Совет Федерации начал с экономики
На первом пленарном заседании сенаторы заслушали в рамках «правительственного часа» министра экономразвития Алексея Улюкаева
В первую очередь, Валентина Матвиенко отметила, что в палате подготовлен перечень поручений по реализации Послания Президента России Федеральному Собранию, сформированный с учетом предложений регионов и сенаторов. Речь идет о совершенствовании федеративных отношений, национальной, миграционной политики, развитии местного самоуправления и институтов гражданского общества, укреплении безопасности страны. Все это предусматривает разработку и внесение более 30 законопроектов.
Среди первоочередных приоритетов Валентина Матвиенко выделила законопроекты, направленные на борьбу с терроризмом, которые в начале года были внесены в Государственную Думу. Эффективность перечисленных в них мер очевидна, заявила спикер верхней палаты, но, по ее мнению, нужно стремиться к созданию целостной системы противодействия терроризму и любым видам экстремистской деятельности.
Необходимо, подчеркнула Валентина Матвиенко, продолжить работу по совершенствованию избирательного законодательства. Она напомнила, что инициатива сенаторов по возвращению в избирательные бюллетени графы «против всех» уже принята Государственной Думой в первом чтении.
В экономической сфере среди приоритетных тем Председателя Совета Федерации вопрос деофшоризации отечественной экономики, который следует решать в тесном взаимодействии с депутатами Госдумы, представителями заинтересованных министерств и ведомств, экспертами. В этом направлении, по ее мнению, предстоит разработать план законодательного обеспечения этого процесса, предусматривающий целый ряд мер, в том числе экономические и налоговые стимулы, и внести соответствующие изменения в гражданское и уголовное законодательство.
Кроме того, заявила Валентина Матвиенко, сенаторам предстоит рассмотреть несколько законопроектов, вносящих изменения в Налоговый кодекс, направленных на повышение эффективности налоговой системы. Особой темой, которая неизбежно будет в сфере внимания палаты в ходе весенней сессии, она назвала проблему налоговых льгот, что уже привело к снижению доходов региональных бюджетов вследствие создания института консолидированной группы налогоплательщиков. Это снижение должно быть полностью компенсировано регионам, подчеркнула Валентина Матвиенко. Позиции и интересы регионов должны быть отражены в предложениях палаты по концепции будущего федерального бюджета, который также будет рассматриваться сенаторами в ближайшее время.
Бесспорными приоритетами, заявила Валентина Матвиенко, остается поддержка социально-экономического развития стратегически важных регионов страны, рассмотрение блока законопроектов, направленных на укрепление трудовых гарантий россиян, предусматривающих введение серьезных мер административной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы. И, конечно же, в зоне постоянного внимания Совета Федерации по-прежнему остаются вопросы реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, совершенствование правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Особое внимание будет уделено рассмотрению Договора о Евразийском экономическом союзе.
Главное, подчеркнула она, — совершенствование работы палаты с регионами, максимальное обеспечение их полноправного участия в законотворческом процессе…
Обсуждение приоритетных для развития страны тем продолжилось в рамках «правительственного часа». Министр экономического развития Алексей Улюкаев доложил сенаторам взгляд Правительства России на приоритеты социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Тема, безусловно, важнейшая, касающаяся всех, без исключения, регионов России. И мы вряд ли ошибемся, если отметим, что доклад министра не очень удовлетворил членов Совета Федерации. И проблема тут, наверное, даже не столько в том, что прогнозирование вообще как таковое зависит от очень многих факторов, которые не всегда можно учесть. А еще и подходов к этому непростому процессу.
В докладе министра прозвучала тревога по поводу того, что темпы экономического роста за прошлый год составили 1,4 процента, и это не может считаться удовлетворительным. По его словам, рост экономики сдерживался как внешними факторами, так и внутренними проблемами, обусловленными низким ростом инвестиций. Впервые за долгие годы динамика инвестиций в основной капитал составила минус 0,3 процента, что связано прежде всего со снижением государственных инвестиций.
Но Алексей Улюкаев усмотрел и положительные сдвиги в отечественной экономике. Неплохую динамику, считает он, показывают пищевая промышленность, текстильная и деревообрабатывающая, нефтяной сектор, производство стройматериалов. В сельском хозяйстве наблюдался рост в 6,2 процента по отношению к 2012 году. Экономический рост поддерживает и потребительский сектор. Возможно, именно эти показатели дали министру шанс прогнозировать, что в течение ближайших трех лет Россия должна выйти на темпы роста ВВП в 2,5—3 процента в год.
И вот как раз для достижения этого результата приоритетами развития правительство видит несколько направлений деятельности. Прежде всего снятие инфраструктурных ограничений, то есть строительство дорог, улучшение и развитие транспортной и энергетической базы. На инфраструктурные проекты государство готово потратить часть средств Фонда национального благосостояния, отметил министр.
Далее, поддержка несырьевого сектора экспорта, что предполагает развитие и кооперацию в таких областях, например, как авиа- и судостроение.
Это еще и улучшение деловой среды — защита прав предпринимателей, развитие малого и среднего бизнеса. Он, полагает глава Минэкономразвития, должен концентрироваться вокруг крупного бизнеса, создавая, таким образом, инновационные кластеры с предоставлением для вновь созданных предприятий особых налоговых льгот сроком на два года. И, наконец, безусловным приоритетом должно быть повышение качества государственного управления, для чего следует добиться, чтобы любые нормативные акты исполнительной власти и законы проходили систему оценки регулирующего воздействия. А также обеспечить большую доступность и качественность государственных услуг в многофункциональных центрах.
В общем, планы, как всегда, громадные. Но есть в них некоторые оттенки и нюансы, которые, видимо, как раз и не удовлетворили сенаторов, не понаслышке знающих ситуацию в регионах, во имя развитие которых как раз все эти приоритеты и обозначены. В наиболее концентрированном виде имеющиеся проблемы прозвучали в выступлении заместителя председателя Счетной палаты Веры Чистовой.
По ее словам, есть два ключевых блока проблем — недостатки в области сбалансированности целеполагания бюджетного и стратегического планирования и отсутствие действенных механизмов и инструментов реализации приоритетов развития страны. Многочисленные стратегические документы, принимаемые в разное время, во многом не увязаны между собой. Государственные программы, подчеркнула Вера Чистова, являются механическим объединением ранее разобщенных отраслевых расходов и представляют из себя обычные бюджетные заявки на дополнительное финансирование.
Так, может быть, решение этих и других проблем, вплоть до более тщательного подбора управленческих кадров в федеральные органы исполнительной власти, и следует считать наиболее приоритетными направлениями?