План и Дума
Очень важным этапом продолжающейся работы было обсуждение «плана» в Государственной Думе. В рамках «парламентского часа» документ представил первый заместитель председателя Правительства Игорь Шувалов. Его приход к депутатам (экономику в кабинете министров курирует Аркадий Дворкович) говорил о важности встречи и серьезных ожиданиях от нее. В этом убеждало и начало выступления Игоря Шувалова: «Вы представляете в Думе разные политические силы — оппозиционные партии, партию «Единая Россия», на которую Правительство опирается, проводя свой экономический курс. Тем не менее, и она нередко достаточно критично оценивает наши действия. Но сложное время — внешнее давление, накопившиеся экономические проблемы — требует особой консолидации».
Возможно, за этими словами стояли конкретные обстоятельства. Депутаты фракции «Справедливая Россия» под руководством доктора экономических наук Оксаны Дмитриевой не только хорошо проанализировали правительственный план, но и подготовили свою, действительно альтернативную программу. Две головы, безусловно, хорошо, но лучше, если они работают сообща, уважая и учитывая мысли друг друга. Такое соревнование идей, хотя о равенстве сторон думать не приходится, длится уже четвертый год. Фракция, начиная с 2012-го, разрабатывает свои альтернативные проекты федерального бюджета, и надо сказать, жизнь подтверждала их точность. «Альтернативы» формального веса не имели, но вот непубличную роль, несомненно, играли…
Чем жестче раскручивали санкции «партнеры» России, чем заметнее дешевела нефть, тем яснее понималась необходимость в сценарии, учитывающем негативные явления. Пожалуй, с августа околоправительственные источники сообщали в СМИ (или сами СМИ со ссылкой на «источник») о разработке такого документа. И даже о спорах между финансово-экономическим и социальным блоками. Эта информация была небезосновательна. Игорь Шувалов подчеркнул, выступая: у Правительства единое мнение по всем вопросам. Оно сформировано с учетом опыта борьбы с кризисом 2008 года, но повторения «пройденного» не будет — кризис кризису рознь. Тогда, семь лет назад, все и в какой-то мере сообща переживали трудности. Сейчас на российскую экономику, переживающую свои внутренние проблемы, ударили жесткие западные санкции, падение цен на нефть. К тому же отправился в свободное плавание рубль.
«Переход к плавающему курсу был болезненным, но абсолютно оправданным. Мы выдержали серьезное испытание, вызванное давлением на обменный курс. Нам удалось с ним справиться, но Банк России был вынужден установить высокую ключевую ставку, понимая, что это сделает кредиты недоступными, — уточнил принципиальную особенность нынешней кризисной ситуации от прошлой Игорь Шувалов. — Цель организованного внешнего давления — внести раскол в наши ряды, вызвать конфликт между нами, чтобы помешать преодолевать кризис, двигаться дальше. «План», который есть у вас, значительно сокращен по сравнению с первоначальной версией. Министерство экономического развития предлагало комплексный план сразу на весь 2015 год. Но он получался очень объемным и по мероприятиям, и по финансированию. Но мы решили провести работу по каждому направлению вместе со всеми профильными комитетами, со всеми фракциями Государственной Думы. Вместе определить, что нам следует исключить из бюджета на 2015 год и что нужно профинансировать сполна. Все это нужно сделать в феврале — марте, учитывая новый социально-экономический прогноз на этот год. Он очень жесткий — никаких иллюзий, радужных надежд не остается. Могу сказать, что Минэкономразвития снизил стоимость нефти, заложенную в бюджете, вдвое…»
Значит, точка отсчета ожидаемых доходов — около 50 долларов за баррель. У нас есть золотовалютные резервы. Но мы должны очень ответственно ими пользоваться, чтобы не нарушать макроэкономическую стабильность…
О самом плане. В нем 60 пунктов. Это направление общеэкономического развития или стабилизации. Это вопросы поддержки отдельных отраслей…
Структурный антикризисный план состоит из трех разделов: 1) стабилизация — экономический рост; 2) поддержка отраслей экономики; 3) социальная защита. «Планом» документ все-таки назван достаточно условно. И в нем самом немало условностей — не конкретизированных (по срокам, финансированию) пунктов. Другим он и не мог быть: не закончена подготовка плана социально-экономического развития, проекта бюджета-2015. Даже гадать трудно об изменении санкций, цен на сырье, то есть основных параметров, определяющих доходы бюджета. Значит, и расходы, которые можно будет направить на реализацию намеченного. Из 60 пунктов лишь по 20 закреплено финансирование.
