Постукраинский консенсус

10.03.2022 00:00

Проходящая сейчас специальная военная операция коренным образом меняет не только систему международных отношений, но и положение в ней России и внутриполитическую российскую ситуацию.

Прежде всего есть точные данные о том, как воспринимают её граждане России. Согласно социологическому опросу ВЦИОМ, скорее поддерживает решение провести операцию 71 процент  и 70 процентов полагают, что операция проходит скорее удачно. Уровень доверия Президенту РФ В.В. Путину вырос до 73 процентов, значительно вырос и рейтинг «Единой России».

Достигнутые на данный момент результаты операции и её ход не оставляют сомнений в её победоносном характере, что позволяет прогнозировать ещё большие показатели поддержки текущей политики Президента России. Сравнивая ситуацию после возвращения Крыма, можно уверенно прогнозировать, что такого рода устойчивая ситуация, которую правомерно называть «постукраинским консенсусом», сохранится как минимум на ближайшие годы.

Этот уровень поддержки увеличится даже среди той части российских соотечественников за рубежом, которая критически относилась к России и её руководству. Дело в разнузданной кампании гонений и русофобии, развёрнутой правительствами западных стран по этническому признаку — против русских. Попытки даже известных оппозиционеров доказать, что они «свои, буржуинские», ни к чему не приводят. Избиения и нападения на русских, издевательства над русскими школьниками, увольнения с работы, отчисления из университетов, блокировка счетов, разрыв контрактов, отказ от обслуживания в ресторанах и магазинах, травля в социальных сетях и западной прессе (вплоть до предложения заставлять русских носить определённый знак по примеру евреев в фашистской Германии). Ограничения лимита банковских средств на счетах европейских и британских банков для российских граждан не оставляют никаких других вариантов даже для самых критически настроенных россиян за рубежом.

Что же означает неминуемая победа России на Украине? В историческом плане победа России означает постепенное возвращение статуса одной из нескольких сверхдержав, которое было бы вряд ли возможно без Украины. Вспомним классический тезис известного русофоба Бжезинского о том, что Россия не вернёт статус глобальной державы без контроля Украины.

Что же означает это для Украины? Текущий ход переговоров с нынешним киевским режимом ясно показывает, что в нынешнем своём составе он, несмотря на первоначальные публичные заявления, не в состоянии обеспечивать даже достигнутые договорённости. Особенно красноречиво недавнее убийство спецслужбами Украины одного из официальных участников переговоров. Не менее красноречиво заявление руководства Украины об отсутствии коридоров для вывода мирного населения из блокированных городов после того, как за сутки до этого было достигнуто соглашение об их открытии, и они были созданы российскими вооружёнными силами. Однако ничего нового в этом нет. Ровно так вёл себя киевский режим по отношению к Минским соглашениям в течение семи лет и вряд ли способен на что-то другое.

В этом вопросе ключевым является состав руководства Украины. Если он останется неизменным, это создаст самые тяжёлые последствия для украинской государственности.

Дело в том, что как последствия неконституционного переворота 2014 года, так и весь период 30-летней (наибольшей в её истории) попытки государственности Украины заставляет прийти к выводу, что как украинская политическая элита, так и население не способно к поддержанию собственной независимой государственности. Те восемь лет, когда Украина находилась под нескрываемым внешним управлением стороны США и частично ЕС, связаны с исключительно невыгодными ей политическими и экономическими решениями. Череда таких решений началась с соглашения об ассоциации с ЕС. Именно отказ правительства Януковича от принятия этого, исключительно невыгодного стране соглашения и стал публичным начальным поводом для переворота. Естественно, после него соглашение в полном объёме было принято нынешним киевским режимом (который оставался таким же после смены Порошенко на Зеленского).Впрочем, недолгий исторический опыт существования украинской государственности слишком часто был связан с полной или почти полной зависимостью от внешнего фактора (вне зависимости от его австро-венгерской, немецкой, немецко-фашистской или американской природы).

Неспособность украинской элиты к созданию эффективной собственной государственности хорошо демонстрируют экономические результаты последней 30-летней попытки государственности. В 90-х Украина не имела внешнего долга вовсе и занимала 17-е место в мире по объёму ВВП, опережая такие страны, как Австралия, Малайзия, Нидерланды, Польша. За тридцать лет этой попытки Украина откатилась на 20 позиций вниз с ВВП почти в два с половиной раза меньше Польши и сейчас стала самой бедной страной Европы (по ВВП на душу населения). Из индустриальной страны Украина превратилась в полностью аграрную с долгом более 125 миллиардов долларов.

На этом фоне ужасающий уровень коррупции и мгновенное обогащение каждого нового президента/премьера/министра среди украинской политической элиты лишь подчёркивает, что Украину правомерно квалифицировать как несостоявшееся государство (failed state).

Что же впереди перед украинским населением? Учитывая исторические уроки различных стран после  Первой и Второй мировых войн, Украину скорее всего ждёт марионеточное «украинское правительство в изгнании» в Лондоне или Вашингтоне, конечно, не имеющее ничего общего с реальным правительством, предстоит болезненная процедура прозрения, денацификации и демилитаризации, сопровождающаяся массовым «переобуванием в воздухе», возможно, недолгое обострение террористической деятельности, направленной против самих украинцев и организованное украинскими националистами, ушедшими в подполье, и, самое главное, впереди достаточно быстрое увеличение жизненного уровня украинской этнической общности как части многонационального российско-белорусского народа за счёт восстановления экономических связей с российской экономикой.

Читайте нас в Одноклассниках

Ещё материалы: Максим Григорьев

Просмотров 97226