страхования, автоматического признания дипломов и прочих мер.
«Вопросы, связанные с пенсионным, социальным, медицинским обеспечением трудовых ресурсов в договоре прописаны как в прямых нормах, так и в положениях, предполагающих выход на новые нормативные акты, — сообщил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко. — Предусматривается подготовка нового соглашения о пенсиях».
Отдельный раздел посвящен бюджету Союза, который будет формироваться в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов. Их размеры установит Высший совет. Договор зафиксировал принципы суверенного равенства государств, территориальной целостности, а также уважения особенностей политического устройства членов Союза.
«Основу договора составили действующие соглашения Таможенного союза и Единого экономического пространства, которые были переработаны, дополнены, систематизированы, в том числе и приведены в соответствие с правилами ВТО. Всего кодифицировано около сотни документов», — сообщил Алексей Лихачев.
Парламентское измерение евразийства
Таким образом, на пространстве СНГ завершается формирование крупнейшего общего рынка, который охватывает территорию с населением более 170 миллионов человек и становится новым мощным центром экономического развития. Залогом тому могут быть огромные запасы природных ресурсов, в том числе энергетических, которыми обладает Союз. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15 процентов нефти. У стран «тройки» в то же время развитая промышленная, индустриальная база, мощный кадровый, интеллектуальный, культурный потенциал. Географическое положение позволяет ЕАЭС создавать транспортные, логистические маршруты не только регионального, но и глобального значения, завязывать на себя масштабные торговые потоки Европы и Азии. Все это способствует конкурентоспособности нового геополитического объединения, его динамичному развитию в стремительно меняющемся и сложном мире.
«Евразийский экономический союз — мощный экономический блок, который станет вторым по глубине интеграции после Евросоюза, — отметил в комментарии для «РФ сегодня» глава Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский. — Емкость рынка ЕАЭС оценивается в 2,5 процента мирового ВВП, экономический эффект от его создания за 10 лет может составить до 20 процентов прироста ВВП для каждой из стран-участниц. За последние четыре года реализации евразийского интеграционного проекта удвоился взаимный товарооборот между странами».
О том, насколько выгодным может быть участие в новом объединении, стало ясно уже в 2011-м, когда был создан Таможенный союз. За три года товарооборот между Россией, Казахстаном и Беларусью вырос почти вдвое. Бизнесмены трех стран уже просчитывают выгоды от нового договора. Перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП России, Беларуси и Казахстана к 2030 году эксперты оценивают в размере 900 миллиардов долларов.
Евразийский экономический союз знаменует собой новый этап интеграции, прежде всего в цивилизационном смысле, подчеркнул глава Комитета ГД по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий. По его словам, уже в ближайшее время в Евразии помимо единого экономического появятся единое образовательное и информационное пространства, единое пространство безопасности, Евразийская межпарламентская ассамблея, а затем и полнокровный евразийский парламент. «Евразийский союз будет одним из мощных игроков в мировой экономической и политической архитектуре XXI столетия. Возможно, он станет главным препятствием на пути построения однополярного мира с гегемонией одной державы, которая, к сожалению, выстроена на крови, как мы видели в бывшей Югославии, в Ираке, в Ливии, а сейчас наблюдаем на Украине», — констатировал политик.
ЕАЭС — это мощный геополитический проект, присоединиться к которому выразили желание ряд стран. 9 октября на встрече глав государств — членов ЕАЭС в Минске, как ожидается, будет подписано решение о присоединении к договору Армении. На очереди Киргизия, где интенсивно идет работа над «дорожной картой». В последующем к новому альянсу могли бы присоединиться Турция и Индия. С предложением принять Турцию выступил Нурсултан Назарбаев, озвучив просьбу официального Стамбула. О возможном присоединении к Союзу заявляли представители Сирии. Интерес к рынкам Евразийского экономического союза проявил Израиль.
«Могут ли в перспективе в Евразийский экономический союз вступить члены Евросоюза или страны, признанные ограниченным числом государств? Речь идет об Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, в перспективе о Новороссии?», — поинтересовался депутат Михаил Дегтярев. «Членом ЕАЭС может быть любая страна, которая не просто разделяет устремления и ценности, но готова взять на себя все обязательства, вытекающие из Договора», — пояснил Виктор Христенко. Касательно ЕС, любая его страна теоретически может войти в состав ЕАЭС, правда, выйдя из прежнего союза.
Выступая от фракции ЛДПР, депутат Алексей Диденко напомнил, что либерал-демократы во главу угла своей программой ставят воссоединение русских земель в границах не только Советского Союза, но и Российской империи образца 1913 года. Следовательно, будут ставить вопрос о протекторате или ассоциированном членстве в ЕАЭС конфедерации Новороссии и частично признанных республик постсоветского пространства. Он уверен: Евразийский экономический союз должен перерасти в политический, который озаботится безопасностью и охраной границ союзных стран, координацией их борьбы с международным терроризмом, наркотрафиком, наркоманизацией и алкоголизацией населения.
Позицию КПРФ представил Василий Лихачев, назвав происходящее праздником здравомыслия, прагматизма и справедливости. Тем не менее, предостерег сторонников единения от излишней эйфории: «Мы должны четко понимать, что существуют силы — и очень мощные, которые выступали и продолжают выступать против Евразийского союза. Остудить их может только наша реакция. В этой связи мне представляется крайне важным создание парламентской системы содействия евразийской интеграции». Как считает депутат, законодателям России, Беларуси и Казахстана необходимо сформировать совместные «группы диалогового режима» в качестве своих представителей в экономической комиссии и других структурах ЕАЭС, дабы способствовать их более продуктивной работе.
Следует отметить, что озабоченность парламентским измерением евразийской интеграции прозвучала в эти дни в комментариях и выступлениях большинства законодателей. Похоже, в этом направлении что-то недоработано или упущено. «Пока среди органов Союза отсутствует парламентская структура, надо в рамках международного форума «Евразийская экономическая перспектива» чаще проводить наши встречи на регулярной основе и обеспечить синхронизацию интеграционного законодательства», — фактически поддержал депутата-коммуниста представитель фракции «Единая Россия» Отари Аршба. Напомнив о затянувшемся на многие века споре «западников» и «восточников», он констатировал: ратифицируя подписанный в Астане Договор, мы выбираем евразийство.
В том же духе выступил от фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов: «Мы настаиваем на необходимости создания межпарламентского органа, который имел бы не только рекомендательные полномочия, но и мог принимать обязательные решения… Именно парламент Евразийского экономического союза должен принимать политические решения и обязательные нормативные акты, в том числе и для исполнительных органов Союза».
Думается, вершители евразийской интеграции услышат глас законодателей, отражающих волю народа. А ее ярко проявили опубликованные 23 сентября результаты соцопроса Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, проведенного совместно с Международным исследовательским агентством «Евразийский монитор». За год поддержка участия в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве со стороны населения Казахстана и России выросла на 11 процентов, составив 84 и 79 процентов соответственно. В Беларуси участие в Таможенном союзе одобряют 68 процентов граждан. «Результаты третьей волны исследования в странах СНГ по различным аспектам евразийской интеграции, — подчеркнул директор Центра Евгений Винокуров, — позволяют сделать вывод: идет дальнейшее оформление и кристаллизация «интеграционного ядра» Евразийского экономического союза». Его создание уже само по себе меняет нынешний мировой пасьянс политических сил.