Теракт в «Крокус Сити Холле»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

12:38Джабаров назвал теракт в «Крокусе» попыткой столкнуть россиян с мигрантами

11:49Захарова: Отсутствие позиции по теракту в «Крокусе» говорит о деградации СЕ

Платные медуслуги разрешат оказывать только по желанию пациента

При этом в поликлинике и больнице должны предупредить человека, что полечиться можно и бесплатно

20.05.2023 10:00

Автор: Карина Тиванова

Платные медуслуги разрешат оказывать только по желанию пациента
  © Тимур Ханов/ПГ

Люди смогут заключить дистанционный договор с клиникой на обслуживание за деньги. А медицинские организации — самостоятельно решать, сколько сотрудников и кабинетов задействовать для оказания платных услуг. Такие изменения содержит постановление кабмина, опубликованное на официальном интернет-портале Правительства. В силу документ вступит 1 сентября и будет действовать три года.

Как разделить потоки

Нынешние нормы оказания платных услуг действуют с 2012 года. Поводом для их изменения послужили сигналы ФАС и жалобы людей, заплативших за медпомощь, которая, по идее, входит в ОМС. Теперь Минздрав решил четко разделить потоки пациентов, которые хотят лечиться по полису или за свои кровные.

Коррективы вступят в силу 1 сентября и будут действовать до этой же даты 2026 года. Авторы документа ввели несколько понятий: «платные медицинские услуги», «заказчик» и «потребитель». Так, первое — это услуги, «предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, работодателей или иных на основании договоров, в том числе добровольного медицинского страхования». Заказчик может быть, как физ- так и юрлицом, он заказывает или приобретает услуги. А потребитель — это физическое лицо, которое их получает.

В постановлении также сказано, что желающему лечиться за деньги представитель медучреждения обязан рассказать и о возможности сделать это бесплатно.

Россияне стали больше тратить на частные клиники

Чтобы расставить все точки над i, авторы документа перечислили условия, при которых клиникам можно брать плату. К примеру, если человек обратился туда по своему желанию или хочет соблюсти анонимность, а также если помощь понадобилась людям без российского гражданства или тем, у кого нет медстраховки. Зато по новым правилам учредители медорганизаций, в том числе и частных, могут самостоятельно решить, как для оказания платных услуг использовать материально-техническую базу и кадры.

По мнению доктора медицинских наук, депутата Госдумы Айрата Фаррахова, это очень важный документ для системы здравоохранения, который определил правила работы в такой чувствительной сфере, как платные услуги. «Пациентам дали право при желании лечиться за деньги, но и позаботились, чтобы в клиниках не нарушали конституционное право людей на медпомощь по ОМС. А для медиков сняли бюрократические препоны», — считает парламентарий.

Айрат Фаррахов. © Юрий Инякин/ПГ

Договориться и пожаловаться — на расстоянии

Согласно новшествам, теперь можно будет заключить договор дистанционно. При этом исполнителей обязали предоставлять пациенту как можно больше информации: лицензию, сведения об адресах, по которым принимают жалобы и требования, адрес официального сайта.

Кроме того, потенциальному клиенту должны будут рассказать о методах лечения, ожидаемых результатах оказания медицинской помощи и предупредить о связанных с этим рисках.

Читайте также:

• Хубезов: Понятие «медуслуга» хотят заменить на «медпомощь»

То, что договор можно заключить, не приходя в поликлинику, это современное решение, считает Айрат Фаррахов. «Во-первых, люди сэкономят свое время, а во-вторых, очень актуально во время сезонной эпидемии гриппа или коронавируса. Чем меньше контактов, тем меньше заражений», — уверен депутат.

Он считает, что так можно проводить и первичные приемы. С возможностью телемедицины люди могли бы получать значительно больше услуг. «Есть целый ряд направлений, к примеру, детская психиатрия, где можно смело внедрять и развивать дистанционные методы диагностики и лечения», — не сомневается Фаррахов. По его мнению, нужно более решительно и настойчиво вводить дистанционные методы диагностики и консультаций. Это может решить проблему большого количества запросов от граждан, особенно в условиях нехватки персонала.