В сумме это около двух триллионов (без госгарантий) рублей. Из них более 1,5 триллиона направляются на «стабилизационные меры»! Практически — в банковскую систему. Дополнительно она получит еще из Фонда национального благосостояния 250 миллиардов рублей. Еще 300 миллиардов из Фонда выделяется ВЭБу. В «стабилизационные меры» входят бюджетные кредиты для регионов -160 миллиардов рублей. Отрасли экономики поддержат 67 миллиардами рублей, из них 50 миллиардов — село. Можно сказать, что полностью обеспечен раздел «Социальная защита». На него выделено 296 миллиардов рублей, из которых 188 миллиардов — индексация страховых пенсий. С 1 февраля все сделано. Это самые большие «антикризисные» траты бюджета.
Нулевое чтение
Учитывая реальную готовность антикризисного плана «к работе», правильнее сказать, что в Государственной Думе прошло «нулевое» чтение документа. Но он дает лишь общее представление о приоритетах и инструментах антикризисной борьбы. Новая стратегия очень напоминает старую, стратегию-2008. Снова денежный поток уходит в банковскую систему. Игорь Шувалов постарался объяснить, что такое восприятие не совсем правильное: «Правительство критикуют за то, что оно выделяет большие средства банковскому сектору. Эта мера крайне необходимая. И Президент, и председатель Правительства неоднократно уже говорили, что эти деньги не пойдут на санацию или поддержку проблемных банков. Эти деньги предназначены для улучшения кредитования реального сектора. Центробанк прилагает усилия к тому, чтобы кредитный портфель банковских учреждений увеличивался на 1 процент в месяц в пользу предприятий — промышленных и сельских».
Вопросы, заданные депутатами Игорю Шувалову, Эльвире Набиуллиной, интересуют многих россиян.
Василий Тарасюк, ЛДПР: «Почему Правительство только сейчас готовит антикризисные меры? Вы же говорили, что структурный кризис экономики начался еще в 2008 году. Еще весной, когда начали вводить против России санкции, стало ясно, что Запад готовит экономическую войну. Наверное, и нам надо было готовиться к ней».
Игорь Шувалов: «Это очень важный и интересный вопрос. Меня не впервые спрашивают: где же вы были раньше? В планах Правительства, начиная с первого, еще в 1991-1992 году, всегда были структурные преобразования. Но ценой их стало бы ухудшение жизни значительной части населения. Мы смогли сократить количество бедных, повысить доходы населения, включая пенсионеров. Если бы мы взялись за реформы, этих достижений не было бы… Вы правы, еще весной мы почувствовали, как развивается ситуация. Но нужно было, чтобы и общество осознало необходимость реформ. Навязываемые преобразования, а они неизбежно будут болезненными, без поддержки людей неизбежно обречены на провал».
Еще один вопрос «от имени» избирателей. Олег Смолин, КПРФ: «Готово ли Правительство проиндексировать пенсии, минимальные зарплаты, пособия, стипендии в соответствии с реальной инфляцией. Сохранить бюджетную поддержку инвалидам, субсидии общественным организациям инвалидов?»
«Первая наша победа — индексация пенсий с 1 февраля. Предусмотрена компенсация средств на лекарства. Вскоре вместе с вами будем обсуждать проект бюджета. Надеюсь, удастся сохранить в нем индексацию всех видов пособий», — ответила заместитель председателя Правительства Ольга Голодец.
Ярослав Нилов, председатель Комитета Госдумы по делам общественных организаций и религиозных объединений (ЛДПР), Раиса Кармазина («Единая Россия»), Андрей Крутов («Справедливая Россия») заступились за валютных ипотечников: кто им поможет в это тяжелейшее время? Семьи останутся без крыши над головой.
«Уточним сначала масштабы беды. Объем всей ипотеки более 3 триллионов рублей. Доля инвалютных кредитов в них — 2 процента. Стараемся помогать людям. Но и они должны отвечать за свои решения. Валютный кредит -всегда большой риск. И мы об этом предупреждали. Сейчас созданы условия для реструктуризации валютных займов, при которых банку будет не выгодно выдавать их. В некоторых странах валютная ипотека запрещена законодательно», — прокомментировала Эльвира Набиуллина.
«Неизвестную страницу» санкционной войны открыл Виктор Коломейцев (КПРФ): «В августе, когда США уже давили нас санкциями, Россия купила на 3,6 миллиарда долларов американских ценных бумаг, доведя их объем до 118 миллиардов. Планирует ли Правительство вернуть эти средства для инвестиций в экономику? Или, например, для поддержки бюджетов субъектов Федерации, долги которых из-за неэффективной межбюджетной политики уже превысили 2 триллиона рублей?»
«Обсуждать инструменты сохранности золотовалютных запасов не совсем ответственно. Это затрагивает и вопросы национальной безопасности. Мы уже начали оказывать поддержку субъектам Федерации и будем продолжать ее. Если выделенных 160 миллиардов рублей не хватит, вместе с вами определим объем дополнительных средств», — уточнил Игорь Шувалов.
