Сенаторы предлагают «добавить время» на обсуждение министров-силовиков

Казалось бы, чисто техническая поправка в закон позволяет исключить формальности при решении ключевых вопросов

Сенаторы предлагают «добавить время» на обсуждение министров-силовиков

Евгений Зиничев, Владимир Колокольцев, Сергей Шойгу. фото: РИА Новости

В соответствии с изменениями в Конституции России председатель Правительства, его заместители и федеральные министры (кроме министров «силового блока») назначаются Президентом после их утверждения Государственной Думой. «Силовые» министры получают портфели после консультаций главы государства с Советом Федерации. Закон о Правительстве РФ, регламентирующий эти процедуры, уже прошёл первое чтение в Госдуме. Ко второму (основному) чтению документа Совет Федерации готовит поправки, предполагающие увеличение сроков консультаций Президента с палатой регионов по назначению глав Минобороны, МВД, МЧС, Минюста и МИД. Почему в этом возникла необходимость, разбиралась «Парламентская газета».

Нужно, как минимум, за пять дней

Напомним, поправки в Основной Закон были одобрены на общероссийском голосовании 1 июля и затем утверждены Президентом. Положения Конституции действуют с момента их подписания главой государства, а обеспечивающие это действие законы закрепляют процедуру исполнения конституционных норм. Как пояснил журналистам  глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, случись сейчас назначение кого-либо из федеральных министров,  оно пройдёт в соответствии с  уже прописанными конституционными нормами.  Однако процедурные вопросы, регулируемые соответствующим конституционным законом, внесённым в парламент Президентом и проходящим пока стадию обсуждения, могут быть скорректированы.

По словам главы конституционного Комитета Совета Федерации Андрея Клишаса, в частности, есть необходимость пересмотреть сроки консультаций Президента с сенаторами по вопросам назначения силовых министров.

Андрей Клишас. фото: Тимур Ханов / ПГ

Пока этот процесс ограничен одной неделей  с момента поступления на рассмотрение палаты  кандидатур «силовиков». По процедуре Совет Федерации должен обсудить этот вопрос на ближайшем плановом пленарном заседании палаты. Как считают сенаторы, это вполне возможно, если вопрос внесён  не позднее, чем за пять дней до намеченного обсуждения. Если позже, то консультация может начаться на следующей «пленарке» — за пределами обозначенных сроков.

«Мы последовательно говорили о том, что все консультации — публичная процедура, всё будет проходить с участием сенаторов, СМИ, в том числе на заседаниях комитетов. Мы обязаны всё это обеспечить, но на это требуется время», — пояснил позицию сенаторов Андрей Клишас.

Публичная власть как социальный блокчейн

Между тем по остальным процедурам реформы формирования Правительства существенных корректировок не предвидится. Согласно принятым в первом чтении нововведениям, председатель Правительства, вице-премьеры и члены кабмина (кроме министров «силового блока») будут назначаться главой государств после их утверждения Госдумой — депутатам будет даваться неделя, чтобы рассмотреть кандидатуры. При этом премьер-министр будет нести перед президентом персональную ответственность, а отправить главу кабмина в отставку можно будет без роспуска Правительства.

Кандидаты на должность министра будут выступать перед парламентариями и отвечать на их вопросы. «Мы узнаем, так сказать, на подступах, кто будет кандидатом на пост федерального министра. И выиграет от этого не кто-то конкретно — Президент, Госдума или Совет Федерации. Выигрывает общество. Публичность — это хоть и небольшой, но залог успеха: мы будем понимать, что это за человек, какая у него платформа, какая программа. Это, на мой взгляд, очень важно», — отметил Павел Крашенинников.

Павел Крашенинников. фото: Юрий Инякин / ПГ

Напомним, что если Госдума утверждает кандидата, то Президент обязан его назначить. При этом он сохраняет право отстранить любого от министерской должности на основании действующего законодательства РФ. Если же кандидатуры премьера, его заместителей и федеральных министров парламент отклонил трижды, Президент вправе назначить их без утверждения Госдумой. Причём в этом случае глава государства может объявить роспуск парламента и назначить новые выборы. Например, если трижды заблокированы кандидаты в премьеры, или после отказа Госдумы более трети мест в правительстве остаётся не занятым.

Как пояснила директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева, обсуждаемый закон «означает переход правительства к методам так называемого распределённого управления».

Это исключает нелегитимное вмешательство в управленческий процесс, и при этом все звенья публичной системы связываются воедино

«Мы видим некий социальный блокчейн, когда все звенья системы публичной власти делаются максимально открытыми и прозрачными. Это исключает нелегитимное вмешательство в управленческий процесс, и при этом все звенья публичной системы связываются воедино», — считает юрист, являющаяся одним из сопредседателей, наравне с Андреев Клишасом и Павлом Крашенниниковым, сопредседателем «конституционной» группы при Президенте России.

Законы от имени Госсовета сможет вносить Президент

Закон о правительстве идёт в пакете с другими президентскими инициативами, закрепляющими последние конституционные поправки в российском праве. Второго чтения также ждут законопроекты о конституционном суде (согласно ему, количество судей сокращается с 19 до 11, а Президент наделяется правом направлять в Совет Федерации не только кандидатуры новых, но и представления о прекращении полномочий действующих судей), и о прокуратуре (устанавливается, что генпрокурор и его заместители, региональные прокуроры назначаются не сенаторами, а президентом после консультаций с Советом Федерации,и освобождаются от должности самим главой государства).

Что касается закона о Госсовете, который возглавит Президент,  в его состав войдут премьер, спикеры Госдумы и Совфеда, губернаторы и «иные лица», то его рассмотрение в первом чтении в Госдуме запланировано на начало ноября. Как пояснил Павел Крашенинников, обновлённая компетенция Госсовета позволит более оперативно реагировать на нужды населения при определении векторов социально-экономического развития страны. При этом Госсовет, как коллективный орган, не будет обладать правом законодательной инициативы — от его лица законопроекты сможет вносить только глава государства.

Просмотров 2014

16.10.2020 18:11

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях