С восстановлением смешанной избирательной системы политическая реформа дошла до конкретных политиков, ибо не только расширяются возможности их выдвижения, но и становятся более реалистичными перспективы прохождения в Госдуму"
Широкая политическая и общественная дискуссия о продолжении реформы, которая прошла на различных экспертных площадках, побудила к выводу: дальнейшей настройке политической системы страны помогут активные граждане и новое законодательство. На это и нацелен вступивший в силу закон, который возвращает смешанную систему выборов в Государственную Думу. Он не просто продолжает политическую реформу, а привлекает россиян к активному участию в ней, в политической жизни России. С восстановлением смешанной избирательной системы политическая реформа дошла до конкретных политиков, ибо не только расширяются возможности их выдвижения, но и становятся более реалистичными перспективы прохождения в Госдуму. Теперь в парламент могут быть избраны лидеры общественного мнения, активные представители региональной элиты, отдельные харизматичные политики. В том числе и предводители протестного движения, разумеется, те из них, которые играют в рамках системы, готовы действовать в соответствии с законом, при этом пользуются популярностью и значительным общественным доверием, чтобы быть избранными.
Сейчас нередко звучит вопрос: почему в законе не предусмотрена возможность создания избирательных блоков. Я не исключаю, что такая возможность появится на одном из следующих этапов реформы. Тем не менее, хочу подчеркнуть: нынешняя конфигурация закона создает очень широкий диапазон возможностей взаимодействия и для политических партий, и для общественных движений, и для активных политических групп, в том числе региональных, и для конкретных ярких политиков, которые располагают значительным общественным доверием. Такие условия, как пятьсот членов, которые необходимы для регистрации партии, и пятипроцентный проходной барьер, создают достаточно динамичную систему и без блоков. Хотя, с моей точки зрения, возможность создания блоков еще более усиливала бы возможности народного представительства.
Меня нередко спрашивают: нужны ли такие изменения? Не просто нужны, они необходимы. К чему, например, привели ограничения в регистрации партий, которые особенно ужесточились в 2004—2011 годах? К образованию огромного поля «несистемной» политики, такого ужасающего феномена, как «внесистемная оппозиция». Зачем выталкивать на улицу и ставить фактически вне закона «миноритарные» политические силы, критически настроенные по отношению к власти, но способные нормально участвовать в выборах? Зачем вводить «глобальную партизацию», выталкивая из парламента известных политиков? Кому, грубо говоря, помешал в Думе Владимир Рыжков? Другое дело, что этот условный Владимир Рыжков должен реально бороться за депутатский мандат.
В комментариях по поводу введения смешанной системы выборов нередко звучит мысль о том, что она выгодна только партии, имеющей парламентское большинство. На мой взгляд, выгоду получают любые организации и политические партии, которые обладают серьезными ресурсами — людскими, технологическими, организационными. Это будет способствовать дальнейшей партизации политической системы страны в пользу тех, кто обладает реальным влиянием на территориях. Смешанная система также позволит создать механизм представительства на федеральном уровне для активной части региональных элит, которые сегодня по каким-то причинам не обладают такой возможностью. Партии «второго эшелона» будут, в свою очередь, учиться ответственности на выборах, приобретать политический опыт, крайне необходимый для работы в парламенте.
Но в первую очередь выигрывают граждане, потому что представительство их интересов будет более очевидным и связанным с деятельностью конкретных людей, конкретных политиков. Не выгоден же этот закон тем, кто не располагает реальным общественным доверием на конкретных территориях, кто не в состоянии провести эффективную избирательную кампанию. И, наконец, тем политическим силам, у которых нет в активе значительного количества лидеров общественного мнения. Но выигравших, на мой взгляд, больше, а главное, это выгодно и населению, и политической системе. Но, говоря о политической реформе, сегодня очень важно, если образно выразиться, смешать, но не взбалтывать.
Подготовил Павел Анохин