Все о пенсиях в России

вчераПрабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

два дня назадВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

«Против всех» — не против власти

Мы возвращаемся к истокам российской избирательной системы, которая, прежде всего, и должна учитывать федеративный характер российской государственности

   

30.01.2014 15:56

«Против всех» — не против власти
 
Александр Иванченко — признан­ный эксперт в электоральной сфере. Вопросами организации и прове­дения выборов занимается с 1980 года. В середине девяностых годов он возглавлял Центральную избира­тельную комиссию РФ. Сегодня он продолжает эффективно работать в выборной области, принимая участие в разработке российского законода­тельства о выборах, являясь авто­ром многочисленных публикаций по проблемам гарантий политических прав и свобод граждан, совершен­ствованию избирательного права. Мы хотели поговорить с ним по теме, активно обсуждаемой сегодня на по­литическом Олимпе, — возвращении в избирательные бюллетени графы «против всех». Однако разговор бы­стро вышел за рамки одного «узкого» вопроса, который, как выяснилось, нельзя рассматривать в отрыве от общих тенденций, обозначившихся в электоральном процессе.
 
РФС: Александр Владимирович, сегод­ня в части выборного законодатель­ства мы наблюдаем интересные про­цессы. Возвращаются выборы в одно­мандатных округах, в Государственной Думе обсуждается законодательная инициатива членов Совета Федерации о возвращении в избирательные бюл­летени графы «против всех». Что про­исходит?
 
Александр Иванченко: Происходит абсолютно естественный процесс. Я убежден: последние десять лет были периодом размышлений — проводить ли выборы вообще или признать, что они не нужны и вопросы кадровых назначений следует решать на адми­нистративном уровне. Практика пока­зала, что выборы нужны всем — граж­данам, государству, власти. Выборные циклы 2012 года и особенно 2013-го, когда прошли региональные выборы, мне как специалисту показали, что страна изменилась. Люди стали дру­гими. На современном политическом рынке они хотят, образно говоря, вы­бирать свежие отечественные про­дукты. Граждане желают видеть ин­тересных кандидатов, наблюдать в их глазах жизнь и слышать свежие идеи, в которые можно поверить. Общество хочет включиться в политический процесс.
 
Однако при таком запросе обще­ства возникает и другой вопрос — как эти выборы проводить? Ведь процесс выбора на самом деле существует тог­да, когда есть практический контакт — диалог, обмен мнениями — между претендентом на вхождение во власть и избирателем. Только тогда возни­кает искомый баланс партнерства между ними. За минувшие десять лет такой баланс был нарушен. И, мало того, многие действующие политики утеряли навыки прямого общения с избирателями, что явно просматри­валось в 2013 году в ходе губернатор­ских выборов. Людей, способных ве­сти открытый публичный диалог, аги­тировать в свою пользу на площадях, сегодня очень мало. Сформировался особый класс менеджеров-назначен­цев, управляющих хозяйством, не выходя из кабинетов, и не умеющих работать непосредственно с избирате­лями. Кто за них проголосует?
 
РФС: Видимо, это справедливо в от­ношении избрания мэров или губер­наторов. Но ведь есть еще огромный выборный массив депутатского корпу­са всех уровней. Здесь уже достаточно большой период времени действует пропорциональная система. Законода­тельные и представительные собрания избираются и действуют повсеместно. Стоит ли что-то менять в сложившем­ся положении вещей, даже несмотря на то, что уровень доверия граждан к парламентариям не очень высок?
 
Александр Иванченко: Выборы по партийным спискам — это виртуаль­ный выбор. А как можно выбирать виртуально, без общения глаза в гла­за? Тут о доверии говорить не при­ходится, оно просто не может воз­никнуть.
 
Когда в начале двухтысячных были подготовлены поправки в законода­тельство о выборах и был осущест­влен переход на пропорциональную избирательную систему, я говорил и писал, что Россия выдержит ее мак­симум один цикл. В 2007 году выбо­ры в Государственную Думу по новой системе прошли относительно нор­мально. А в 2011-м — уже с большим надрывом. И тут я хочу подчеркнуть два существенных момента. Первое — за прошедший отрезок времени партии при всем предоставленном им карт-бланше так и не смогли ос­воить нормальные методы работы с избирателями. Для них это оказалось неподъемной задачей. И второе: во всем мире крупные государства с фе­деративным устройством используют исключительно мажоритарные изби­рательные системы. Они позволяют покрыть всю территорию конкрет­ными персоналиями и скреплять фе­деративную государственность кон­кретными депутатами, привязанными к территориям.
 
