Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Президент «сверил часы» с законодателями

Прошло очередное заседание Совета законодателей, в котором приняли участие Президент России Владимир Путин, а также руководители двух палат парламента Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин

15.01.2013 15:56

Автор: Николай Дорофеев

Президент «сверил часы» с законодателями
Фото Натальи БОЛЬШАКОВОЙ

В Екатерининском зале Кремля прошло очередное заседание Совета законодателей, в котором приняли участие Президент России Владимир Путин, а также руководители двух палат парламента Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин. Обсуждались приоритетные задачи, в том числе обозначенные в Послании главы государства Федеральному Собранию

По сути, это было продолжение общения парламентариев с лидером страны, начатое накануне в ходе оглашения ежегодного Послания Федеральному Собранию. Продолжение, в ходе которого глава государства предложил законодателям, что говорится, «сверить часы» по поводу того, как идет работа и что нужно дополнительно сделать, чтобы она оказалась более эффективной. Например, о приоритетах совместной деятельности по решению многочисленных вопросов, которые стоят перед страной и находятся именно на региональном уровне, — с тем расчетом, чтобы наладить эффективное взаимодействие между федеральным уровнем власти и региональным. Владимир Путин подчеркнул: нужно, чтобы каждый уровень власти был самодостаточным и способным решать те задачи, которые перед ним ставятся. Они известны — это те проблемы, с которыми люди сталкиваются ежегодно и ежедневно: и обеспечение жильем, и расселение аварийного фонда, и обеспечение людей элементарными услугами…

Вот такие проблемы предложил обсудить Президент в формате открытой беседы с вопросами, которые участники заседания задавали главе государства. Причем иногда ответы на них были интереснее самих вопросов.

Дискуссию открыла Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она отметила, что с созданием Единого совета законодателей при Федеральном Собрании удалось наладить координацию и более тесное взаимодействие в законодательной деятельности как обеих палат парламента страны, так и региональных заксобраний.

Мы много и правомерно говорим о построении демократического государства. Но развитие демократии, по мнению Валентины Матвиенко, подразумевает в первую очередь повышение роли законодательных (представительных) органов власти, избранных всеобщим голосованием и представляющих интересы различных слоев избирателей. На законодателей в этой связи ложится особая ответственность за успех преобразований, инициированных главой государства. Исходя из этого, Послание Президента Федеральному Собранию становится программой законотворческой деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Именно поэтому, сообщила она, сразу после оглашения Послания в Совете Федерации собрались руководство палаты, председатели комитетов. Условились, что в ближайшее время будет составлен предметный план действий по реализации основных положений Послания.

Однако одно направление имеет для Совета Федерации, являющегося палатой регионов, первостепенное значение. Речь идет о выравнивании экономических, финансовых и социальных условий в регионах, на которые ложится основная нагрузка по решению поставленных задач. Очевидно, что ответственность за экономическое, социальное развитие субъектов в первую очередь лежит на региональных властях, а результаты зависят от эффективности и компетентности региональных команд.

Но в то же время, подчеркнула Валентина Матвиенко, без координации, без предметного контроля и без помощи со стороны федерального центра укреплять экономическую базу регионов, создавать равные социальные условия и стандарты для населения не удастся. Тем более что разрыв в уровне экономического и социального развития, бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, к сожалению, очень большой, и он не сокращается. Она привела такие данные: сегодня в немалом количестве субъектов Федерации уже до 70 процентов бюджетных расходов тратится на зарплаты и обязательные социальные выплаты. О каком развитии в данном случае можно говорить?

В Послании, отметила спикер Совета Федерации, предложен целый ряд мер по исправлению ситуации, в том числе по изменению логики межбюджетных отношений, разработке «инвестиционной карты» России, финансовому укреплению муниципальных органов власти и целый ряд других. По мнению Валентины Матвиенко, все это надо выстроить в системную региональную политику с конкретными целевыми показателями, расписанными по годам, с ответственностью руководителей регионов как исполнительной, так и законодательной власти, Минрегионразвития, Минэкономики, Минфина, Минпрома.

