Александр Морозов,председатель Магнитогорского городского Совета депутатов
Многие наши полномочия сформулированы нечетко, а конкретизировать их мешают пробелы федерального законодательства "
Сегодня на съезде много говорилось о безденежье местного самоуправления, как оно мешает в полном объеме исполнять обязательства перед гражданами, о финансовой несвободе местной власти. Магнитогорск — один из немногих в стране самодостаточных муниципалитетов. Мешающие нашей повседневной работе препоны — правового характера. Многие наши полномочия сформулированы нечетко, а конкретизировать их мешают пробелы федерального законодательства. Есть вещи, которые не стоят ни копейки бюджетных средств. Но и не вкладывая ни рубля, можно существенно улучшить жизнь городов и весей.
Один мой коллега, 22 года работающий в местном самоуправлении, сравнил нашу муниципальную власть с общественной организацией. Мы просим, увещеваем, уговариваем… В то время как власть должна быть сильной, действенной, уважаемой. Задача бизнеса ясна — развиваться и получать прибыль. Кто-то печет пирожки с вареньем, кто-то — с ягодами. У нас свои «пирожки» — услуги населению: бесплатное здравоохранение, детские сады, школы, дороги, транспортное обслуживание, благоустройство. И если бизнесмен старается любой ценой как можно выгоднее продать пирожки, у нас продукт должен быть в первую очередь качественный.
Мы обязаны защищать интересы граждан. На том же рынке транспортного обслуживания, например, где муниципальному транспорту часто тесно рядом с частным. Например, муниципальный трамвай. Всем понятно, что он по природе своей монополист. Не могут на одной дороге быть две конкурирующие ветки. Трамвайное обслуживание закладывалось в далекие годы прошлого столетия. Сегодня нам, к сожалению, приходится его, как, впрочем, и в других странах с рыночной экономикой, дотировать. Но эти дотации могут быть сведены к минимуму, если принять закон, регулирующий порядок городских пассажирских перевозок. «Маршрутки» в погоне за прибылью, совершая двойные, тройные обгоны, как коршуны, спешат забрать всех платежеспособных пассажиров. А когда подходит наш комфортабельный безопасный транспорт, на остановке остаются одни льготники.
Какая же это конкуренция? Естественно, муниципальный транспорт убыточен. Два с половиной года назад городской Совет затеял в Магнитогорске «маршрутную революцию». Постановив, что на одном маршруте должен работать один перевозчик, и перечислив требования, провели конкурс. Естественно, за бортом остались многие частные перевозчики, которые, попав в разряд нелегалов, не хотели с этим мириться и стали обращаться в суд. Эти дела мы проигрывали. Как и другие города, пытавшиеся навести порядок в транспортном обслуживании. «Маршруточной войной» была охвачена вся страна — от Калининграда до Южно-Сахалинска. Судьи признавались: ничего личного, мы отлично понимаем, должно быть качественное транспортное обслуживание, но у нас с вами нет точки опоры, нет федерального закона, поэтому ваши нормативно-правовые акты — это превышение полномочий, и мы вынуждены пресекать все ваши благие намерения.
Конечно, мы сейчас навели порядок на рынке транспортных услуг — путем переговоров, уговоров, споров, а ведь можно было сделать быстро, если бы законопроект шесть лет не лежал мертвым грузом в Государственной Думе. Дважды уже меняли его название, до первого чтения дошло, и все заглохло. В прошлом году Комитет ГД по транспорту проводил «круглый стол», в котором принимала участие Ассоциация электротранспорта России. За последние десять лет шесть крупных городов закатали в асфальт рельсы, отказавшись от самого безопасного и экологичного вида городского транспорта. Это лишь один пример из многих, когда федеральный закон нужен, а его нет. И каждый муниципалитет изобретает собственный велосипед.
Не могу согласиться с теми участниками съезда, которые считают, что «Закон об общих принципах организации местного самоуправления…» устарел. За десять лет он доказал свою дееспособность, мы научились жить по заложенным в нем нормам. Но в дополнение к общим принципам не хватает еще многого, и прежде всего конкретизации наших полномочий в отраслевом законодательстве.
Подготовила Юлия Захватова