Союз евразийский
Через 20 лет идея евразийской интеграции на пространстве бывшего СССР получила свое практическое воплощение в Договоре о создании Евразийского экономического союза, подписанном в Астане 29 мая
Говорят, в одну воду нельзя войти дважды. Пройдут годы, и грядущие исследователи, разбирая архивы СНГ, будут, возможно, недоумевать, сколько раз за сравнительно короткий исторический срок на постсоветском пространстве эту библейскую мудрость ставили под сомнение, заменяя другой, не менее известной: нет ничего нового под солнцем.
Например, выстраданное соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) изначально было подписано не восемью государствами в октябре 2011 года в Санкт-Петербурге, а двенадцатью в Москве в апреле 1994-го. Однако союзные в недалеком прошлом, а теперь не зависимые друг от друга республики и дальше продолжали руководствоваться уже заключенными двусторонними договоренностями, московское соглашение ратифицировали лишь 6 государств, причем среди них не оказалось ни России, ни Украины, ни Белоруссии. Переломить тенденцию не смог и протокол 1999 года об изменениях и дополнениях к базовому соглашению.
В дальнейшем совместные усилия произвели на свет семилетний План развития и повышения эффективности взаимодействия (2003 год), еще один план — по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества (2007 год), Стратегию экономического развития Содружества до 2020 года. В каждом из этих важных документов среди безоговорочных приоритетов числилось завершение формирования ЗСТ. Что, в конце концов, и произошло: совместная доработка и принятие предложенного Россией проекта документа, призванного заменить 110 двусторонних соглашений, заняли всего два года перед петербургским саммитом.
Своя сложная судьба оказалась у Таможенного союза, впервые учрежденного в 1995 году Россией и Белоруссией, к которым чуть позже присоединился Казахстан, а через год Киргизия. После присоединения в 1999 году Таджикистана страны-участницы заключили договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (ЕЭП). При этом проект полномасштабного Договора о ЕЭП, направленный годом ранее Нурсултаном Назарбаевым всем коллегам по Совету глав государств СНГ, те, по сути, проигнорировали. Впоследствии еще одно соглашение об образовании ЕЭП было подписано в 2003 году уже без Киргизии и Таджикистана, но зато с Украиной. Что, впрочем, процесс интеграции не подтолкнуло, а, напротив, затормозило. В конечном итоге Таможенный союз, ставший с 2010 года реальностью, данной нам в ощущениях, как и Единое экономическое пространство в 2012 году, создали Россия, Беларусь и Казахстан.
На первый взгляд договор о создании Евразийского экономического союза, подписанный президентами Путиным, Лукашенко и Назарбаевым в Астане 29 мая, тоже может показаться попыткой влить новое вино в старые мехи, если воспользоваться еще одним библейским выражением. Ведь, строго говоря, экономический союз в рамках СНГ однажды уже был создан — в сентябре 1993 года — и объединил все страны Содружества, входившие в него на тот момент.
Украина, правда, уже тогда поспешила зафиксировать свое особое мнение в форме заявления президента Кравчука, что сотрудничать в союзе собирается исключительно в индивидуальном порядке как ассоциированный член. Недавние безуспешные попытки привлечь Киев к общему интеграционному процессу возымели тот же эффект, спровоцировав в Астане огорченную ремарку президента Беларуси: «Ноша оказалась слишком тяжелой для Украины, но я уверен, что рано или поздно руководство Украины поймет, где лежит ее счастье».
Логично, что именно Нурсултан Назарбаев, с трагических дней распада СССР выступавший главным вдохновителем собирания вместе осколков единой державы, 20 лет назад выдвинул идею создания Евразийского союза, причем обнародовать ее решил через головы властных структур, выступая в Московском университете. По его собственным словам, двигала им твердая решимость вывести из ступора процесс многосторонней интеграции, в котором он оказался уже через два года после создания СНГ. Президент Казахстана вспоминает, что получил на свою инициативу многочисленные позитивные отклики от общественности почти всех постсоветских стран, но ее отказались предметно обсуждать политики: упоение самостийностью не позволило разглядеть долгосрочный потенциал евразийской интеграции.
