Сенаторы сняли «проблему 2017»

Прекращены действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота на территории Украины

Сенаторы сняли «проблему 2017»

Черноморский флот: порт приписки — Россия

Время не ждет, и каждый шаг, предпринимаемый руковод­ством страны и законодателя­ми, делает процесс вхождения полу­острова в состав России все более не­обратимым. На прошедшем заседании сенаторам предстояло одобрить ряд законов, укрепляющих связь России с двумя новыми субъектами. Первый из них — «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины» представил статс-секретарь — заме­ститель министра иностранных дел Григорий Карасин. Из его сообщения сенаторы узнали, что речь идет не о денонсации соглашений, как это часто сейчас звучит, а именно о прекращении их действия. Это существенный нюанс, подчеркнул дипломат, так как, судя по всему, могут возникнуть пра­вовые, финансовые, имущественные и иные споры, которые потребуют уре­гулирования с украинской стороной.
 
Какие это могут быть споры, можно предположить, исходя из сути согла­шений. Речь идет о четырех докумен­тах, подписанных в Киеве в мае 1997 года, регламентирующих параметры раздела Черноморского флота и воз­никающие при этом взаиморасчеты, а также определяющие статус и условия пребывания ЧФ России на территории Украины, и опять же, взаиморасчеты по этой проблеме. Существует и еще одно соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины, подписанное в Харькове в апреле 2010 года. Согласно этим до­кументам, Россия на протяжение всего срока базирования ЧФ добросовестно выполняла взятые на себя обязатель­ства, в том числе финансовые. Ежегод­но с 1997-го и по 18 марта нынешнего года с общего государственного долга Украины списывалось почти 98 милли­онов долларов. Долг должен был быть полностью списан к 2017 году, что по­рождало известные опасения по судьбе базирования ЧФ России.
 
Впрочем, многие сенаторы были прекрасно осведомлены о проблемах. Регулярно посещая Крым и Севасто­поль, они были свидетелями нараста­ющих негативных тенденций вокруг пребывания на полуострове Российского флота. Известно, что за годы базирования в Крыму Россия, несмо­тря ни на какие соглашения, так и не смогла добиться от Украины возмож­ности замены вооружения и военной техники, устаревших и вышедших из строя кораблей, повышения уровня взаимодействия по предупреждению потенциальных угроз международного терроризма и еще многого другого. На протяжении многих лет моряки-черно­морцы и их семьи открыто выражали озабоченность судьбой флота и города русской военной славы Севастополя. Они называли это «проблема 2017».
 
Харьковские договоренности прод­лили действие Соглашения о базиро­вании до 2042 года. Но проблемы фло­та решены не были. Хотя продлили его не просто так, а за дополнитель­ные деньги. При определении цены на газ, который поставляется в Украину, Россия обязалась делать скидку по 100 долларов США с 1000 кубометров. Интересно, что такие условия долж­ны были начать действовать с 2017 года, но Россия начала осуществлять такую практику сразу после подписа­ния харьковских соглашений, то есть кредитовала Украину. И в результате, заметил Григорий Карасин, с учетом прекращения действия соглашений общая сумма задолженности Украины может насчитывать 10-11 миллиардов долларов.
 
Теперь понятно, почему речь идет именно о прекращении действия со­глашений, а не о денонсации или об одностороннем выходе из них од­ной из сторон. Россия настаивает на том, что 16 марта народы Республи­ки Крым в полном соответствии с нормами международного права на самоопределение свободно выразили свою волю к созданию независимого суверенного государства Республики Крым и ее последующему вхождению в состав России. Отныне Республика Крым и город федерального значения Севастополь — неотъемлемая часть территории Российской Федерации, на которую распространяется ее го­сударственный суверенитет. Поэтому сегодня, и важность этого момента Григорий Карасин подчеркнул особо, отсутствуют какие-либо основания для продолжения правоотношений по размещению объектов и персонала ЧФ на территории Украины, включая обя­зательства по оплате или иной ком­пенсации. Изменилась сама ситуация, что и привело к безвозвратной утрате этими договорами возможности их выполнения, что дает право России на основании Венской конвенции о праве международных договоров от 1969 го­да прекратить действие договоров по Черноморскому флоту… Такое реше­ние сенаторы одобрили единогласно.
 
Так же единодушно был одобрен пакет из четырех взаимосвязанных законов, направленных на правовое обеспечение устойчивой работы фи­нансовой системы на территории двух новых субъектов Федерации. Ситуа­ция по этому вопросу, как и следова­ло ожидать, складывается непростая.
 
Как рассказал первый заместитель Председателя Банка России Алексей Симановский, на территории Крыма с украинской лицензией работает 181 кредитная организация. Некоторые из них с украинским капиталом уже на­чали приостанавливать свою деятель­ность. Попытки вступить в переговоры с Национальным банком Украины рос­сийской стороной проводятся, но пока, судя по всему, не очень результативно. Позиция же российского Центробанка, по словам Алексея Симановского, та­кова. Все банки, имеющие украинскую лицензию, могут, и даже должны про­должать обслуживание всей клиенту­ры — вкладчиков, и юридических лиц — оказывать все необходимые услуги, проводить все необходимые операции. А в случае, если они откажутся выпол­нять свои обязанности, после вступле­ния в действие одобренных Советом Федерации законов Центробанк Рос­сии будет вынужден уже официально останавливать работу подобных фи­нансовых структур.
 
Такие надзорные полномочия предоставляются Банку России Фе­деральным законом «Об особенно­стях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период». Действовать этот документ будет до конца года. Он регламентирует особенности функци­онирования финансовых институтов, исполнения ими норм российского законодательства в сфере противо­действия «отмыванию» доходов, по­лученных преступным путем, финан­сированию терроризма и т.д. Пред­усматривается в нем и возможность приобретения зарегистрированными или действующими в Крыму банками статуса российских кредитных или финансовых организаций.
 
Другими законами вводится, в частности, дополнительный источник пополнения фонда обязательного страхования вкладов, часть которого предполагается использовать для создания автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков», способы пополнения в 2014 году бюджета Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
 
Николай Калинин
 

 

Просмотров 3993

09.04.2014 15:56