Эльвира Набиуллина добавила: «Мы управляем золотовалютными резервами, исходя из принципов сохранности, ликвидности, доходности, учитывая все риски.»
О необходимости любить свои деньги и управлять ими в интересах развития страны говорил председатель Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин (КПРФ). Он оценил работу Правительства между кризисами как неудовлетворительную:
«За очень короткое время страну, народ, экономику накрывает четвертый кризис. Россия несет колоссальные потери. Вот Игорь Иванович говорил о росте ВВП. О каком росте? Сравните. ВВП России составляет 3 процента мирового — доля царской России была 3,6, советской — 18. В прошлом году мы закупили за рубежом продуктов более чем на 2 триллиона рублей, а у самих 40 миллионов гектаров пашни брошено, зарастает бурьяном. Давайте освоим их -это же прекраснейший инфраструктурный проект. Быстро окупающийся проект. Он, как локомотив, потянет за собой еще 20 отраслей народного хозяйства — машиностроение, химию, транспорт, переработку. Вот Московская область выступила с инициативой удвоить производство молока, вдвое увеличить пашню. Предлагаю: давайте поможем -нет денег, отвечают.
У нас есть хорошие точки роста. Тюменская область, например. Почему бы не поддержать? Нет денег. В 2008 году сожгли в банковском пожаре 5 триллионов рублей. Промышленность, село тогда мало что получили. И снова кризис, и снова бросаем деньги банкам. Из 2,7 триллиона рублей, собранных для борьбы с ним, даем селу 50 миллиардов. И даже не 50 — от них уже только 25 миллиардов осталось. Что можно сделать на них, если везде развал и разруха. За что ни возьмись — везде издержки, потери -создаем миллиардеров. В 2 раза их стало больше в России между двумя кризисами. Мы не даем дышать производству, государству. Корень всех бед страны известен — либерально-монетаристская политика, удушающая всё. С денежно-кредитной системой — кровеносной системой управления, созданной по лекалам МВФ, Международного банка развития, никогда ничего не изменим. За прошлый год закрыли еще 1000 школ, 1000 дошкольных учреждений, 500 СПТУ -своих детей учить не можем. За работу в период между двумя кризисами наша фракция ставит Правительству «неуд». Те, кто не справляются, должны уйти…»
Все наши беды, считает Владимир Жириновский, оттого, что сами теряем себя: «Мы давно должны были от доллара отказаться — не сразу, постепенно, но отказаться. Загнали нас в долларовую ловушку. Объясняют, что средства хранить надо в долларах и «там». «Туда» гнать деньги, расчеты вести «там». «Там» живут, рожают, учатся. Россия всегда привлекала к себе внимание образованием, культурой. Сейчас их так перевернули, чтобы они к собственной стране отвращение вызывали. Третья мировая война идет, и это надо понимать. И уметь противостоять.
Словно отвечая на призыв первого заместителя председателя Правительства, первый зампредседателя Госдумы Александр Жуков («Единая Россия») рассказал о том, каким видит это сотрудничество: «Российская экономика оказалась в очень трудной ситуации из-за сильного давления извне, резкого падения цен на нефть, газ, на основные наши товары. Она требует принятия оперативных и серьезных мер, направленных на поддержку системообразующих предприятий, банковской системы, малого и среднего бизнеса. Нужно быть готовым к ухудшению ситуации на рынке труда. И обязательства перед гражданами надо выполнять по максимуму. Все необходимые оперативные меры, предлагаемые Правительством, мы поддерживаем. Но к ним надо добавить меры структурного характера, диверсификацию экономики, рост высокотехнологического сектора, импортозамещение, рост сельскохозяйственного производства. В ближайшие годы давление, оказываемое на нас, вряд ли ослабнет.
Мы должны иметь свое сильное противоядие. Правительству и Центральному банку надо, наконец, четко расставить приоритеты между обеспечением роста экономики, поддержанием курса рубля и снижением инфляции. Потребуется корректировка не только законов, указанных в плане, но и основных, определяющих деятельность Правительства, налоговой, таможенной, бюджетной политики. Это уже наше поле деятельности, законодателей».
