День Победы в Великой Отечественной войне

11:37«Как Запорожье встретит День Победы»

00:00Как отметить День Победы в Крыму

вчераНа бесплатный газ перевели 22 мемориала Вечного огня в 11 регионах России

Парламент — это большое жюри наций

Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин выступил на Международном парламентском форуме «Современный парламентаризм и будущее демократии»

15.01.2013 15:56

Автор: Павел Анохин

Парламент — это большое жюри наций
Фото Юрия ПАРШИНЦЕВА, «РФ СЕГОДНЯ»
«На территории Евразии активно идут процессы экономической интеграции, востребованные нашими народами и приносящие реальную пользу нашим гражданам. Важную роль в них играют и парламенты. На этом фоне выглядят странными попытки отдельных западных политиков искажать подлинный смысл евразийской интеграции. Тем более недопустимо открыто заявлять о вмешательстве и противодействии этим позитивным процессам. Такое беспардонное поведение напоминает неуклюжую походку «хромой утки». Уверен, что определенный Россией, Беларусью и Казахстаном курс на создание Евразийского экономического союза будет успешно реализован. В нем примут участие и другие заинтересованные страны СНГ», — дал отповедь «двойным стандартам» западной демократии Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, выступая на Международном парламентском форуме «Современный парламентаризм и будущее демократии»
 

Демократия без «двойных стандартов»

Состоялся форум в Императорском актовом зале МГУ им. М.В. Ломоносова, в историческом здании на Моховой, которое, подчеркнул его ректор Виктор Садовничий, после Отечественной войны 1812 года было восстановлено на средства, собранные народом, и «выступает хранителем не только традиций отечественного образования и учености, но и русского гражданства»…

В своем выступлении ректор обратил внимание на тенденции постиндустриального общества, которые угрожают традициям демократического парламентаризма современности. Прежде всего отметил сокращение влияния парламентов, происходящее на фоне усиления полномочий исполнительной власти. Парламент, считает он, должен быть большим жюри нации, которое обсуждает и согласовывает законы, а не принимает уже подготовленные или обсуждает их лишь в качестве эксперта. Беспокоит его и возникновение «феномена государства-партий», когда интересы политических сил, получивших большинство в парламенте и сформировавших правительство, перемежаются с интересами власти. Еще одна проблема — наращивание информационных потоков, обрушивающихся на общество. Бесконтрольность за их управлением и распространением, по его мнению, представляет политическую опасность тем, что позволяет манипулировать общественным мнением в огромных масштабах.

Противоядием всем этим вызовам могут быть развитое гражданское общество и очень ответственная управляющая бюрократия, уверен Виктор Садовничий, призвав готовить для государственной службы не только высокопрофессиональных, но и высоконравственных специалистов.

С его позицией солидарен и Сергей Нарышкин. «Параллельно с традиционными демократическими институтами, — подчеркнул он, — уже несколько лет функционирует «другой мир» со своими инструментами влияния на общественное мнение, не ограниченными только национальными границами». Речь идет о социальных интернет-сетях, которые, с одной стороны, позволяют широким массам людей, не выходя из квартиры, участвовать в общественной жизни страны, а с другой — разрушать ее государственные и политические устои в условиях кризиса доверия власти. Одновременно с этим растет понимание: стабильное государство невозможно без сильной демократии. Как вырваться из этого парадокса? Глобальной социальной сети, считает глава Госдумы, необходимо противопоставить евразийскую интеграцию. Веское слово здесь может сказать представительная власть, преобразуя формы своей работы в духе современности.

Насколько преуспевает в этом Государственная Дума шестого созыва? По мнению ее руководителя, вполне успешно. Внедряется «электронный парламент», который позволит сделать законодательную власть максимально открытой и технологически доступной для всех граждан. Созданы и активно работают экспертные советы по культуре, по инвестициям, по непарламентским партиям. Образован Единый совет законодателей при парламенте России, позволяющий более эффективно взаимодействовать с региональными органами законодательной власти. «Наши избиратели хотят видеть современный парламент открытым, а главное — более эффективным. Это значит, что он должен не только обсуждать и создавать законы, отвечающие потребностям современного общества, но и внимательно анализировать практику их применения. И, безусловно, должны совершенствоваться механизмы парламентского контроля, над чем Государственная Дума сейчас работает», — рассказал Сергей Нарышкин.

«Одна из задач парламентариев — законодательно определять и отстаивать стандарты демократии в различных областях общественной жизни. Это необходимо для устойчивого развития, как наших обществ, так и недопущения «двойных стандартов» по отношению к различным государствам», — констатировал он. При этом уточнил: Межпарламентская ассамблея СНГ разработала конвенцию «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ», которая была принята в 2002 году и подписана главами восьми государств Евразии. Россия в период своего председательства в Комитете Министров совета Европы в 2006 году предлагала принять аналогичную общеевропейскую конвенцию, что не нашло отклика со стороны европейских партнеров. Председатель Госдумы выступил с новой инициативой — разработать всемирную конвенцию, которая определяет современные стандарты демократических выборов и обеспечивает избирательные права граждан.

