Черноморский флот: порт приписки — Россия
Время не ждет, и каждый шаг, предпринимаемый руководством страны и законодателями, делает процесс вхождения полуострова в состав России все более необратимым. На прошедшем заседании сенаторам предстояло одобрить ряд законов, укрепляющих связь России с двумя новыми субъектами. Первый из них — «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины» представил статс-секретарь — заместитель министра иностранных дел Григорий Карасин. Из его сообщения сенаторы узнали, что речь идет не о денонсации соглашений, как это часто сейчас звучит, а именно о прекращении их действия. Это существенный нюанс, подчеркнул дипломат, так как, судя по всему, могут возникнуть правовые, финансовые, имущественные и иные споры, которые потребуют урегулирования с украинской стороной.
Какие это могут быть споры, можно предположить, исходя из сути соглашений. Речь идет о четырех документах, подписанных в Киеве в мае 1997 года, регламентирующих параметры раздела Черноморского флота и возникающие при этом взаиморасчеты, а также определяющие статус и условия пребывания ЧФ России на территории Украины, и опять же, взаиморасчеты по этой проблеме. Существует и еще одно соглашение по вопросам пребывания Черноморского флота на территории Украины, подписанное в Харькове в апреле 2010 года. Согласно этим документам, Россия на протяжение всего срока базирования ЧФ добросовестно выполняла взятые на себя обязательства, в том числе финансовые. Ежегодно с 1997-го и по 18 марта нынешнего года с общего государственного долга Украины списывалось почти 98 миллионов долларов. Долг должен был быть полностью списан к 2017 году, что порождало известные опасения по судьбе базирования ЧФ России.
Впрочем, многие сенаторы были прекрасно осведомлены о проблемах. Регулярно посещая Крым и Севастополь, они были свидетелями нарастающих негативных тенденций вокруг пребывания на полуострове Российского флота. Известно, что за годы базирования в Крыму Россия, несмотря ни на какие соглашения, так и не смогла добиться от Украины возможности замены вооружения и военной техники, устаревших и вышедших из строя кораблей, повышения уровня взаимодействия по предупреждению потенциальных угроз международного терроризма и еще многого другого. На протяжении многих лет моряки-черноморцы и их семьи открыто выражали озабоченность судьбой флота и города русской военной славы Севастополя. Они называли это «проблема 2017».
Харьковские договоренности продлили действие Соглашения о базировании до 2042 года. Но проблемы флота решены не были. Хотя продлили его не просто так, а за дополнительные деньги. При определении цены на газ, который поставляется в Украину, Россия обязалась делать скидку по 100 долларов США с 1000 кубометров. Интересно, что такие условия должны были начать действовать с 2017 года, но Россия начала осуществлять такую практику сразу после подписания харьковских соглашений, то есть кредитовала Украину. И в результате, заметил Григорий Карасин, с учетом прекращения действия соглашений общая сумма задолженности Украины может насчитывать 10-11 миллиардов долларов.
Теперь понятно, почему речь идет именно о прекращении действия соглашений, а не о денонсации или об одностороннем выходе из них одной из сторон. Россия настаивает на том, что 16 марта народы Республики Крым в полном соответствии с нормами международного права на самоопределение свободно выразили свою волю к созданию независимого суверенного государства Республики Крым и ее последующему вхождению в состав России. Отныне Республика Крым и город федерального значения Севастополь — неотъемлемая часть территории Российской Федерации, на которую распространяется ее государственный суверенитет. Поэтому сегодня, и важность этого момента Григорий Карасин подчеркнул особо, отсутствуют какие-либо основания для продолжения правоотношений по размещению объектов и персонала ЧФ на территории Украины, включая обязательства по оплате или иной компенсации. Изменилась сама ситуация, что и привело к безвозвратной утрате этими договорами возможности их выполнения, что дает право России на основании Венской конвенции о праве международных договоров от 1969 года прекратить действие договоров по Черноморскому флоту… Такое решение сенаторы одобрили единогласно.
Так же единодушно был одобрен пакет из четырех взаимосвязанных законов, направленных на правовое обеспечение устойчивой работы финансовой системы на территории двух новых субъектов Федерации. Ситуация по этому вопросу, как и следовало ожидать, складывается непростая.
Как рассказал первый заместитель Председателя Банка России Алексей Симановский, на территории Крыма с украинской лицензией работает 181 кредитная организация. Некоторые из них с украинским капиталом уже начали приостанавливать свою деятельность. Попытки вступить в переговоры с Национальным банком Украины российской стороной проводятся, но пока, судя по всему, не очень результативно. Позиция же российского Центробанка, по словам Алексея Симановского, такова. Все банки, имеющие украинскую лицензию, могут, и даже должны продолжать обслуживание всей клиентуры — вкладчиков, и юридических лиц — оказывать все необходимые услуги, проводить все необходимые операции. А в случае, если они откажутся выполнять свои обязанности, после вступления в действие одобренных Советом Федерации законов Центробанк России будет вынужден уже официально останавливать работу подобных финансовых структур.
Такие надзорные полномочия предоставляются Банку России Федеральным законом «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период». Действовать этот документ будет до конца года. Он регламентирует особенности функционирования финансовых институтов, исполнения ими норм российского законодательства в сфере противодействия «отмыванию» доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и т.д. Предусматривается в нем и возможность приобретения зарегистрированными или действующими в Крыму банками статуса российских кредитных или финансовых организаций.
Другими законами вводится, в частности, дополнительный источник пополнения фонда обязательного страхования вкладов, часть которого предполагается использовать для создания автономной некоммерческой организации «Фонд защиты вкладчиков», способы пополнения в 2014 году бюджета Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
Николай Калинин