В частности, поставлена задача создать 25 миллионов высокоэффективных, высокотехнологичных рабочих мест. Но пока до регионов никто никаких целевых показателей не доводил. Поэтому встает ряд вопросов: кто будет создавать эти рабочие места? Где? За счет чего? Надо было бы, полагает Председатель Совета Федерации, вместе с регионами выработать конкретную программу — сколько, где, на каких производствах, на каких предприятиях. Ведь так важно, чтобы все уровни власти работали как единая команда, постоянно сверяли часы, формировали общую рабочую повестку дня, находили, конечно, эффективные решения как оперативных, так и стратегических задач.

В свою очередь Владимир Путин согласился с тем, что разрыв в уровне доходов различных территорий и субъектов Федерации очень большой, и ситуация не улучшается. И происходит это, по его мнению, из-за того, что в свое время разорвана естественная связь, которая объединяла самодостаточные регионы. В советское время, например, Ленинград и Ленинградская область были единым народнохозяйственным комплексом. Теперь существует два субъекта Федерации. Но если Ленинградская область еще может существовать как самостоятельная, то в других случаях, особенно если речь идет о маленьких национальных республиках, которые входили в крупные объединения — края и области, — они никогда не были самодостаточными. В СССР они десятилетиями развивались как часть единого большого целого, а когда все распалось, то они оказались на мели.

Где выход? По мнению главы государства, двигаться тут нужно по двум направлениям. Там, где это целесообразно, регионы должны укрупняться, что должно делаться только по желанию населения, если люди сами считают, что это целесообразно. Но это не единственный и не самый главный способ решения проблем, считает Владимир Путин. Нужно наполнять собственными источниками все имеющиеся уже субъекты Федерации.

Это непростая задача, убежден он, именно поэтому он и предложил перейти к новой политике пространственного развития страны, размещения производительных сил. Видимо, исходя из этой же логики, строится его позиция по необходимости создания новых 25 миллионов рабочих мест. В этом деле, подчеркнул Владимир Путин, не может быть прямых указаний из центра. В значительной степени инициатива ожидается от руководителей регионов: они лучше, чем кто-либо другой, знают, что является привлекательным, конкурентоспособным в подведомственной им территории, на чем нужно сосредоточить внимание. И должны обращаться к Президенту и Правительству РФ, настаивать на том, чтобы им была оказана поддержка. Очень многое в создании благоприятного инвестиционного климата, отметил глава государства, могут сделать законодатели на местах.

В свою очередь, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин сообщил, что депутаты уже приняли решение сформировать на межрегиональной основе рабочую группу для того, чтобы скорректировать план законотворческой деятельности и на ближайшую перспективу, и на будущее. В целом же, по его мнению, есть несколько моментов, которые являются общими и важными для законодателей как федерального, так и регионального уровней.

Первое — это эффективность правового обеспечения социально-экономической политики. Проблемы, которые существуют на региональном уровне, подчас заключаются не только в недостаточном финансовом обеспечении решений тех или иных задач, но и в низком качестве законотворчества на региональном и местном уровнях. Единое правовое пространство, добавил он, необходимо не само по себе, а для сбалансированного развития всех субъектов Федерации, а значит — для обеспечения социальных и иных стандартов жизни на всей территории страны.

Сергей Нарышкин считает также необходимым более строго подходить и к качеству законотворческой работы (как на федеральном, так и на региональном уровнях), и к числу вносимых в Государственную Думу законопроектов. Последняя цифра сегодня действительно очень большая. А это оставляет очень мало времени для обсуждения и принятия действительно важных законопроектов, направленных на стратегическое развитие и государства, и отдельных регионов. В этой работе, полагает руководитель палаты, важно следовать канонам правотворчества, которые, к сожалению, может быть, в последнее время не всегда соблюдаются. В связи с этим с нового года в Госдуме будет налажена более качественная экспертиза законопроектов социально-экономического характера.

