От формальной демократии к творческой
Уходить от линии жесткого напряжения, делать так, чтобы люди воспринимали друг друга — это та задача, которую мы ставим перед собой.
Нам необходимо организовать политическую дискуссию, заявил заместитель руководителя аппарата — начальник Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы Юрий Шувалов
РФС: Юрий Евгеньевич, существуют три уровня идеологии: макро, средний и микро. Макро-уровень затрагивает не просто государственную идеологию, что фиксируется, допустим, в Конституции, а сюда включаются и национальная философия, образ государства в мире, народная мифология, коллективная память, понимание истории. Средний уровень — это групповая идеология. Например, философия семьи, идеалы семейной жизни. Наконец, микро-уровень — личная идеология. Каждый из уровней содержит в себе как позитивные, так и негативные идеалы. Приведу крайние примеры негатива: «Ты — ничто, государство или партия — все»; «Все только ради семьи, а там трава не расти»; «Только я решаю, что и как мне делать, на остальных мне наплевать». В связи с этим возникает вопрос, какую политику для блага страны и общества необходимо выстраивать, чтобы гармонично сочетать эти уровни и минимизировать негатив?
Юрий Шувалов: Многообразие позиций, различие во мнениях людей — это то благо, которое есть в каждом обществе, и чем оно будет более дифференцированным, тем оно богаче и тем больше у него возможностей для развития. Это с одной стороны. С другой стороны, понятно, что характеры людей, их психология — они отличаются: люди разные, к этому надо нормально относиться. Как сделать так, чтобы в каких-то вопросах люди консолидировались и объединялись с точки зрения общественного блага — это, конечно, очень важная задача для любого государства, связанная с развитием. И во многом этот вопрос должны решать власть и гражданское общество совместно.
Есть вопросы, которые волнуют многих, есть вещи, которые интересны для всех. Есть вопросы, которые интересны только части общества (элита, например). Есть профессиональные вопросы. Поэтому, если мы говорим о том, как достичь общественного согласия политически, сохраняя при этом многообразие, — важно ставить перед обществом задачи стратегического характера и общенациональные вопросы, то есть такие вопросы, которые касаются всех. В этом смысле у каждого государства есть своя история и свои задачи на определенном этапе, и если нет людей, которые способны их формулировать, то общество начинает деградировать, а страна останавливается в своем развитии. Чтобы объединить все уровни, должны появляться личности исторического масштаба, способные формулировать то, о чем думают многие, но не всегда могут это выразить.
РФС: В таком случае может ли у парламентских и внепарламентских партий возникнуть если не общая идеология, то хотя бы общий вектор, общее понимание того, как улучшать жизнь граждан России?
Юрий Шувалов: Если развивать идею о том, что может объединять и гармонизировать общество, то у нас уже есть реальная ситуация в парламенте, в которой партии выступают с единых позиций — это вопросы внешней политики.
Вопросы внешней политики, вопросы войны и мира, они консолидируют политиков, представляющих разные политические платформы. И это реальность. Не так давно обсуждался вопрос по Сирии. Были и другие темы, которые говорят о том, что вместе мы достигаем понимания быстрее, чем в других вопросах. Президент страны, очевидно, тоже понимает эти вещи и вносит в повестку дня вопросы, связанные с суверенитетом страны, с единством территории. Важно, что это поддерживается общественным мнением. Хотя, конечно, есть разные интерпретации того, как достигаются эти цели, но в целом есть вопросы, которые нас консолидируют.
Очень интересную дискуссию предложила Русская православная церковь в нулевые годы по поводу базовых ценностей, объединяющих общество. И мы тогда говорили о ценностно-ориентированной политике, то есть когда мы почувствовали, что ценности действительно существуют, которые признаются гражданами как понятия, которые не изменяются согласно политической конъюнктуре. Вот это реальный вклад одного из мощнейших институтов общества, крупнейшей конфессии страны в вопрос консолидации.
Понятно, что существующее многообразие политических партий формирует несколько искусственную повестку дня для того, чтобы эти партии могли находить темы для дискуссий. Но мы уже видим сегодня, что темы, которые выносятся на обсуждение, в частности в парламенте, как правило, связаны с вопросами российской демократии, то есть избирательного законодательства, прав граждан. Это также вопросы, которые волнуют всех людей — личное и коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и т.д. Это то, что позволяет вести дискуссию, позиционироваться молодым политикам. Но говорить о том, что мы предложим какую-то картину, которая интегрирует всех политиков искусственным путем, нельзя. Это естественный процесс. То есть каждый находит свою нишу, свое место, своих избирателей в этой системе.
Уходить от линии жесткого напряжения, делать так, чтобы люди воспринимали друг друга, — это та задача, которую мы ставим перед собой. Наша задача — организовать политическую дискуссию.
Самое страшное — это общественный раскол. Поэтому политики должны ставить перед собой задачу поиска решений и выхода из конфликта. В этом смысле парламент — это идеальная площадка, которая позволяет каждому политику, получившему мандат, реализовать себя, исходя из тех возможностей, которые у него есть.
Было время, когда представители левого спектра имели в парламенте большинство, и они могли доминировать в принятии тех или иных решений. Период, когда правящая партия получила большинство голосов, до сих пор сохраняется, он позволил, как мне кажется, выстроить систему целеполагания и долгосрочных стратегий развития.
Сегодня наступает новый этап, этап переформатирования всей политической системы, связанный с поколением политиков, которые прошли становление в демократической России. Это поколение приходит в парламентские и в непарламентские партии. Новое поколение открыто политическим альянсам. На базе внепарламентских партий мы видим, что формируются первые альянсы. Это признак того, что политические проекты идут и сейчас, когда, казалось бы, до выборов много времени. И мы с этим тоже должны считаться и принимать как реальность сегодняшнего дня.
РФС: Юрий Евгеньевич, в одной из своих книг вы описываете такой феномен, как творческая демократия, где ключевым фактором выступает доверие. По данным социологов, в 2013 году лишь 25% россиян ответили, что доверяют Государственной Думе. Я хочу вас спросить, как можно повысить уровень доверия к Думе — одному из ключевых органов власти, ее законодательной ветви?
Юрий Шувалов: Вы знаете, это такой классический вопрос. То есть, с одной стороны, доверие к власти — это фактор стабильности общества, с другой стороны — противоречие заложено в том, что, как только эта власть формируется, она начинает предъявлять свои требования к обществу в виде законов, решений, которые ограничивают общественную жизнь, и это нормально, однако не каждого это может удовлетворить. Поэтому говорить о том, что мы можем достигнуть идеальной картины любви к власти, нереально. Это возможно только в условиях фанатического, пропагандистского давления на общество, что мы проходили раньше. Доверие надо постоянно подтверждать и завоевывать. И в этом смысле это стимулирует власть к тому, чтобы она не почивала на лаврах.
С точки зрения творческой демократии, творчество является основным двигателем человеческого развития. И если мы не будем стремиться к этому, будем заниматься формализацией и абстрагироваться от человека, мы можем любую идею, любой общественный подъем свести на нет. Мы не должны отказываться от эмоциональной и интеллектуальной составляющей, которые присутствуют в обществе. В этом смысле демократия не должна быть формализованной, она должна быть именно творческой, с акцентом на личности, роли конкретного человека в реализации себя и развитии всего общества. Это то, чем творческая демократия отличается от формальной. Элементы творческой демократии создают условия для сохранения традиций. Можно вспомнить любой период российской истории: как только мы отказывались от роли людей, которые берут на себя ответственность за ситуацию, начиналась стагнация.