Региональный аспект законотворчества

Непростой для России 2014 год близится к концу, очень скоро завершится и осенняя парламентская сессия.

И хотя Совету Федерации предстоит еще одно пленарное заседание, на котором и будут подведены основные итоги работы, уже сейчас о некоторых из них можно говорить. В частности, о том, что беспокоит сенаторов под конец богатого на события года.

Региональный аспект законотворчества

Фото Юрий Инякин

Пульс интереса членов Совета Федерации четко прослежи­вался в ходе традиционной парламентской «разминки», открыв­шей 364-е пленарное заседание. Есте­ственно, парламентарии не могли не обсудить ситуацию, складывающуюся на валютном рынке. Тему поднял за­меститель председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам Ни­колай Журавлев. По его мнению, усилия Банка России должны дать свои результаты, но при этом, отметил се­натор, главный финансовый регуля­тор должен поменять свои подходы к решению возникшей проблемы, для чего у него имеются все необходимые инструменты. Смысл его выступления сводился к тому, чтобы не нагнетать ситуацию, для чего палата регионов в первую очередь должна соблюдать спокойствие.

А вот у его коллеги, члена Комите­та по экономической политике Евге­ния Тарло мнение оказалось несколь­ко иным. Да, полагает сенатор, спо­койствие надо соблюдать, но для того, чтобы спокойно разобраться в причи­нах произошедшего на валютном рын­ке. В своей оценке деятельности Цен­тробанка он оказался не столь мягок: парламентарии должны оценить эф­фективность действий Центробанка, которые создали условия для резкого изменения курса национальной валю­ты. Само допущение такого измене­ния, считает сенатор, грубо нарушает конституционные права граждан. Дей­ствия же, предпринятые банком Рос­сии, связанные с резким повышением ключевой ставки, недостаточны в сло­жившейся ситуации, убежден Евгений Тарло. Нужны дополнительные меры, которые можно было бы использовать для поддержания курса рубля. Это и налог на валютные операции, и кон­троль за валютной позицией банков, и запрет на размещение временно свободных средств бюджетных орга­низаций на банковских депозитах. В связи с этим он предложил коллегам поддержать его инициативу — начать парламентское расследование причин сложившейся в России экономической ситуации.

Решение об этом в ходе пленарного заседания принято не было, и трудно предсказать, состоится ли такое пар­ламентское расследование вообще. Но поручение рассмотреть предложение сенатора и определиться с последу­ющими шагами комитетам палаты по бюджету и финансовым рынкам, по Регламенту и организации парла­ментской деятельности председатель Совета Федерации Валентина Мат­виенко дала. Хотя несколько раньше ее точка зрения на предмет резкого ослабления курса рубля все же про­звучала. Спикер призвала сбавить эмоции и действовать в сложившей­ся ситуации спокойно. По мнению Валентины Матвиенко, относиться к происходящему надо как к плохой погоде, которая пройдет. Нельзя упро­щать ситуацию, но и ни в коем случае нельзя нагнетать панику, потому что это может только ухудшить ситуацию, подчеркнула она, отметив, что прави­тельство и Центробанк сейчас актив­но работают и принимают меры по поддержанию рубля. Валентина Мат­виенко подчеркнула, что поддержива­ет действия Комитета по бюджету и финансовым рынкам, который подго­товил предложения Совета Федерации в адрес Центробанка.

Прозвучали в ходе «разминки» и ряд других интересных предложений и сообщений от членов Совета Феде­рации. Так, первый зампредседателя

Комитета по конституционному зако­нодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Алексей Александров об­ратил внимание коллег на доклад о пытках в секретных американских тюрьмах. Сенатор предложил иници­ировать международное парламент­ское расследование по этому вопросу, обратившись в Парламентскую ассам­блею ОБСЕ…

В ходе заседания сенаторам также был представлен Отчет о состоянии российского законодательства в 2014 году. Документ всеобъемлющий, представляется, что в нем проана­лизированы законодательные акты, касающиеся наиболее важных аспек­тов жизни и деятельности страны, включая работу по имплементации в российское правовое поле новых субъектов Федерации — Республики Крым и Севастополя. Но для сенато­ров как представителей российских регионов наибольший интерес пред­ставлял раздел, рассматривающий со­стояние и развитие законодательства непосредственно субъектов Федера­ции. Рассматривались же в нем такие аспекты правового поля, как зако­нодательство о местном самоуправ­лении, избирательное законодатель­ство, бюджетное, законодательство о налогах и сборах, культуре, опеке и попечительстве, социальной защите инвалидов.

Как отмечается в докладе, анализ этих документов показывает, что ос­новные усилия регионов направлены на реализацию задач по совершен­ствованию перечисленных сфер пра­вового регулирования, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года и конкретизирован­ных в федеральном законодательстве.

Несмотря на то, что регионами не­редко отмечается недостаточность принимаемых на федеральном уров­не мер, и многие проблемы на ме­стах остаются нерешенными, в целом регионы положительно оценивают изменения федерального законода­тельства. И такая оценка дорогого стоит, поскольку помимо всего про­чего свидетельствует о том, что рос­сийский парламент идет в целом по правильному пути, заявила Предсе­датель Совета Федерации Валентина Матвиенко, представляя Отчет сена­торам. А тот факт, что в материалах, представленных регионами, нередко отмечается недостаточность прини­маемых на федеральном уровне мер, лишь диктует настоятельную потреб­ность дальнейшего совершенствова­ния федерального законодательства, заявила она.

Пример тому, по ее мнению, — ре­акция регионов на принятый в нынеш­нем году пакет федеральных законов, направленных на изменения в сфере законодательства о налогах и сборах. Как заявила Валентина Матвиенко, ре­гионы оценили их положительно, но в то же время отметили, что принимае­мых налоговых мер недостаточно, так как многие проблемы финансового обеспечения региональных и местных бюджетов остаются нерешенными. Объемы налоговых и неналоговых до­ходов не обеспечивают исполнения расходных обязательств регионов. Установленные нормативы отчислений федеральных налогов требуют углу­бленного анализа и, возможно, пере­смотра по его результатам, заметила спикер верхней палаты.

И, тем не менее, считает спикер, ана­лиз материалов, поступивших из субъ­ектов Федерации, позволяет достаточ­но высоко оценить законотворческую активность региональных законодате­лей. Своевременно разрабатываются и принимаются акты, направленные на адаптацию и внедрение в региональное законодательство вновь принятых фе­деральных норм, считает она. Можно уверенно сказать, что сегодня в основ­ном сформирована необходимая нор­мативная база для осуществления це­ленаправленной работы по реализации стоящих перед регионами задач, убеж­дена Председатель Совета Федерации.

В самом же отчете особо отмечается: регионы сумели наработать определенную правоприменительную практику. В перспективе это позволит определить основные проблемные зоны действующего федерального и регионального законодательства и тенденции, которые могут повлиять на ход его реформирования.

Николай Калинин
Просмотров 4163

22.12.2014 15:56