Означает ли это, что нынешний договор является той самой второй попыткой? В определенной степени да. Сохранились идеология, фундаментальные принципы: во главу угла поставлены экономические интересы, а не политические идеи и лозунги; интеграция может быть только добровольной; Союз создается на основе равенства, невмешательства во внутренние дела, уважения суверенитета стран-участниц; создание наднациональных органов, действующих на основе консенсуса, ведется без ущерба для политического суверенитета.
На последнем аспекте все страны-подписанты делают особый акцент. «Политизация создаваемого союза недопустима, — настаивает Нурсултан Назарбаев. — Такие направления, как охрана границ, миграционная политика, система обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, культуры, правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза».
«Важно, что передача отдельных полномочий наднациональным органам Союза не наносит абсолютно никакого ущерба суверенитету наших стран», — счел необходимым подчеркнуть Владимир Путин. И, как обычно, наиболее эмоционален оказался Александр Лукашенко: «Нас обвиняли, что мы воссоздаем империю. Господа, уймитесь!»
Впрочем, именно белорусский Президент отмечает, что договор о ЕАЭС только первый шаг. «Я сказал (что насторожило Запад), что впереди нас ждет и политическая, и военная интеграция в рамках этого Союза, потому что экономика — основа всему», — сказал он, принимая в Минске Председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко и российских участников первого Форума регионов двух стран.
В будущем — возможно, но на данном этапе Астана отыгрывает назад по ряду позиций, изначально заложенных в предложении Назарбаева 20-летней давности. «Мы ушли от политизации Договора, — говорит замминистра иностранных дел Казахстана Самат Ордабаев. — Благодаря последовательной позиции Казахстана из Договора были исключены такие вопросы, как общее гражданство, внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, экспортный контроль и т.д.»
Между тем можно вспомнить, что, например, Союзный парламент как высший консультативно-совещательный орган присутствовал в оригинальном проекте казахстанского лидера. За два десятилетия, однако, в Астане плюс поменяли на минус: инициатива создания структуры, схожей по формированию и функциям с Европарламентом, с которой неоднократно выступал, в частности, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, была коллегами из Астаны вежливо, но твердо отклонена.
Александру Лукашенко тоже есть о чем сожалеть: ставший плодом совместных усилий и неизбежных компромиссов, Договор отложил на разные сроки, вплоть до 10-12 лет, регулирование целого ряда важнейших рынков и целых отраслей и направлений хозяйственной деятельности, хотя изначально подразумевалось, что на этапе создания экономического союза такие вопросы будут сняты. Так, согласовать договоренности по медицине и фармацевтике подписанты взаимно договорились к 2016 году, по электроэнергии — к 2019 году, по нефти, газу и финансам — к 2025 году. Переход на единую валюту тоже откладывается на неопределенный срок: соответственно, не решены или отложены перспективы валютного союза на уровне ЕАЭС, поскольку партнеры России к этому не готовы.
«Было предложено, чтобы этот договор был без изъятий и ограничений. Это фактически одна страна с точки зрения экономики, правила функционирования экономик трех государств абсолютно одинаковы и находятся в едином правовом поле, — делился белорусский Президент с соратниками накануне отъезда в Астану. — Прошли годы, время прошло. Что-то там посчитали, прослезились. Оказывается, не могут без изъятий и ограничений, и вывели некоторые вопросы формирования рынков нефти, газа, лекарств, других направлений на двустороннюю основу. Ну что же, двусторонняя, так двусторонняя».
Как видим, гармонизация позиций и поиск компромиссов даже среди трех стран-участниц на деле оказались куда более трудоемким и подчас мучительным процессом, нежели представляется некоторым комментаторам, упорно твердящим о реинкарнации то ли империи, то ли советской сверхдержавы. «Это непростая, точнее, очень сложная работа, и до сих пор было сложно договориться по всем этим вопросам, — признался в Астане Владимир Путин. — Со спорами и, не хочется говорить, со скандалами, но все-таки с острыми спорами, с острым обсуждением все это происходило и, уверен, так и будет происходить в будущем».
