Все о пенсиях в России

вчераРоссиянам рассказали об индексации страховых пенсий с учетом инфляции в 9,52%

два дня назадСенатор Епифанова рассказала, какую пенсию можно унаследовать

14.01.2025Депутат Чаплин пояснил, почему Соцфонд должен заниматься доплатами к пенсиям

ШОС превратится в глобального игрока

А вступление в организацию Индии и Пакистана сделает её более сбалансированной

31.05.2017 17:50

Автор: Иван Антонов

ШОС превратится в глобального игрока
Фото с сайта kremlin.ru

По мнению собравшихся в пресс-центре «Парламентской газеты» экспертов, предстоящий саммит Шанхайской организации сотрудничества в Астане, который пройдёт 8-9 июня, переведёт организацию с регионального на глобальный уровень.  Впервые за долгое время в ШОС вступят два новых члена, которые должны придать ей новое измерение и проверить на «прочность» с точки зрения возможности объединять антагонистические во многом страны (как Индия и Пакистан) в решении общих проблем на континенте, а может, и в мире в целом.

Индия и Пакистан — проверка на прочность

С тем, что вступление в ШОС двух новых членов является большим вызовом для организации, согласен руководитель Школы востоковедения НИУ-ВШЭ Алексей Маслов. «Дискуссии о принятии новых членов в ШОС всегда шли очень бурно — ведь и при шести участниках имелись сложности с принятием отдельных решений, а что же будет, когда к организации присоединятся ещё два государства. Нельзя забывать, что между «новичками» — Индией и Пакистаном существуют очень жёсткие противоречия. К тому же есть проблемы и у Дели  с Пекином», — отметил эксперт.

Он напомнил, что в 2001 году, когда создавалась ШОС, была принята схема, при которой любое решение в рамках организации должно приниматься на основе консенсуса. Такой вариант приводил к некоторым парадоксам, когда, казалось бы, очевидный и всех устраивающий вариант нельзя было принять оперативно. В частности, например, по созданию Университета ШОС или, скажем, в финансовых вопросах. 

В ШОС может появиться новая дискуссионная площадка

Поэтому, допускает Алексей Маслов, в процедуру принятия решений в рамках ШОС будут внесены изменения. Скорее всего, право вето вводиться не будет, однако возможно внедрение схемы одобрения какого-либо решения большинством голосов, при сохранении отдельными несогласными странами права выступить со своим частным мнением.

И всё же расширение ШОС — очевидный шаг вперёд для этого формата, уверен заведующий сектором европейской безопасности Института Европы РАН Юрий Морозов: «С принятием Индии и Пакистана ШОС выходит за пределы Центральной Азии и начинает функционировать уже на пространстве Евразии».

Впрочем, нередко можно услышать мнение о том, что, мол, Китай в силу своего экономического могущества «подмял» ШОС под себя и использует её исключительно в своих интересах. Возможно, доля истины в этих словах есть, однако, по мнению Алексея Маслова, вступление двух новых стран в организацию в известной степени сбалансирует позиции в ней Китая.

К тому же, отмечает эксперт, просматривается тенденция к превращению ШОС в площадку для обсуждения плана действий по актуальным проблемам. Поэтому расширение организации за счёт Индии и Пакистана вполне соответствует этой модели, где на первое место выходит обмен мнениями по актуальным международным и региональным вопросам.

Глобальные китайские проекты — новый вызов

Для специалистов давно стало очевидным, что будущее ШОС с новыми членами в составе будет так или иначе во многом связано с масштабным проектом, который Китай запускает в регионе — «Один пояс — один путь» («ОПОП»). Эта концепция пока только обсуждается, а её конкретное содержание пока не совсем ясно, но уже понятно, что в стороне от её реализации среднеазиатские государства вряд ли останутся.

Юрий Морозов напомнил, что в настоящий момент 90 процентов энергоресурсов для КНР идёт морским путём. В случае, если по каким-либо причинам будет организована блокада соответствующих поставок из стран Персидского залива, то она обернётся катастрофическими последствиями для китайской экономики. По этой причине стратегический сухопутный маршрут для поставок извне углеводородов и вывода китайской продукции на мировые рынки крайне важен для Пекина. Именно таковым и должен, как считают эксперты, стать «ОПОП».

Одним из главных вопросов, который придётся решать Пекину при реализации проекта, является обеспечение безопасности. Ведь отдельные элементы маршрута «ОПОП» пройдут по территории некоторых государств, обстановка в которых далека от спокойной. Вот здесь свою стабилизирующую роль может сыграть Шанхайская организация сотрудничества, тем более что одной из её задач является противодействие терроризму.

Россия может воспользоваться «ОПОП»

Однако вопросы безопасности не единственные, на которые государствам — членам ШОС придётся искать ответы, когда один из её членов — Китай приступит к воплощению проекта «ОПОП» в жизнь.

Как полагает Юрий Морозов, некоторые сложности для проекта «Один пояс — Один путь» можно увидеть уже сейчас. Так, большинство из вариантов маршрутов его прохождения упираются в Каспийское море, которое нужно преодолевать. Другие же будут проложены через неспокойные страны — Афганистан и Пакистан. Поэтому, как считает эксперт, видится логичным и безопасным использование российской территории для транспортировки грузов.

Когда мы соединим Челябинск и Екатеринбург скоростной железной дорогой с временем в пути один час десять минут, то, по сути, получим третью по размеру агломерацию в России.

В такой обстановке российские приграничные регионы имеют возможность подключиться к участию в крупных инфраструктурных проектах. Так, по мнению руководителя Постоянного представительства Челябинской области при Правительстве РФ Александра Шепилова, регион в этом крайне заинтересован. В этом контексте челябинский губернатор уже озвучил конкретную инициативу — создать форум глав регионов государств — членов ШОС, предложив, по сути, наладить дополнительный уровень общения, на котором можно обсуждать не межгосударственные, а межрегиональные проекты.

Отвечая на вопрос о конкретных преимуществах подключения Челябинской области к крупным инфраструктурным проектам, Александр Шепилов отметил: «Подобные масштабные стройки приносят прямую пользу: создание рабочих мест и налоговые поступления в бюджеты разных уровней. Но есть и косвенная — когда мы соединим Челябинск и Екатеринбург скоростной железной дорогой с временем в пути один час десять минут, то, по сути, получим третью по размеру агломерацию в России. Это совершенно новый рынок по объёмам, другой уровень конкуренции, резкий скачок динамики создания рабочих мест и рост заработной платы».

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3124