Региональный аспект законотворчества
Непростой для России 2014 год близится к концу, очень скоро завершится и осенняя парламентская сессия.
И хотя Совету Федерации предстоит еще одно пленарное заседание, на котором и будут подведены основные итоги работы, уже сейчас о некоторых из них можно говорить. В частности, о том, что беспокоит сенаторов под конец богатого на события года.
Пульс интереса членов Совета Федерации четко прослеживался в ходе традиционной парламентской «разминки», открывшей 364-е пленарное заседание. Естественно, парламентарии не могли не обсудить ситуацию, складывающуюся на валютном рынке. Тему поднял заместитель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев. По его мнению, усилия Банка России должны дать свои результаты, но при этом, отметил сенатор, главный финансовый регулятор должен поменять свои подходы к решению возникшей проблемы, для чего у него имеются все необходимые инструменты. Смысл его выступления сводился к тому, чтобы не нагнетать ситуацию, для чего палата регионов в первую очередь должна соблюдать спокойствие.
А вот у его коллеги, члена Комитета по экономической политике Евгения Тарло мнение оказалось несколько иным. Да, полагает сенатор, спокойствие надо соблюдать, но для того, чтобы спокойно разобраться в причинах произошедшего на валютном рынке. В своей оценке деятельности Центробанка он оказался не столь мягок: парламентарии должны оценить эффективность действий Центробанка, которые создали условия для резкого изменения курса национальной валюты. Само допущение такого изменения, считает сенатор, грубо нарушает конституционные права граждан. Действия же, предпринятые банком России, связанные с резким повышением ключевой ставки, недостаточны в сложившейся ситуации, убежден Евгений Тарло. Нужны дополнительные меры, которые можно было бы использовать для поддержания курса рубля. Это и налог на валютные операции, и контроль за валютной позицией банков, и запрет на размещение временно свободных средств бюджетных организаций на банковских депозитах. В связи с этим он предложил коллегам поддержать его инициативу — начать парламентское расследование причин сложившейся в России экономической ситуации.
Решение об этом в ходе пленарного заседания принято не было, и трудно предсказать, состоится ли такое парламентское расследование вообще. Но поручение рассмотреть предложение сенатора и определиться с последующими шагами комитетам палаты по бюджету и финансовым рынкам, по Регламенту и организации парламентской деятельности председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко дала. Хотя несколько раньше ее точка зрения на предмет резкого ослабления курса рубля все же прозвучала. Спикер призвала сбавить эмоции и действовать в сложившейся ситуации спокойно. По мнению Валентины Матвиенко, относиться к происходящему надо как к плохой погоде, которая пройдет. Нельзя упрощать ситуацию, но и ни в коем случае нельзя нагнетать панику, потому что это может только ухудшить ситуацию, подчеркнула она, отметив, что правительство и Центробанк сейчас активно работают и принимают меры по поддержанию рубля. Валентина Матвиенко подчеркнула, что поддерживает действия Комитета по бюджету и финансовым рынкам, который подготовил предложения Совета Федерации в адрес Центробанка.
Прозвучали в ходе «разминки» и ряд других интересных предложений и сообщений от членов Совета Федерации. Так, первый зампредседателя
Комитета по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Алексей Александров обратил внимание коллег на доклад о пытках в секретных американских тюрьмах. Сенатор предложил инициировать международное парламентское расследование по этому вопросу, обратившись в Парламентскую ассамблею ОБСЕ…
В ходе заседания сенаторам также был представлен Отчет о состоянии российского законодательства в 2014 году. Документ всеобъемлющий, представляется, что в нем проанализированы законодательные акты, касающиеся наиболее важных аспектов жизни и деятельности страны, включая работу по имплементации в российское правовое поле новых субъектов Федерации — Республики Крым и Севастополя. Но для сенаторов как представителей российских регионов наибольший интерес представлял раздел, рассматривающий состояние и развитие законодательства непосредственно субъектов Федерации. Рассматривались же в нем такие аспекты правового поля, как законодательство о местном самоуправлении, избирательное законодательство, бюджетное, законодательство о налогах и сборах, культуре, опеке и попечительстве, социальной защите инвалидов.
Как отмечается в докладе, анализ этих документов показывает, что основные усилия регионов направлены на реализацию задач по совершенствованию перечисленных сфер правового регулирования, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года и конкретизированных в федеральном законодательстве.
Несмотря на то, что регионами нередко отмечается недостаточность принимаемых на федеральном уровне мер, и многие проблемы на местах остаются нерешенными, в целом регионы положительно оценивают изменения федерального законодательства. И такая оценка дорогого стоит, поскольку помимо всего прочего свидетельствует о том, что российский парламент идет в целом по правильному пути, заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, представляя Отчет сенаторам. А тот факт, что в материалах, представленных регионами, нередко отмечается недостаточность принимаемых на федеральном уровне мер, лишь диктует настоятельную потребность дальнейшего совершенствования федерального законодательства, заявила она.
Пример тому, по ее мнению, — реакция регионов на принятый в нынешнем году пакет федеральных законов, направленных на изменения в сфере законодательства о налогах и сборах. Как заявила Валентина Матвиенко, регионы оценили их положительно, но в то же время отметили, что принимаемых налоговых мер недостаточно, так как многие проблемы финансового обеспечения региональных и местных бюджетов остаются нерешенными. Объемы налоговых и неналоговых доходов не обеспечивают исполнения расходных обязательств регионов. Установленные нормативы отчислений федеральных налогов требуют углубленного анализа и, возможно, пересмотра по его результатам, заметила спикер верхней палаты.
И, тем не менее, считает спикер, анализ материалов, поступивших из субъектов Федерации, позволяет достаточно высоко оценить законотворческую активность региональных законодателей. Своевременно разрабатываются и принимаются акты, направленные на адаптацию и внедрение в региональное законодательство вновь принятых федеральных норм, считает она. Можно уверенно сказать, что сегодня в основном сформирована необходимая нормативная база для осуществления целенаправленной работы по реализации стоящих перед регионами задач, убеждена Председатель Совета Федерации.
В самом же отчете особо отмечается: регионы сумели наработать определенную правоприменительную практику. В перспективе это позволит определить основные проблемные зоны действующего федерального и регионального законодательства и тенденции, которые могут повлиять на ход его реформирования.