Предлагаю рассмотреть и правительственные поправки в проект бюджета-2015, и принятый недавно так называемый антикризисный план в срезе того, насколько заложенные в них средства способствуют выполнению одного из главных поручений Президента РФ Правительству — ускоренному импортозамещению в промышленности и в сельском хозяйстве.
Сумма всего антикризисного плана была определена в 2,3 триллиона рублей. Их львиная доля — 1 триллион 750 миллиардов рублей, или 76 процентов, — выделяется российским банкам на докапитализацию. И это при том, что их активы — самый большой денежный фонд в России, превышающие в 2,5 раза объем консолидированного бюджета вместе с государственными внебюджетными фондами.
На поддержку важнейших секторов экономики, а именно промышленности и АПК, предусмотрено лишь 20 и 50 миллиардов рублей соответственно. 20 миллиардов — это 0,85 процента от суммы антикризисного плана. К тому же они предназначены на погашение части кредитной ставки, и таким образом даже эти копейки пойдут все тем же банкам. 50 миллиардов соответственно составляет 2,13 процента, на поддержку малого и среднего бизнеса вообще выделяется всего 10 миллиардов рублей — 0,43 процента. На «меры по импортозамещению и поддержке несырьевого сектора» предусмотрено всего 4 миллиарда рублей, что составляет 0,17 процента всей суммы антикризисного плана и в 437,5 раза меньше того, что выделяется на поддержку банков.
По оценкам Минсельхоза России, реализация программы импортозамещения только основных продовольственных товаров потребует минимум 636 миллиардов рублей. По расчетам рабочей группы Госсовета России, объем импортозамещения должен быть не менее 100 миллиардов долларов США, или 6,1 триллиона рублей. Но для того, чтобы произвести товарной массы на 2-3 триллиона рублей, необходимы финансовые ресурсы, в том числе кредиты, не менее 1 триллиона рублей. В то же время на недавно созданный Фонд развития промышленности выделяется всего 15-20 миллиардов рублей в год. Такие суммы ничтожно малы и не позволяют достичь цели, поставленной главой государства, — ежегодно увеличивать экспорт неэнергетических товаров не менее чем на 6 процентов.
Какие мысли вызывают предложения по изменению бюджета-2015? Минфин предлагает сократить расходы. В сложившейся ситуации следует не бюджетные расходы сокращать, а согласиться на увеличение дефицита. Это менее вредно для экономики, чем секвестрование бюджета, которое может повлечь за собой его гораздо больший дефицит и потребность в еще большем объеме средств для латания дыр в бюджете. Тем более что Минфин России располагает достаточными средствами для покрытия дефицита, даже если реализуется самый пессимистичный сценарий Минэкономразвития, и он составит почти 4 процента ВВП.
Кроме того, во внесенном проекте поправок в бюджет предусмотрена замена помощи регионам через трансферты поддержкой через бюджетные кредиты. Но кредитование может привести лишь к усилению долговой нагрузки на бюджеты регионов и увеличению их дефицита. Снижение трансфертов вынуждает регионы сокращать расходы, что может негативно сказаться на развитии как их экономики, так и страны в целом. Стоит отметить: Минфин — не коммерческий банк, и зарабатывание денег не является его функцией.
Министр финансов России Антон Силуанов заявил о том, что Правительство будет проводить жесткую бюджетную политику. А раз планируется жесткая бюджетная политика, то такая же предусматривается и денежно-кредитная. Все это фактически ставит крест на обеспечении ускоренного импортозамещения. В озвученных инициативах Правительства отсутствует главное — посыл о немедленном изменении экономической политики, которая ввергла Россию в штопор кризиса. Предложенные меры — это скорее анальгин при остром гриппе, который не устраняет причины кризиса, а лишь обезболивает. Они носят косметический характер, а российской экономике в ее нынешнем виде нужен капитальный ремонт.
Подготовил Павел Анохин