Пленарное заседание Государственной Думы

14:40Закон о запрете приема в школы без знания русского языка могут принять 11 декабря

14:25Законопроект об экзамене по русскому для детей мигрантов прошел I чтение

14:22Депутат Лантратова рассказала об «опасных» детских книгах на тему антипатриотизма

Смешать, но не взбалтывать

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций

25.02.2014 15:56

Смешать, но не взбалтывать
 

С восстановлением смешанной избирательной системы политическая реформа дошла до конкретных политиков, ибо не только расширяются возможности их выдвижения, но и становятся более реалистичными перспективы прохождения в Госдуму"

Широкая политическая и обще­ственная дискуссия о продол­жении реформы, которая про­шла на различных экспертных площад­ках, побудила к выводу: дальнейшей на­стройке политической системы страны помогут активные граждане и новое законодательство. На это и нацелен вступивший в силу закон, который воз­вращает смешанную систему выборов в Государственную Думу. Он не про­сто продолжает политическую рефор­му, а привлекает россиян к активному участию в ней, в политической жизни России. С восстановлением смешанной избирательной системы политическая реформа дошла до конкретных по­литиков, ибо не только расширяются возможности их выдвижения, но и ста­новятся более реалистичными перспек­тивы прохождения в Госдуму. Теперь в парламент могут быть избраны лиде­ры общественного мнения, активные представители региональной элиты, отдельные харизматичные политики. В том числе и предводители протестного движения, разумеется, те из них, кото­рые играют в рамках системы, готовы действовать в соответствии с законом, при этом пользуются популярностью и значительным общественным доверием, чтобы быть избранными.
 
Сейчас нередко звучит вопрос: поче­му в законе не предусмотрена возмож­ность создания избирательных блоков. Я не исключаю, что такая возможность появится на одном из следующих эта­пов реформы. Тем не менее, хочу под­черкнуть: нынешняя конфигурация закона создает очень широкий диапа­зон возможностей взаимодействия и для политических партий, и для обще­ственных движений, и для активных политических групп, в том числе регио­нальных, и для конкретных ярких поли­тиков, которые располагают значитель­ным общественным доверием. Такие условия, как пятьсот членов, которые необходимы для регистрации партии, и пятипроцентный проходной барьер, создают достаточно динамичную си­стему и без блоков. Хотя, с моей точки зрения, возможность создания блоков еще более усиливала бы возможности народного представительства.
 
Меня нередко спрашивают: нужны ли такие изменения? Не просто нуж­ны, они необходимы. К чему, например, привели ограничения в регистрации партий, которые особенно ужесточи­лись в 2004—2011 годах? К образова­нию огромного поля «несистемной» политики, такого ужасающего фено­мена, как «внесистемная оппозиция». Зачем выталкивать на улицу и ставить фактически вне закона «миноритар­ные» политические силы, критически настроенные по отношению к власти, но способные нормально участвовать в выборах? Зачем вводить «глобальную партизацию», выталкивая из парламен­та известных политиков? Кому, грубо говоря, помешал в Думе Владимир Рыжков? Другое дело, что этот услов­ный Владимир Рыжков должен реаль­но бороться за депутатский мандат.
 
В комментариях по поводу введения смешанной системы выборов нередко звучит мысль о том, что она выгодна только партии, имеющей парламент­ское большинство. На мой взгляд, вы­году получают любые организации и политические партии, которые облада­ют серьезными ресурсами — людскими, технологическими, организационными. Это будет способствовать дальней­шей партизации политической систе­мы страны в пользу тех, кто обладает реальным влиянием на территориях. Смешанная система также позволит создать механизм представительства на федеральном уровне для активной ча­сти региональных элит, которые сегод­ня по каким-то причинам не обладают такой возможностью. Партии «второго эшелона» будут, в свою очередь, учить­ся ответственности на выборах, при­обретать политический опыт, крайне необходимый для работы в парламенте.
 
Но в первую очередь выигрывают граждане, потому что представительство их интересов будет более очевидным и связанным с деятельностью конкретных людей, конкретных политиков. Не выгоден же этот закон тем, кто не располагает реальным общественным доверием на конкретных территориях, кто не в состоянии провести эффективную избирательную кампанию. И, наконец, тем политическим силам, у которых нет в активе значительного количества лидеров общественного мнения. Но выигравших, на мой взгляд, больше, а главное, это выгодно и населению, и политической системе. Но, говоря о политической реформе, сегодня очень важно, если образно выразиться, смешать, но не взбалтывать.

Подготовил Павел Анохин

Читайте нас в Telegram
Просмотров 4980