Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Основа государственной безопасности

Состоялось совместное заседание Президиума Совета законодателей и Консультативного Совета при Председателе Совета Федерации по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями

18.10.2014 15:56

Основа государственной безопасности
 

Совершенно очевидно, что Россия не та страна, которая может позволить себе не заботиться о сохранении и укреплении межнационального мира и согласия в обществе. Скорее наобо­рот, сегодня — упрочение общерос­сийского гражданского самосознания и духовной общности многонацио­нального народа России, обеспечение сохранения и развития национальных культур каждого из народов, населя­ющих нашу территорию, соблюдение прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, вероисповеда­ния — важнейшее направление дея­тельности власти всех уровней.

По сути дела, проблемы националь­ной политики, укрепления межнацио­нальных и межконфессиональных связей без преувеличения можно назвать основой государственной безопасно­сти России. Такое заявление сделал не­давно председатель Государственного Совета Татарстана Фарид Мухаметшин на совместном заседании Президиума Совета законодателей и Консультатив­ного Совета при Председателе Совета Федерации по межнациональным от­ношениям и взаимодействию с ре­лигиозными объединениями. А само заседание как раз и было посвящено обсуждению реализации Стратегии го­сударственной национальной полити­ки Российской Федерации на период до 2025 года в субъектах Федерации.

Этот основополагающий, страте­гический документ был утвержден Указом главы государства еще в де­кабре 2012 года. И с тех пор за неполные два года сделано немало. Так, Правительством РФ утвержден план мероприятий по реализации Страте­гии и утверждена федеральная целе­вая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Федераль­ным Собранием приняты поправки в законодательство, определившие полномочия и ответственность в ре­гионах органов власти всех уровней и должностных лиц в сфере межнаци­ональных отношений. В 46 субъектах Федерации утверждены и действуют региональные планы по реализации государственной национальной поли­тики, еще в 15 — разработаны проекты таких планов. Всего сегодня в различ­ных регионах действуют 26 целевых программ, направленных на гармонизацию межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов России. Еще 32 программы направле­ны на профилактику экстремизма и терроризма, 10 — на патриотическое воспитание граждан, 4 — на развитие и защиту родных языков.

К сказанному можно было бы при­бавить и финансирование региональ­ными властями общественных орга­низаций, чья деятельность ориентиро­вана на воспитание культуры межэт­нического общения и гражданского согласия. А также деятельность орга­нов власти по социальной, культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество. Но достаточно ли всего этого для достижения столь необходимого для России межнацио­нального мира и согласия?

Как отмечали многие участники за­седания, эффективность предпринима­емых регионами действий по реализа­ции государственной национальной по­литики пока оставляет желать лучше­го. И это весьма тревожный симптом.

По словам заместителя Генераль­ного прокурора РФ Виктора Гриня, несмотря на принимаемые меры слу­чаи напряженности и конфликтов в межэтнических отношениях, прояв­ления национальной неприязни в по­следние годы участились, в результате чего существенно возрастает риск со­циальных взрывов. Результаты про­курорских проверок, по его словам, по-прежнему показывают формаль­ный подход со стороны региональных органов власти и глав местного само­управления к этим проблемам.

Но формализм, присущий в неко­торой степени отечественной бюро­кратии, возможно, не самое опасное в этой ситуации. Значительно тревожнее выглядят слова заместителя Генераль­ного прокурора о том, что после присо­единения Крыма в адрес России из-за границы посыпались угрозы о возмож­ных межнациональных конфликтах. Ведь «прогнозы» можно рассматривать и так, что «партнеры» России не только ждут подобных конфликтов, но и «ра­ботают» в этом направлении.

Основания для опасений, как гово­рится, налицо. В своем выступлении на заседании Председатель Совета Феде­рации Валентина Матвиенко обратила внимание на интенсивный характер миграционных процессов в стране, а также на тот факт, что Россия сегодня занимает одно из первых мест в мире по числу принимаемых мигрантов. Из­вестно, что это уже стало причиной многих конфликтов, и, как отмечали многие участники заседания, фактиче­ски неконтролируемый поток мигран­тов, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы, во мно­гом усиливает вероятность возникно­вения новых очагов межнациональной напряженности. Более того, отмечено, что за последние годы значительно активизировалась противоправная де­ятельность эмиссаров радикальных ре­лигиозных вероучений, направленная на разжигание национальной и рели­гиозной вражды, формирование и про­паганду сепаратистских настроений.

Как один из способов противодей­ствия таким тенденциям Виктор Гринь призвал более активно привлекать к сотрудничеству национально-культур­ные автономии, которых в России за­регистрировано более полутора тысяч. Но при этом было бы неплохо контро­лировать происходящие процессы в целом по стране.

В этой связи логичным выглядит предложение министра культуры Вла­димира Мединского: для анализа ин­формации и предупреждения о возмож­ных проблемах создать федеральную систему мониторинга и предупреж­дения конфликтов. Надо полагать, что трудностей с организацией такой структуры не возникнет — ее прообраз уже отрабатывался упраздненным Минрегионом в 11 субъектах Федерации.

Наверное, востребованным в этом направлении может оказаться и опыт Татарстана. По словам Фарида Мухаметшина, в Татарстане регулярно про­водятся такие мониторинговые иссле­дования. Однако, по его мнению, для составления объективных рейтингов и проведения качественных социологи­ческих исследований по оценке уров­ня напряженности в регионах России необходима четкая методика с ясным перечнем критериев, учитывающих специфику субъектов Федерации.

Отдельная и, видимо, приоритетная задача государственной национальной политики — работа с молодежью. В этой связи спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила важную роль Концепции нового учебно-методического комплекса по отече­ственной истории, на которой будут базироваться учебники — и общерос­сийские, и региональные. Они будут содержать достоверные материалы, свидетельствующие о том, что исто­рия России — это общая история всего нашего многонационального народа. И речь вовсе не о шеренговом едино­мыслии, не о лакировке прошлого, а об общественном согласии просвещен­ных людей, подчеркнула Валентина Матвиенко, призвав также активнее использовать на общенациональном уровне наработки субъектов Федера­ции, принявших программные доку­менты и законы о молодежной поли­тике, которые касаются в том числе и патриотического воспитания.

Тема нашей общей российской истории звучала и в выступлении Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина. История права напрямую связана с общественной моралью, считает он. Кто отказывает­ся признать роль религии и традиций в жизни каждого народа, тот может забыть и о самой нравственности. Об этом особенно стоит задуматься в связи с острыми внешнеполитиче­скими событиями, заявил Сергей На­рышкин. Российская государственная национальная политика опирается на законодательные решения. Пример украинских соседей показывает, как дорого могут обойтись ошибки в дан­ной сфере, заметил спикер Госдумы, напомнив, как лихо депутаты Верхов­ной Рады попытались отменить закон о языках. То, что эта опасная инициа­тива стала одной из причин протестов, отмечают уже и международные экс­перты, подчеркнул Сергей Нарышкин.

Исторические факторы конкурентоспособности России — в межкультурной гармонии, в межнациональном согласии и взаимном уважении к истории, языкам всех народов, к национальным и религиозным традициям. Эти фундаментальные принципы, подчеркнул Председатель Государственной Думы, отражены и в Российской Конституции, и в нашем законодательстве.

Николай Калинин
Фото Игорь Самохвалов
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3570