Сергей Нарышкин напомнил: впервые российская Государственная Дума возникла еще в царские времена, — в 1906 году, однако ее первый созыв проработал всего 72 дня и был распущен. «Из всех четырех дореволюционных Дум лишь одна не прекратила свою работу досрочно. А все пять предыдущих созывов современной Государственной Думы отработали полный срок полномочий», — сравнил он два периода российской истории. И подытожил: «За два десятилетия мы сумели пройти путь, который другие страны проходили целые столетия. И что бы ни утверждали критически настроенные умы как у нас, так и за рубежом, Конституция 1993 года и создание парламента новой России оказали решающее влияние на развитие демократии не только в нашей стране, но и на всем Евразийском пространстве».

Сейчас Россия готовится отметить 20-летие Конституции и Федерального Собрания России. Всенародное голосование по принятию проекта Основного закона страны, а также по выборам членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы — двух палат российского парламента — состоялось 12 декабря 1993 года. И прошло чуть ли не под грохот канонады. Сегодня уместно напомнить, что волеизъявлению народа предшествовало жесткое противоборство двух политических сил, расколовшее страну в 1992-1993 годах на два непримиримых лагеря. С одной стороны Президент России Борис Ельцин, его Правительство во главе с Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и их сторонники, с другой — Верховный Совет и большая часть народных депутатов во главе с Русланом Хасбулатовым, вице-президент России Александр Руцкой и их соратники. Кульминацией этого противостояния стали кровопролитные события 3-4 октября 1993 года. Так или иначе, но всенародное голосование 12 декабря 1993 года хотя и вызвало в обществе бурную дискуссию, подвело черту под конституционным кризисом и позволило нам уже около 20 лет в спокойной обстановке лицезреть и слушать законодателей «современного парламентаризма» России.

«Сегодня в нашей стране создана государственная система, отвечающая практически всем современным критериям парламентаризма. Вместе с тем, мы понимаем, что это не застывшая форма правления, а живая, чуткая переменам система», — сказала в своем выступлении Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. И заметила, что сейчас активно обсуждается возможность изменения выборов в Госдуму, введя пропорциональное представительство по 225 избирательным округам. По ее мнению, это позволит каждому субъекту Федерации иметь свое региональное, а не только партийно-политическое представительство в нижней палате парламента. Верхняя палата также примеряет новый порядок своего формирования, который «позволит избирателям принимать непосредственное участие в избрании своих представителей в Совет Федерации».

В январе следующего года российским парламентариям предстоит выполнить ответственную международную миссию. «Чуть больше месяца осталось до открытия 21-й сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума во Владивостоке, который пройдет под нашим председательством, — напомнила Валентина Матвиенко. — Ее важная особенность в том, что она будет проходить вслед за сентябрьским саммитом АТЭС, который также проходил под председательством России. Это свидетельство уровня доверия и к российскому парламенту, и к нашей внешней политике, и к самой России».

Где закон о Конституционном собрании?

Одной из ведущих политических сил Государственной Думы 1-го созыва стала ЛДПР. Ее фракция по численности была второй после «Выбора России». Где сегодня этот «Выбор»? Канул в Лету, а либерал-демократы неизбывно проходят в парламент… Видимо, в знак этого лидер партии и фракции ЛДПР Владимир Жириновский выступал на форуме первым из думских оппозиционных руководителей. И сразу же отвергнул идею одномандатных округов: «Предлагаю затронуть тему стандартов демократии. Я сторонник только пропорциональной системы. И того, чтобы постепенно снижать проходной барьер. Сегодня средний бал 5, где-то 4-3 процента, а наша путеводная звезда — 1 процент. Тогда в каждом национальном парламенте будет четыре-пять ведущих партий, которые в совокупности получат условно 70 процентов голосов. А может быть еще 20 партий по одному депутату, но они все будут кого-то представлять, ибо парламент — это представительная власть. А когда мы лишаем миллионы людей того, чтобы их партия, их представители были в парламенте, мы толкаем их на улицу».

Во второй и третьей Государственной Думе лидирующие позиции заняла КПРФ, отступив на второе место во всех последующих созывах. Неизменный лидер партии и думской фракции коммунистов Геннадий Зюганов, взяв слово на форуме, сразу же продемонстрировал, что и международный парламентский форум — место для самых острых дискуссий.

«У нас с вами до сих пор нет закона о Федеральном Собрании, а он должен быть. Нет закона о Конституционном собрании, который также должен быть. Нет закона об Администрации Президента. У нас нет даже механизма, который мог бы отрегулировать процессы в случае перекоса, а они совершенно очевидны. Нигде в мире чиновники Администрации не назначают сами себе зарплаты, которые сегодня в три раза выше, чем у чиновников Совета Федерации или Государственной Думы. Это абсолютно не нормально, в цивилизованном мире парламент контролирует финансовую деятельность», — заявил он, предложив «подремонтировать Конституцию». Завершил же свое выступление требованием закрыть «ключевой вопрос — о национализации минерально-сырьевой базы, которую создавали все народы на территории нашей страны, а приватизировали незаконно 15 кланов упырей, которых называют почему-то олигархами».

