Раздутая энергоемкость отечественной «коммуналки»
Состоялось очередное заседание Совета при Председателе Совета Федерации по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса
Речь идет о проблемах энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальном комплексе. История этого вопроса такова: почти семь лет назад был подписан Указ Президента России об энергетической и экологической эффективности российской экономики, где был дан четкий ориентир — к 2020 году снизить энергоемкость ВВП России не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом. Затем были приняты базовый закон, регламентирующий правовые взаимоотношения в этой сфере, а также соответствующая государственная программа и ее региональные аналоги.
В результате, отметила Валентина Матвиенко, удалось добиться некоторых успехов. Например, расход энергии в коммунальном секторе сократился более чем на 13 процентов, по отношению к 2007 году энергоемкость ВВП снизилась примерно на 11 процентов. Однако такие темпы нельзя считать удовлетворительными, заявила глава Совета Федерации. Есть риск того, что обозначенный в указе главы государства показатель — не менее 40 процентов — не будет достигнут.
И это притом что в стране есть резервы, использование которых может реально изменить положение. По данным, приведенным Председателем СФ, на сегодняшний день энергоемкость коммунального сектора России в четыре раза, а порой и более, превосходит аналогичные показатели стран со схожим климатом. Почему так происходит — понятно. Износ фондов жилищно-коммунального хозяйства достигает 60 процентов, а в ряде населенных пунктов — 80, что неизбежно приводит к большим энергопотерям, и ежегодный ущерб достигает, по некоторым оценкам, до 600 миллиардов рублей. Но, судя по всему, общая сумма потерь в отрасли значительно больше.
Так, выступая в Совете Федерации, заместитель министра энергетики Антон Инюцын сообщил о колоссальной сумме неплатежей в сфере ЖКХ: за тепло — более 400 миллиардов рублей, за электроэнергию — более 80 миллиардов. Таким образом, выпадает почти полтриллиона рублей, которые так необходимы для развития отрасли. А ведь все могло быть с точностью до наоборот. Как рассказал чиновник, доля ЖКХ в общем энергопотреблении страны, по подсчетам Минэнерго, составляет 12 процентов, а по оценкам Высшей школы экономики доля ЖКХ в общем потенциале энергосбережения в экономике России — более 17 процентов.
В энергетическом эквиваленте речь идет о ежегодной экономии около 25 миллионов тонн условного топлива, что, если перевести на рубли, составляет порядка 100 миллиардов рублей.
И ведь нельзя сказать, что в отрасль не вкладываются бюджетные деньги. Выступая на Совете, глава Минстроя России Михаил Мень особо отметил, что для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности во всех сферах за период с 2011 по 2014 год сумма субсидий из федерального бюджета, предоставленных регионам по госпрограмме, уже составила 22,67 миллиарда рублей. Всего же до 2020 года за время действия госпрограммы государство намерено вложить в отрасль более 58 миллиардов.
Свою немалую лепту в финансирование отрасли ЖКХ вносит и Минэнерго. Понимая, что основной проблемой в секторе ЖКХ является ветхость систем теплоснабжения, в результате чего колоссальные потери тепла в сетях перекладываются в платеж потребителя, Министерство энергетики реализует ряд инициатив, сообщил Антон Инюцын. В 2011-2014 годах Минэнерго России выделялись субсидии на поддержку региональных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности. Общий объем субсидий, направлявшихся в этот период на мероприятия по повышению энергоэффективности ЖКХ, достигал 2,5 миллиарда рублей в год.
Безусловно, вызывает удивление, что при таких затратах проблемы энергосбережения решаются очень медленно. По мнению Валентины Матвиенко, энергоэффективность напрямую связана с эффективностью управления отраслью. Сегодня вопросами энергосбережения на федеральном уровне в той или иной степени занимаются и Минстрой, и Минэкономразвития, и Минэнерго. И следует четко разграничить полномочия и прекратить дублирование функций, заявила Председатель Совета Федерации, отметив, что требуется также проанализировать необходимость внесения поправок в действующие нормативные документы, касающиеся разграничения полномочий между ведомствами, и указала на важность приведения в систему существующих государственных программ, затрагивающих работу ЖКХ. А в перспективе — подумать о принятии отдельной государственной программы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности коммунального комплекса.
Важным аспектом работы Председатель Совета Федерации считает налаживание системы оперативного и достоверного учета потребления энергетических ресурсов. В ряде регионов — Астрахани, Пензе, Челябинске, Ярославле — уже реализованы проекты по созданию ситуационных центров энергоэффективности и энергосбережения, которые занимаются учетом энергоресурсов, мониторингом аварийных ситуаций, выявляют несанкционированные подключения. Такие структуры отлично себя зарекомендовали, их опыт необходимо распространить на все российские регионы.
В отрасли надо наводить порядок практически по всем аспектам деятельности. Так, отметила Валентина Матвиенко, необходимо установить единые требования к приборам учета и системам сбора данных, упрощенный порядок их установки и замены. Нужно вводить административную ответственность потребителей коммунальных услуг за намеренное искажение показаний индивидуальных приборов учета. А к тем мошенникам, которые под видом работников ЖКХ обманом и угрозами за наличную плату вынуждают граждан менять приборы учета, следует применять более жесткие меры административной или даже уголовной ответственности, считает спикер Совета Федерации.
Важным направлением, по ее мнению, является и ужесточение нормативно-технических требований к качеству строительных материалов и технологий, применяемых в строительстве и при модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры. Главным же критерием должна стать их энергоэффективность. И уже в этом году, заявила Валентина Матвиенко, необходимо завершить работу по формированию общедоступного банка данных о наиболее эффективных энергосберегающих технологиях, обязательных для применения в сфере ЖКХ, а также законодательно обязать проводить энергосберегающие мероприятия при капитальном ремонте жилого фонда, обеспечив эффективный контроль за расходованием средств.
Для упорядочения дел в сфере энергосбережения потребуются, судя по всему, и усилия законодателей. Как сообщил Михаил Мень, министерством подготовлен и внесен в Правительство РФ соответствующий законопроект, в случае принятия которого существенно облегчится развитие системы оказания услуг за счет внедрения энергосервисного контракта, который является, по сути, договором на внедрение сберегающих технологий.
И, что немаловажно, в законопроекте предусмотрено создание механизма сохранения льгот и субсидий на оплату коммунальных услуг гражданам, которые уже получают их. Для справки: по данным Минстроя, число граждан, получающих в России субсидии и льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, составляет 35 миллионов человек.
Николай Калинин