Приходится изобретать велосипед

Александр Морозов,председатель Магнитогорского городского Совета депутатов

Приходится изобретать велосипед
Александр Морозов,председатель Магнитогорского городского Совета депутатов

Многие наши полномочия сформулированы нечетко, а конкретизировать их мешают пробелы федерального законодательства "

Сегодня на съезде много говори­лось о безденежье местного са­моуправления, как оно мешает в полном объеме исполнять обязатель­ства перед гражданами, о финансовой несвободе местной власти. Магнито­горск — один из немногих в стране самодостаточных муниципалитетов. Мешающие нашей повседневной ра­боте препоны — правового характера. Многие наши полномочия сформули­рованы нечетко, а конкретизировать их мешают пробелы федерального законодательства. Есть вещи, кото­рые не стоят ни копейки бюджетных средств. Но и не вкладывая ни рубля, можно существенно улучшить жизнь городов и весей.
 
Один мой коллега, 22 года работаю­щий в местном самоуправлении, срав­нил нашу муниципальную власть с общественной организацией. Мы про­сим, увещеваем, уговариваем… В то время как власть должна быть силь­ной, действенной, уважаемой. Задача бизнеса ясна — развиваться и полу­чать прибыль. Кто-то печет пирожки с вареньем, кто-то — с ягодами. У нас свои «пирожки» — услуги населению: бесплатное здравоохранение, детские сады, школы, дороги, транспортное обслуживание, благоустройство. И ес­ли бизнесмен старается любой ценой как можно выгоднее продать пирожки, у нас продукт должен быть в первую очередь качественный.
 
Мы обязаны защищать интересы граждан. На том же рынке транспорт­ного обслуживания, например, где му­ниципальному транспорту часто тесно рядом с частным. Например, муници­пальный трамвай. Всем понятно, что он по природе своей монополист. Не могут на одной дороге быть две кон­курирующие ветки. Трамвайное об­служивание закладывалось в далекие годы прошлого столетия. Сегодня нам, к сожалению, приходится его, как, впрочем, и в других странах с рыноч­ной экономикой, дотировать. Но эти дотации могут быть сведены к мини­муму, если принять закон, регулирую­щий порядок городских пассажирских перевозок. «Маршрутки» в погоне за прибылью, совершая двойные, трой­ные обгоны, как коршуны, спешат за­брать всех платежеспособных пасса­жиров. А когда подходит наш комфор­табельный безопасный транспорт, на остановке остаются одни льготники.
 
Какая же это конкуренция? Есте­ственно, муниципальный транспорт убыточен. Два с половиной года на­зад городской Совет затеял в Магни­тогорске «маршрутную революцию». Постановив, что на одном маршруте должен работать один перевозчик, и перечислив требования, провели кон­курс. Естественно, за бортом остались многие частные перевозчики, которые, попав в разряд нелегалов, не хотели с этим мириться и стали обращаться в суд. Эти дела мы проигрывали. Как и другие города, пытавшиеся навести порядок в транспортном обслужива­нии. «Маршруточной войной» была ох­вачена вся страна — от Калининграда до Южно-Сахалинска. Судьи призна­вались: ничего личного, мы отлично понимаем, должно быть качественное транспортное обслуживание, но у нас с вами нет точки опоры, нет федераль­ного закона, поэтому ваши норматив­но-правовые акты — это превышение полномочий, и мы вынуждены пресе­кать все ваши благие намерения.
 
Конечно, мы сейчас навели порядок на рынке транспортных услуг — путем переговоров, уговоров, споров, а ведь можно было сделать быстро, если бы законопроект шесть лет не лежал мертвым грузом в Государственной Думе. Дважды уже меняли его назва­ние, до первого чтения дошло, и все заглохло. В прошлом году Комитет ГД по транспорту проводил «круглый стол», в котором принимала участие Ассоциация электротранспорта Рос­сии. За последние десять лет шесть крупных городов закатали в асфальт рельсы, отказавшись от самого без­опасного и экологичного вида го­родского транспорта. Это лишь один пример из многих, когда федеральный закон нужен, а его нет. И каждый му­ниципалитет изобретает собственный велосипед.
 
Не могу согласиться с теми участ­никами съезда, которые считают, что «Закон об общих принципах организа­ции местного самоуправления…» уста­рел. За десять лет он доказал свою дееспособность, мы научились жить по заложенным в нем нормам. Но в дополнение к общим принципам не хватает еще многого, и прежде всего конкретизации наших полномочий в отраслевом законодательстве.  
 
Подготовила Юлия Захватова
 
Читайте нас в Дзен
Просмотров 3905