И еще одно. Все законодатели совместно должны заняться повышением конкурентоспособности отечественной правовой системы, заявил Сергей Нарышкин. Потому что конкурентоспособность правовой системы — это часть конкурентоспособности экономики и часть конкурентоспособности страны в целом. Этот аспект тоже должен быть в центре внимания, и такая работа уже началась. Ведь не случайно же, полагает Председатель Госдумы, оглашение Послания Президента России произошло 12 декабря — в День Конституции, что подчеркивает фундаментальное значение Основного закона нашей страны для развития российской государственности и развития правовой системы.

Тезисы о необходимости повышения качества нормотворчества были полностью поддержаны главой государства. Владимир Путин подчеркнул, что надо совершенствовать юридическую технику, заботиться об этом самым внимательным образом, думать, в буквальном смысле слова, где поставить каждую запятую. В этих вопросах, констатировал Президент, требуется высшая степень аккуратности. В этой связи он рассчитывает на то, что предложения о предоставлении депутатам Госдумы права законодательной инициативы на региональном уровне обретут форму закона. Что не только не повредит, а, наоборот, поможет законодательным собраниям субъектов эффективно работать вместе с Федеральным Собранием.

Выступавшие затем председатели региональных законодательных собраний перевели разговор с Президентом в более приземленную плоскость, задавая вопросы, касающиеся конкретных территорий. В частности, председателя Законодательного собрания Красноярского края Александра Усс а интересовало: коснется ли программа очистки Арктики от накопившегося мусора отдельных точек на карте Красноярского края, очень важных для страны и известных всему миру. В ответе Владимира Путина прозвучало, сейчас эта работа только началась, но предполагается, что она будет распространена на весь Север: от Архангельска, Мурманска и заканчивая Дальним Востоком. Это требует времени и больших финансовых затрат.

Председатель парламента Республики Северная Осетия-Алания Алексей Мачнев предложил вновь вернуться к теме наделения властными полномочиями глав субъектов Федерации. По его словам, видя, как проходят выборы в ряде регионов, нельзя не заметить, как происходит накал общественно-политической ситуации, и социально-экономическое положение меняется в худшую сторону. В связи с этим он полагает, что схема наделения властными полномочиями региональных руководителей может быть иной, когда из предложенных кандидатур Президент выбирает две-три, которые и предлагает законодательному органу субъекта Федерации. И там уже депутаты, прошедшие всенародные выборы и наделенные доверием избирателей, голосованием избирают главу региона.

По мнению Владимира Путина, тема эта очень важная и чувствительная. Приняв известное решение по поводу нового способа приведения к власти руководителей регионов, было сделано то, что востребовано обществом. Люди получили возможность напрямую влиять на формирование региональных властей с помощью прямого тайного голосования. Однако здесь есть над чем подумать. Специфика заключается в том, отметил Президент, что наша страна многонациональная, но большинство субъектов Федерации являются мононациональными. Но есть и регионы, где несколько этнических групп по праву считают себя титульными нациями и соответственно претендуют на то, чтобы их представители принимали прямое участие в управлении территорией. Уже были не в такие уж далекие времена конфликты именно на этой почве, что приводило к разговорам о возможности территориального передела в рамках отдельно взятого региона. А это, подчеркнул Президент, абсолютно недопустимо и крайне опасно. Поэтому, считает Владимир Путин, оставаясь в рамках существующего территориального деления, нужно найти формулу, приемлемую для таких субъектов Федерации.