Лидер партии и фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов, представители которой работают в Госдуме пятого и шестого созывов, свое выступление также начал с критики парламентского большинства, у которого «практически ни одна из инициатив оппозиционных фракций не находит поддержки». В силу чего «многие дельные и вполне работоспособные идеи и предложения тормозятся либо просто идут в отвал законотворческой работы, не находя своего развития». Это, в свою очередь, приводит к «снижению авторитета законодательной ветви власти, о чем свидетельствует уменьшающаяся с каждым единым днем голосования явка избирателей».

Как он считает, для исправления ситуации необходимо «в спокойном режиме вести работу над совершенствованием Основного закона нашей страны». В этой связи Сергей Миронов предложил сделать в этом направлении ряд шагов, в частности законодательно ввести институт парламентских расследований, принять специальный закон о гарантиях парламентской деятельности парламентской оппозиции…

Традиционную дипломатию заменяет «сетевая»

От Беларуси на форуме выступил заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания республики Виктор Гуминский. Развив идею евразийской интеграции на постсоветском пространстве, он отметил, что важную роль в успехе ее реализации играют парламенты. В качестве положительного примера назвал Евразийский союз Беларуси, Казахстана и России, который последовательно формируется с учетом многообразия, принятия самобытности и уникальности каждого из партнеров. А в качестве отрицательного образца межпарламентских отношений привел «акт Магнитского» и события на Ближнем Востоке. «Это тоже демократия, но для кого и кому она нужна? К сожалению, в тех межпарламентских структурах, где унифицирующие подходы превращаются в навязчивую идею, диалог зачастую перерастает в конфронтацию. Для нас такой путь не приемлем. Сами попытки навязывания чужого опыта не только безосновательны, но и бесперспективны», — констатировал белорусский депутат.

Инициативу Сергея Нарышкина о подготовке универсальной международной конвенции, которая определяла бы стандарты свободных и справедливых выборов и избирательных прав граждан, горячо поддержал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Сегодня мир, по его словам, переживает переходный период, происходят глубокие преобразования международного ландшафта, сопровождающиеся волнениями в экономике, политике, в международных отношениях. На фоне глобализации мира усиливается стремление вернуться к собственным цивилизационным корням. В этих условиях насильственное насаждение демократии какого-то одного образца лишь провоцирует напряженность и межгосударственные противоречия, разжигает национальную и религиозную рознь.

«Традиционная дипломатия уже не может претендовать на эксклюзивность в поиске ответов на стоящие вызовы и угрозы, — подчеркнул глава МИД. — На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в различных структурах для эффективного поиска решений общих задач. Помимо государств к формированию повестки дня международных отношений все активнее подключается гражданское общество, неправительственные организации. Существенно повысилось значение парламентской дипломатии как важного внешнеполитического ресурса, обладающего уникальными возможностями для поддержания контактов с коллегами за рубежом, для поиска точек соприкосновения даже по тем позициям, которые существенно расходятся».

В унисон ему выступил председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ, член палаты депутатов парламента Италии Рикардо Мильори. Старый парламентаризм ХIХ века умер, сказал он, определив новую роль парламента ХХI века в качестве доверительной, контрольной инстанции, обеспечивающей политику всеобщего блага. «Как этого достичь сегодня, когда значительная власть находится в руках наднациональных структур, обладающих средствами массовой информации, финансовой и экономической мощью? — задался он вопросом. И сам же ответил. — Мы исходим из того, если сильный парламент, то сильна и демократия. Если парламент слаб, то такова и демократия. Нет парламента — не существует и демократии. Мы должны осознавать, что власть в руках народа, и народ осуществляет эту власть через парламент, а не парламент осуществляет власть. Речь идет о прямой демократии, обеспечить которую может правильное соотношение между президентской и парламентской формой власти в стране».

Современная демократия базируется на двух базовых принципах: народ должен знать и народ должен влиять. И то, и другое сегодня возможно с помощью информационных технологий, поделился своим видением развития современного парламентаризма министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. И доложил парламентариям: у россиян есть все шансы перейти к «электронной демократии», концепция которой подготовлена и утверждена в развитие распоряжений Президента РФ Владимира Путина о развитии российской общественной инициативы. «В соответствии с ней уже в ближайшее время в нашей стране будут подлежать обязательному рассмотрению все предложения жителей, а также законотворческие предложения, которые наберут более 100 тысяч голосов в электронном виде. Разумеется, не анонимных, а тех, кто готов подписаться под ними и нести определенную ответственность, — сообщил министр. — Граждане получают не только новые возможности донести до государства свои конкретные интересы и пожелания, но и доступ к невиданному доселе объему информации практически обо всем, что делают государство и его чиновники. Демократия сегодня — это эффективное и качественное государственное управление, которое находится под постоянным контролем гражданского общества с помощью информационных технологий..»

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2968