Отношения между федеральными властями и регионами выведут из тени

В парламенте считают, что законопроект об общем порядке изъятия полномочий у регионов — шаг к укреплению федеративных отношений

Отношения между федеральными властями и регионами выведут из тени

Фото: Юрий Инякин / «Парламентская газета»

Предложение Правительства законодательно ввести новый порядок изъятия у регионов полномочий станет ещё одним шагом к переходу от «криминально-федеративного» к государственно-федеративному устройству страны. Парламентарии и эксперты позитивно оценивают внесённый на днях в Госдуму законопроект, который даёт право Центру забирать полномочия у регионов, если это касается интересов обороны и безопасности, исполнения международных обязательств или во время чрезвычайных ситуаций.

Полномочия — не фотоснимок, которым можно любоваться годами

Речь идёт о тех случаях, когда регион не может выполнить полномочия по причине чрезвычайной ситуации (будь то стихийное бедствие, катастрофа или что-то иное). Также полномочия могут изыматься федеральным Центром, если это продиктовано «обеспечением обороны страны и безопасности государства» и необходимостью «реализации международных или общенациональных мероприятий» и связанных с этим международных обязательств. Аргументом в пользу лишения региона полномочий могут стать не только нарушения, но и возможность сократить расходы бюджетов. Напомним, что сейчас полномочия у регионов изымаются только в случаях «ненадлежащего исполнения или неисполнения» (в частности, это касается обеспечения соцзащиты населения, вопросов здравоохранения, охраны культурного наследия и др.). Заметим, что законопроектом  предлагается изымать полномочия у регионов на определённый срок — до двух лет.

Усложнение общественных, межбюджетных отношений, оперативных задачи, которые стоят перед субъектами, приводят к тому, что полномочия передвигаются — снизу вверх или наоборот.

В Госдуме считают, что инициатива Правительства не является резонансным шагом — это очередной этап развития федеративных отношений в нашей стране. Глава думского Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко отметил, что распределение полномочий между Центром и регионами — «живой процесс». «Это не фотоснимок, который раз сделал и можешь любоваться им в течение десятилетий. Усложнение общественных, межбюджетных отношений, оперативных задачи, которые стоят перед субъектами, приводят к тому, что полномочия передвигаются — снизу вверх или наоборот, — считает депутат. — Как представитель ЛДПР — партии, которая поддерживает унитарную модель государства, — могу сказать, что все полномочия в итоге надо передать Центру».

Между тем Алексей Диденко отметил, что федеративное устройство предусматривает разные модели, в том числе максимально централизованную. Пока же, как считает парламентарий, у нас действует несимметричная модель федерализации — когда республики имеют больше самостоятельности, нежели области или края. А новая инициатива Правительства, по мнению депутата, показывает, что «мы находимся до сих в поисках идеальной модели взаимоотношений между федеральным Центром и субъектами».

Уход от «криминально-федеративного» устройства

Стоит вспомнить, что в 90-е годы идеологи либеральных идей в нашей стране активно предлагали взять за образец отношения, которые выстроены в ведущих странах Европы, — например, между федеральными властями и землями Германии, обладающими высочайшей степенью самостоятельности. Однако те, кто в то время был внутри процесса, понимали — невозможно калькировать на огромную, географически  сложную и многонациональную Россию модель ни одной, даже самой большой страны в Европе. Следование европейским примерам в данном вопросе привело к серьёзным антиконституционным событиям, которые вошли в историю как «парад суверенитетов». Чуть позже Башкирия и Якутия заявили о своём нежелании платить налоги в федеральную казну, а руководство Чечни вступило в прямой военный конфликт с властями России.

Появление такого законопроекта — шаг давно ожидаемый. Более того, в какой-то мере шаг запоздавший. Но это как раз тот случай, когда лучше поздно, чем никогда.

Все эти события привели к формированию модели «криминально-федеративного» устройства — такое определение дал в беседе с корреспондентом «Парламентской газеты» глава Комитета Совета Федерации по бюджету Сергей Рябухин, который в начале 90-х годов занимал должность замглавы администрации Ульяновской области. По его мнению, сегодняшняя инициатива Правительства является шагом к тому, чтобы вывести федеративные отношения из криминальной тени 90-х. На то, что она ещё не искоренена окончательно, как считает Сергей Рябухин, указывают аресты ряда губернаторов, которые прошли в течение последних нескольких лет. «Чем быстрее мы утвердим универсальный порядок передачи полномочий от регионов к Центру, тем быстрее мы выведем экономику из тени. Это означает укрепление бюджета и усиление социальных программ по всем  регионам России», — резюмировал он.

Не секрет, что последние годы руководство многих регионов России регулярно обращает внимание на то, что территории загружены полномочиями, которые передаются «сверху» без соответствующей финансовой поддержки из федерального бюджета. Всего таких «безденежных» полномочий у регионов накопилось более 500 — таковы данные, озвученные вице-премьером Дмитрием Козаком. В этой связи универсальный порядок изъятия полномочий, предлагаемый правительственным законопроектом, является шагом, который поможет сбалансировать механизмы поддержки населения на региональном уровне. «Появление такого законопроекта — шаг давно ожидаемый. Более того, в какой-то мере шаг запоздавший. Но это как раз тот случай, когда лучше поздно, чем никогда», — считает политолог Алексей Мартынов.

Просмотров 1531

08.08.2017 15:54




Загрузка...

Популярно в соцсетях