Совершенно иначе оценил антикризисный план Михаил Емельянов («Справедливая Россия»): «Это даже не план, а набор пожеланий, намерений, плохо согласованных между собой, разрозненных и неэффективных. В нем нет и намека на изменения ошибочной экономической политики, обусловившей разразившийся кризис. Надо лечить не его симптомы, а причины — предложить новую социальную и экономическую политику. Правительственный план — это стабилизация экономики и страны на более низком уровне, чем сегодняшний. Либеральные министры соревнуются с либеральными экономистами, кто предскажет более мрачное будущее России, более глубокое падение ВВП и уровня жизни. Мы категорически не согласны с такими оценками и прогнозами. Девальвация — это тяжелое испытание, но одновременно и шанс. У нас есть всё, чтобы заполнить конкурентоспособными товарами свой рынок и достойно выйти на мировой. Пора отказаться от монетаристских иллюзий и насытить экономику деньгами. В прошлом году ее денежная масса уменьшилась на 700 миллиардов рублей (в январе она сократилась еще на 200 миллиардов. — Прим. ред.). Монетизация экономики чрезвычайно низка: 47 процентов — ниже, чем в Папуа-Новой Гвинее. В нормальных странах уровень монетизации более 100 процентов. И конечно, снижение убийственной 17-процентной ключевой ставки».
Михаил Емельянов очень критично оценил курс на таргетирование инфляции, сокращение расходов государства. Нужно таргетировать не инфляцию, а рост производства. Только рост производства позволит решать экономические и социальные проблемы страны, остановить ее деиндустриализацию. Финансово-экономический блок Правительства,
ответственный за кризис, не способен предложить программы оздоровления страны, заявил Емельянов. Первое, что надо сделать в борьбе с кризисом, — сменить министров.
Председатель Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский («Единая Россия») предложил дополнить правительственный план. Комитет считает, что нужна ощутимая поддержка агропромышленному комплексу, промышленности, в том числе и легкой, малому и среднему бизнесу, строительству жилья, объектов, имеющих мультипликативный эффект. Прежде всего, следует помочь производствам, способным выпускать конкурентоспособную продукцию для российского рынка и на экспорт. Но никакого развития не будет при ключевой ставке 17 процентов.
Когда нас запугивают, то это кому-то очень выгодно. Этот вывод вытекает из выступления первого зампредседателя Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаила Тарасенко. Он напомнил о том, что в 2008-2009 годах государство не только исполняло, но и расширило свои социальные обязательства — возросли трудовые пенсии, пособия по безработице. «Добавка» попала на потребительский рынок, повысили спрос — за ним и производство. Сработала антикризисная цепочка. Сегодня нам сторонники либерального клише «рынок все рассудит, рынок все спланирует» без устали твердят о необходимости затягивать пояса. Со всех экранов твердят о непосильных налогах, чрезмерных социальных путах, душащих экономику. Идет массированная обработка общественного мнения -готовят к резкому ухудшению уровня жизни.
Как поможет падение спроса подъему экономики? Об этом идеологи затягивания «чужих поясов» не думают.
Рост потребительских цен во многом перечеркивает социальные усилия государства. Опять-таки нас убеждают: попытка удержать рост цен обернется вымыванием социально значимых товаров. Но почему в развитых странах -США, Канаде, Японии, Австрии, Норвегии — регулируют цены на социально значимые товары, а они не вымываются, не исчезают с прилавков. Свободный рынок, регулирующий сам себя, — иллюзия. Без социальной «уздечки» он слеп и безответственен. Западные санкции показали, что такое свободный рынок.
«Если поостынем, оставим эмоции, то поймем те задачи, которые нам предстоит решить. Правительство подготовило план первоочередных мер и по поручению Президента предоставило его нам, предполагая дальше работать вместе. Как я понял, все согласны поддержать то, что сделано. И вот тут только начинаются сложности. Мы должны не просто дополнить, улучшить этот план, а сообща создать антикризисную программу, цель которой изменить сегодняшнюю модель экономики, качество управления ею. Сумеем мы соединить эти направления — структурные реформы, изменение экономической модели, повышение эффективности управления, — получим нужный результат», — заявил глава Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Заключительное слово Игоря Шувалова тоже было достаточно эмоциональным: «Понимаю, в политическом процессе иногда важно кого-то назвать либералом, кого-то консерватором или как-то еще. Уверяю, в Правительстве нет ни либералов, ни консерваторов. Как бы меня ни называли, я всегда был и остаюсь прагматиком. Мне все равно, чьи идеи — либеральные, коммунистические, справедливороссов, «Единой России». Если они интересны, полезны, помогут улучшить нашу жизнь, укрепить экономику — я буду с ними работать. Главное тут, чтобы несъедобный винегрет не получился. Поэтому мы и должны работать профессионально…»
Итоги дискуссии подвел Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин: «Эффективность выполнения плана первоочередных антикризисных мер, безусловно, зависит от скоординированной работы исполнительной и законодательной власти, как в Центре, так и в регионах. Но прошу учесть, у каждой власти своя ответственность, закрепленная Конституцией. За реализацию плана отвечает Правительство. У парламента ответственность за то, чтобы предложить Правительству качественное дополнение к плану. И самая главная - за законы, которые мы примем для выполнения плана первоочередных антикризисных мероприятий».
Леонид Левицкий