Основа государственной безопасности
Состоялось совместное заседание Президиума Совета законодателей и Консультативного Совета при Председателе Совета Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями
Совершенно очевидно, что Россия не та страна, которая может позволить себе не заботиться о сохранении и укреплении межнационального мира и согласия в обществе. Скорее наоборот, сегодня — упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа России, обеспечение сохранения и развития национальных культур каждого из народов, населяющих нашу территорию, соблюдение прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, вероисповедания — важнейшее направление деятельности власти всех уровней.
По сути дела, проблемы национальной политики, укрепления межнациональных и межконфессиональных связей без преувеличения можно назвать основой государственной безопасности России. Такое заявление сделал недавно председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин на совместном заседании Президиума Совета законодателей и Консультативного Совета при Председателе Совета Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями. А само заседание как раз и было посвящено обсуждению реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в субъектах Федерации.
Этот основополагающий, стратегический документ был утвержден Указом главы государства еще в декабре 2012 года. И с тех пор за неполные два года сделано немало. Так, Правительством РФ утвержден план мероприятий по реализации Стратегии и утверждена федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Федеральным Собранием приняты поправки в законодательство, определившие полномочия и ответственность в регионах органов власти всех уровней и должностных лиц в сфере межнациональных отношений. В 46 субъектах Федерации утверждены и действуют региональные планы по реализации государственной национальной политики, еще в 15 — разработаны проекты таких планов. Всего сегодня в различных регионах действуют 26 целевых программ, направленных на гармонизацию межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов России. Еще 32 программы направлены на профилактику экстремизма и терроризма, 10 — на патриотическое воспитание граждан, 4 — на развитие и защиту родных языков.
К сказанному можно было бы прибавить и финансирование региональными властями общественных организаций, чья деятельность ориентирована на воспитание культуры межэтнического общения и гражданского согласия. А также деятельность органов власти по социальной, культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Но достаточно ли всего этого для достижения столь необходимого для России межнационального мира и согласия?
Как отмечали многие участники заседания, эффективность предпринимаемых регионами действий по реализации государственной национальной политики пока оставляет желать лучшего. И это весьма тревожный симптом.
По словам заместителя Генерального прокурора РФ Виктора Гриня, несмотря на принимаемые меры случаи напряженности и конфликтов в межэтнических отношениях, проявления национальной неприязни в последние годы участились, в результате чего существенно возрастает риск социальных взрывов. Результаты прокурорских проверок, по его словам, по-прежнему показывают формальный подход со стороны региональных органов власти и глав местного самоуправления к этим проблемам.
Но формализм, присущий в некоторой степени отечественной бюрократии, возможно, не самое опасное в этой ситуации. Значительно тревожнее выглядят слова заместителя Генерального прокурора о том, что после присоединения Крыма в адрес России из-за границы посыпались угрозы о возможных межнациональных конфликтах. Ведь «прогнозы» можно рассматривать и так, что «партнеры» России не только ждут подобных конфликтов, но и «работают» в этом направлении.
Основания для опасений, как говорится, налицо. В своем выступлении на заседании Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание на интенсивный характер миграционных процессов в стране, а также на тот факт, что Россия сегодня занимает одно из первых мест в мире по числу принимаемых мигрантов. Известно, что это уже стало причиной многих конфликтов, и, как отмечали многие участники заседания, фактически неконтролируемый поток мигрантов, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы, во многом усиливает вероятность возникновения новых очагов межнациональной напряженности. Более того, отмечено, что за последние годы значительно активизировалась противоправная деятельность эмиссаров радикальных религиозных вероучений, направленная на разжигание национальной и религиозной вражды, формирование и пропаганду сепаратистских настроений.
Как один из способов противодействия таким тенденциям Виктор Гринь призвал более активно привлекать к сотрудничеству национально-культурные автономии, которых в России зарегистрировано более полутора тысяч. Но при этом было бы неплохо контролировать происходящие процессы в целом по стране.
В этой связи логичным выглядит предложение министра культуры Владимира Мединского: для анализа информации и предупреждения о возможных проблемах создать федеральную систему мониторинга и предупреждения конфликтов. Надо полагать, что трудностей с организацией такой структуры не возникнет — ее прообраз уже отрабатывался упраздненным Минрегионом в 11 субъектах Федерации.
Наверное, востребованным в этом направлении может оказаться и опыт Татарстана. По словам Фарида Мухаметшина, в Татарстане регулярно проводятся такие мониторинговые исследования. Однако, по его мнению, для составления объективных рейтингов и проведения качественных социологических исследований по оценке уровня напряженности в регионах России необходима четкая методика с ясным перечнем критериев, учитывающих специфику субъектов Федерации.
Отдельная и, видимо, приоритетная задача государственной национальной политики — работа с молодежью. В этой связи спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила важную роль Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, на которой будут базироваться учебники — и общероссийские, и региональные. Они будут содержать достоверные материалы, свидетельствующие о том, что история России — это общая история всего нашего многонационального народа. И речь вовсе не о шеренговом единомыслии, не о лакировке прошлого, а об общественном согласии просвещенных людей, подчеркнула Валентина Матвиенко, призвав также активнее использовать на общенациональном уровне наработки субъектов Федерации, принявших программные документы и законы о молодежной политике, которые касаются в том числе и патриотического воспитания.
Тема нашей общей российской истории звучала и в выступлении Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина. История права напрямую связана с общественной моралью, считает он. Кто отказывается признать роль религии и традиций в жизни каждого народа, тот может забыть и о самой нравственности. Об этом особенно стоит задуматься в связи с острыми внешнеполитическими событиями, заявил Сергей Нарышкин. Российская государственная национальная политика опирается на законодательные решения. Пример украинских соседей показывает, как дорого могут обойтись ошибки в данной сфере, заметил спикер Госдумы, напомнив, как лихо депутаты Верховной Рады попытались отменить закон о языках. То, что эта опасная инициатива стала одной из причин протестов, отмечают уже и международные эксперты, подчеркнул Сергей Нарышкин.
Исторические факторы конкурентоспособности России — в межкультурной гармонии, в межнациональном согласии и взаимном уважении к истории, языкам всех народов, к национальным и религиозным традициям. Эти фундаментальные принципы, подчеркнул Председатель Государственной Думы, отражены и в Российской Конституции, и в нашем законодательстве.