Что ж, Москва не сразу строилась. И не только Москва, к слову, если вспомнить, сколько времени занял непростой процесс западноевропейской интеграции от Европейского объединения угля и стали через Общий рынок и Европейское экономическое сообщество к Евросоюзу в том виде (кстати, далеко не идеальном и нещадно критикуемом в странах-членах), в котором мы его знаем сегодня. Мы на сегодня имеем договор о создании с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза — 28 разделов, 118 статей, 32 приложения, 700 страниц текста. В основу документа положена договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие нормы которых были скорректированы и приведены в соответствие с правилами ВТО. Уже в июне к договору рассчитывает присоединиться Армения, а до конца года — Киргизия (для этого, правда, ей потребуется в форсированном режиме принять три десятка новых законов и ратифицировать ряд важных документов).
Сам документ о Союзе, в отличие от тех, что во множестве принимались в первое десятилетие существования СНГ, не носит декларативный характер, а является документом прямого действия, как кодекс. Во многом он собирает, кодифицирует то, что уже есть, наработано, работает в рамках ТС и ЕЭП. Но есть и новые направления, которые ранее лежали за пределами интеграционного поля, например создание единого рынка услуг и инвестиций, призванного дополнить уже существующие единый рынок товаров, свободное движение капиталов и рабочей силы.
Другое важное новшество — обеспечение взаимного признания лицензий. В значительном количестве секторов хозяйственная деятельность лицензируется либо регулируется какими-то другими инструментами допуска. В рамках создания единого рынка услуг участники ЕАЭС поставили задачу обеспечить взаимное признание таких лицензий-разрешений, что потребует огромной работы по гармонизации как законодательства, так и правоприменительных практик. Сложность еще и в том, что рынок услуг сам по себе неоднороден — есть бытовые услуги, например чистка белья, есть коммунальные, а есть страховые, нотариальные, аудиторские. В некоторых секторах единый рынок услуг заработает уже с 1 января. По другим потребуется гармонизация национальных нормативных баз — для таких будут создаваться «дорожные карты».
В социальной сфере стороны договорились, что страхование и медицинское обеспечение будут проходить по национальным режимам. То есть на территории любой страны-участницы граждане других государств, входящих в Союз, гарантированно смогут претендовать на такой же объем медицинской помощи, какой бесплатно предоставляется ее собственным гражданам. Пока нет четкого понимания, как будет работать пенсионная система для граждан, работающих в другой стране.
Для обеспечения нормального функционирования единого экономического пространства предусмотрено создание наднациональных структур: комиссии по экономике, по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям, по сырьевым ресурсам, по экологии, по вводу расчетной денежной единицы, фонд экономического и научно-технического сотрудничества, международный инвестиционный банк, международный арбитраж. Будет переработан действующий Таможенный кодекс, вместо него появится, по сути, принципиально новый документ.
Важно, что ЕЭК уже со следующего года получит полномочия содействовать продвижению экспорта стран-членов в третьи страны, а также защищать своих предпринимателей от дискриминации и недобросовестной конкуренции на чужих рынках. Комиссия сможет, в том числе ретроактивно, применять антидемпинговые меры и доначислять импортеру пошлину за уже завезенный товар — до 30 процентов от его таможенной стоимости, как, например, в случае с китайскими трубами.
В целом Россия, Беларусь и Казахстан, а в близкой перспективе и Армения с Киргизией переходят на принципиально новый уровень взаимодействия, открывая границы для четырех упомянутых «свобод» и координируя политику в ключевых отраслях кономики — энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в банковской деятельности. На мировой арене появится новый крупнейший интеграционный союз государств и потребительский рынок с совокупным населением 170 миллионов человек (7-е место в мире), самодостаточный по ключевым ресурсам, на который приходится около четверти разведанных на планете полезных ископаемых, крупнейший в мире экспортер энергоресурсов и зерна. «Таким образом, — не без гордости констатировал в Астане автор идеи Евразийского союза Нурсултан Назарбаев, — сегодня рождается новая геоэкономическая реальность ХХ1 века… Создание это мы выстрадали, но теперь, создав, доказать себе и всему миру необходимость, жизнеспособность этой интеграции — наша большая задача».