Наша национальная избиратель­ная система должна, прежде всего, учитывать федеративный характер российской государственности. На нынешнем отрезке развития полити­ческой системы при обилии партий и великом множестве национальных, исторических и культурных особен­ностей и традиций это можно сделать, проводя выборы исключительно по одномандатным округам. Конечно, партиям будет сложно восстановить такие формы своей деятельности, которые нужны для живой работы с избирателем. Это потребует и других материальных ресурсов, и других лю­дей. Но тут альтернативы нет. Выборы по одномандатным округам означают их приближение к избирателям, а он в электоральном процессе — главная фигура. Приходит понимание: за про­шедшие десять лет мы «перегнули палку» с пропорциональной системой. Сейчас выборы по одномандатным округам пройдут в Москве, потом в. Санкт- Петербурге. Уверен, следующие выборы в Государственную Думу так­же пройдут по одномандатным окру­гам.
 
РФС: Графа «против всех». Ваше экс­пертное мнение: нужна ли она сегод­ня? И вообще, как она появилась в из­бирательных бюллетенях?
 
Александр Иванченко: Когда в нача­ле девяностых годов при проведении выборов мы перешли на конкурент­ную основу, то задумались, как орга­низовать процесс так, чтобы граждане имели возможность, не голосуя за кан­дидатов, все же принимать участие в выборах? Так появилась конструкция «против всех». Изобретение не рос­сийское. Такая практика повсеместно принята в федеративных государствах, исходя из сложности организации в них выборов. В тех же США она при­меняется в целом ряде штатов.
 
Я сам, работая в Центризбиркоме, давал согласие на появление этой графы. Но мы рассматривали ее как форму замера общественного мнения: устраивает ли избирателя выбор из предложенного ему списка кандида­тов. И если они его не устраивают, это должно было быть сигналом, что все участники электорального процесса плохо отработали предвыборную кам­панию в данном конкретном избира­тельном округе.
 
Однако это, по сути, социологиче­ское исследование многие стали по­нимать как возможность проголосо­вать против власти, не понимая, что в избирательных бюллетенях указаны только претенденты на вхождение во власть. Позже полученными по этой графе результатами стали пользовать­ся в своих целях различные политиче­ские силы, размышляя, кому она вы­годна. А выгодна она на самом деле только избирателю. Я позитивно от­носился к этой новации, и мое мнение не изменилось.
 
РФС: Как вы можете охарактеризовать процессы, происходящие в избирательной системе: работа над ошибками, обновление или что-то иное?
 
Александр Иванченко: Мы возвращаемся к истокам российской избирательной системы, к традициям, которые столетия существовали в нашем государстве. Не стоит увлекаться размышлениями, есть ли в других странах какая-то графа. Нам ничто не мешало провести два избирательных цикла по пропорциональной системе, хотя в федеративных государствах она не применяется. Думать надо о своей стране и эффективности собственной избирательной системы. Она должна быть доступна и понятна не только партиям, а прежде всего избирателю. К нему следует идти на поклон.
 
Беседовал Николай Дорофеев
 

[Комментарии]  У избирателя должно быть право выбора

Владимир Поневежский («Единая Россия»)
Мы поддерживаем введение этой нор­мы, так как подобное расширение форм участия в голосовании будет способствовать наиболее полному обеспечению реализации гражданами активного избирательного права. Воз­вращение возможности голосовать «против всех» будет способствовать повышению доверия граждан к изби­рательной системе, увеличению явки в день голосования и в целом поднимет уровень демократизации выборов…
 
 
Вадим Соловьев (КПРФ)
КПРФ выступает за возврат этой гра­фы на выборах всех уровней, начиная от президентских и заканчивая выбо­рами в сельском муниципальном обра­зовании. Мы резко выступаем против предложений о необходимости возвра­та этой графы только на выборы за­конодательных органов, а теперь еще пошли разговоры о том, что и на вы­борах в законодательные органы феде­рального и регионального уровня нуж­но отказаться от графы «против всех».
 
 
Николай Левичев («Справедливая Россия»)
В 2011 году мы внесли аналогичный за­конопроект, потому что и тогда, и сей­час считаем, что графа «против всех» в избирательных бюллетенях — это очень хороший барометр отношения наших граждан к политической систе­ме. Смысл есть в том, чтобы любыми способами стимулировать граждан приходить на выборы и лично участво­вать в политическом процессе. Пусть на первом этапе это участие будет но­сить такой негативный характер.
 
 
Владимир Жириновский (ЛДПР)
Мы всегда были против. Введение этой графы понижает шансы оппозиции. Когда такой графы нет, человек идет на избирательный участок, и какую-то партию он выберет. Сейчас будет минимум 12. Невозможно из 12 пар­тий выбрать! Это лишний раз людей дезориентирует — гражданин России против всех. Это анархия! Значит, ты и против страны, и против демократии?.. Если он «против», то вообще не пойдет на выборы.
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 4082