Но нельзя для одних субъектов создавать одни правовые нормы, а для других — другие, иначе единое правовое поле страны просто расколется. Может, предположил глава государства, следует дать право всем регионам учитывать свою специфику при решении такого важного вопроса. Но это право совсем не значит, что нужно побуждать подавляющее большинство субъектов Федерации возвращаться к каким-то прежним формулам, особо подчеркнул Владимир Путин. Кто хочет оставаться в рамках уже принятых норм, не только вправе это сделать, но и должны так поступить. Впрочем, эта тема требует отдельного, очень серьезного рассмотрения, заметил он.

Председателя Новгородской областной Думы Елену Писареву волновала проблема передачи полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия федерального значения непосредственно субъектам Федерации. Такой процесс идет, списки постоянно составляются, обновляются, и объекты передаются, ответил Владимир Путин, но при этом стоит вопрос с финансированием. По его мнению, передавать объекты культурного наследия регионам нужно только в том случае, если они сами финансово могут это обеспечить. Однако процесс передачи будет продолжаться. Выделять деньги специально на ремонт объектов культурного наследия достаточно сложно в ходе общего бюджетного процесса. Это лучше делать в рамках межбюджетных отношений. В целом, отметил Владимир Путин, будем двигаться дальше, но, конечно, в рамках разумного, потому что есть все-таки объекты, которые требуют общегосударственного внимания.

Встреча Президента России Владимира Путина с членами Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании подтвердила, что у региональных парламентариев налажен диалог с федеральной властью, заявил председатель Мурманской областной Думы Василий Шамбир. Он назвал очень важным то, что накануне региональных законодателей впервые пригласили на оглашение Послания Президента России Федеральному Собранию. Парламентарий считает, что это правильное направление для поднятия престижа законодательных органов власти. «Совет Федерации как палата регионов дает возможность выйти на более высокий уровень для решения существующих у нас проблем», — отметил он.

Присутствие глав парламентов субъектов РФ на оглашении Послания Президента России Федеральному Собранию подчеркивает важность того, чтобы на региональном уровне законодательство было бы столь же качественным, как и на федеральном, уверена председатель Калининградской областной думы Марина Оргеева. По ее словам, работа Совета законодателей сейчас обрела новые формы, такие, как обучающие семинары, на которых региональные парламентарии могут встретиться с руководством обеих палат парламента, членами правительства, учеными, обсудить наиболее важные проблемы. Изменилась и повестка заседаний Совета законодателей — на рассмотрение выносятся вопросы, которые волнуют все регионы, все общество.

«Сегодня фраза о том, что Россия сильна регионами, приобретает новый смысл. Совет Федерации как палата регионов вдохнул новую жизнь в деятельность Совета законодателей, разработал новые формы нашего взаимодействия, — сказал председатель Государственного собрания Эл Курултай Республики Алтай Иван Белеков. — Мы стали одним из первых субъектов РФ, которые начали при поддержке верхней палаты проводить мониторинг регионального законодательства, осуществлять анализ правоприменительной практики, выявлять проблемы, требующие законодательного регулирования… Пять лет назад при поддержке Совета Федерации наш парламент принял закон «О нематериальном культурном наследии народов Республики Алтай». Уверен, что сегодня, в эпоху глобализации, закон о нематериальной культуре необходим и на федеральном уровне. Надеемся, что Совет Федерации окажет нам в этом поддержку».

Встреча Президента России с членами Совета законодателей была конструктивной и полезной, убежден Председатель Московской городской Думы Владимир Платонов. «В числе задаваемых вопросов, — отметил он, — прозвучала законодательная инициатива Московской городской Думы по поводу внесения изменений в Закон «О средствах массовой информации». Это касается СМИ, которые распространяют или дают какую-либо информацию о национальности, вероисповедании или расовой принадлежности лица, совершившего преступление, обвиняемого или потерпевшего. Очень важно, чтобы такой закон был поддержан, так как преступление и преступник национальности не имеют… Уверен, что такой закон был бы очень своевременен, потому что способствовал бы уменьшению случаев разжигания межнациональной розни».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4267