Приморье снимает административные барьеры
Владимир Миклушевский руководит Приморским краем менее года, но этот период отмечен такими масштабными событиями
Саммит АТЭС, состоявшийся в сентябре 2012 года, и предстоящий Азиатско-Тихоокеанский Парламентский форум, который пройдет в кампусе Дальневосточного федерального университета, ректором которого Владимир Миклушевский был до своего назначения на пост губернатора.
По просьбе журнала «РФ сегодня» глава региона рассказал о развитии края и о том, как приморцы подготовились к встрече участников 21 сессии АТПФ
— Владимир Владимирович, осенью Владивосток стал местом проведения саммита АТЭС, в январе принимает АТПФ. Это и честь, и большое доверие для региона. Все ли готово к организации такого масштабного мероприятия? Учтены ли имевшие место шероховатости при проведении сентябрьской встречи в верхах?
— По мнению гостей и участников, мы смогли провести саммит АТЭС на высоком уровне и намерены оказать столь же хороший прием парламентариям. Теперь благодаря саммиту мы владеем базой, которая поможет нам проводить крупные и значимые мероприятия международного масштаба. Для проведения АТПФ будет использовано оборудование, которое Президент Владимир Путин подарил Дальневосточному федеральному университету после проведения саммита АТЭС.
— Что собой представляют инвестиционные проекты, которые покажет Приморский край на специализированной выставке в рамках АТПФ? Насколько они связаны с недавно принятой Программой социально-экономического развития региона?
— Сегодня в крае идет развитие нефтегазового кластера. В порту Восточный реализуется проект компании «Роснефть» — нефтехимический комплекс, который станет крупнейшим подобным предприятием не только в России, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В скором времени на юге Приморья, в Хасанском районе, начнется строительство завода «Газпрома» по производству сжиженного природного газа и его производных.
В сентябре прошлого года начало функционировать совместное предприятие Mazda Sollers Manufacturing Rus. На заводе во Владивостоке налажен выпуск автомобилей Mazda СХ-5, в этом году начнется производство Mazda-6. Сейчас предприятие готовится к сборке автомобилей Toyota. Устанавливается конвейер и идет закупка комплектующих для производства автомобилей Toyota Land Cruiser Prado. В последнее время заинтересованность в сотрудничестве в сфере автомобилестроения проявляет корпорация Mitsubishi Corp. Выпуск новых автомобилей в крае к 2015 году планируется увеличить до 120 тысяч единиц.
Мы прорабатываем возможность создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа для стимулирования привлечения в край японских и корейских производителей автокомпонентов. Статус особой зоны позволит резидентам снижать затраты до 30 процентов за счет сокращения административных барьеров, снятия инфраструктурных проблем, создания свободного таможенного и специального налогового режимов.
Авиапредприятие «Прогресс» в Арсеньеве занимается производством гражданских вертолетов. Проект финансируется «Внешэкономбанком». В частности, ведется разработка гражданского многоцелевого вертолета Ка-62, который был презентован ОАО «Вертолеты России» в мае 2012 года на международной выставке HeliRussia-2012. Первый полет опытного вертолета Ка-62 запланирован на август 2013 года, а начало серийного производства — на 2015 год.
Один из важнейших инвестиционных проектов — создание интегрированного курорта «Приморье» на базе игорной зоны, которая будет включать в себя гостиничные комплексы, развлекательные центры, торговые зоны, convention-центр и рекреационную территорию.
— Что, по-вашему, следует изменить в федеральном законодательстве для оптимизации инвестиционного климата? И какие вопросы предстоит решить на региональном уровне?
— Улучшением инвестиционного климата сейчас занимаются и федеральные, и региональные власти. Это системная, сложная задача со многими параметрами. Важно все, начиная от того, как обслуживают иностранца в аэропорту, как быстро он проходит пограничные процедуры, и заканчивая тем, насколько хороши дороги в городе, насколько низки административные барьеры для открытия бизнеса.
Поэтому, если иметь в виду системные шаги, то я хотел бы говорить о двух вещах: те преференции, которые формируют региональные власти (снижение административных барьеров), и те, которые формируются на федеральном уровне в части системных мер (налоговые льготы, развитие транспортной и энергетической инфраструктур).
Борьба с административными барьерами для меня — одна из самых важных задач. Мы уже договорились с министром экономического развития Андреем Белоусовым, что Приморский край станет пилотным регионом, где будет отрабатываться новая модель взаимодействия бизнеса и административных органов. В ней будут сведены к минимуму все административные процедуры, что, безусловно, упростит доступ малого и среднего бизнеса к ресурсам — земельным, водным, энергетическим и прочим.
Малому и среднему бизнесу для успешной работы, по большей части, ничего не нужно, кроме снятия административных барьеров, тогда как развитие этого сектора экономики дает огромный импульс развитию любой территории.
— Какими именно преференциями регион может привлечь иностранных инвесторов?
— Улучшению делового климата будет способствовать и решение земельных вопросов в крае. Минобороны передает Приморскому краю более 100 тысяч гектаров земель. В одном Владивостоке — 6000 гектаров! Эти земли будут выделяться под различные проекты. Часть из них уже определена под жилищную застройку.
Еще одна мера поддержки развития бизнеса в Приморье — создание особого режима льготного налогообложения для предприятий, созданных «с нуля». В частности, предлагается отменить ряд местных и краевых налогов, таких как на имущество и земельный, на 3-5 лет для новых производств, создаваемых на территории края. Но мы обязательно будем за этим следить, компании должны быть новыми, а не перерегистрированными.
— Развитие Дальнего Востока — один из приоритетов государственной политики последних лет. Видите ли вы уже конкретные результаты этого внимания? Поможет ли оно прорубить окно в АТР?
— Руководство страны действительно уделяет большое внимание Дальнему Востоку и Приморскому краю. Чтобы увидеть результаты, достаточно оглядеться вокруг — мы увидим новые уникальные мосты, дороги, инфраструктурные объекты, которых никогда не было в крае. Например, в Приморье появился собственный театр оперы и балета, и первые постановки в нем зрители увидят уже осенью.
Инвестиции, вложенные в Приморский край в преддверии саммита АТЭС, были беспрецедентными в современной российской истории. Теперь наша задача — эффективно реализовать полученное инфраструктурное преимущество.