Охрана окружающей среды — конституционный приоритет государственной политики

За последние несколько месяцев уровень информированности граждан относительно содержания конституционных поправок, инициированных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, значительно вырос и по отдельным положениям достигает 97 % среди всех возрастных групп.

Предложения по внесению изменений в Конституцию России приобретают все большую общественную поддержку. Несмотря на закономерную популярность социальных поправок, превышающую 90 %, многие иные поправки, связанные с самыми различными сферами общественных отношений, также получили одобрение значительного числа российских граждан. Общественная поддержка предложенных Президентом России конституционных изменений во многом обусловлена тем, что они направлены на решение наиболее актуальных вопросов жизни каждого человека и имеют в своей основе запрос граждан на изменения. Не являются в этой связи исключением и конституционные поправки, призванные укрепить правовые гарантии обеспечения благоприятной окружающей среды.

Президент России В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года указал, что «С 2021 года необходимо внедрить систему ответственности производителей за утилизацию производимых ими отходов, необходимо внедрять раздельный сбор мусора и переходить на экономику замкнутого цикла. Настало время применить принцип, согласно которому производители сами обязаны платить за утилизацию упаковки их товаров». Соответствующие планы по модернизации государственной политики в сфере экологии свидетельствуют о том, что и в рамках этого направления органы публичной власти действуют исключительно в логике конституционных поправок.

Включение в текст конституционных поправок положений, направленных на обеспечение охраны окружающей среды, снижение негативного воздействия на нее деятельности человека, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным — все эти направления, как мы видим, получили широкую общественную поддержку.

Определение в тексте Конституции России соответствующих обязанностей Правительства РФ по реализации мер, направленных на охрану окружающей среды, образующих системное единство с положениями статьи 42 Конституции, гарантирующими право каждого человека на благоприятную окружающую среду, будет способствовать проведению комплексной и согласованной государственной политики и созданию благоприятных условий для жизни российских граждан.

Кроме того, указание в Конституции Российской Федерации ответственного отношения к животным в качестве одного из основных направлений деятельности Правительства России позволит обеспечить реализацию последовательных мер, направленных на утверждение в обществе культуры обращения с животными.

Сложно переоценить важность и значимость конституционных поправок, посвященных теме экологии и ответственного отношения к животным. То, что эти направления приобретают дополнительное конституционное выражение, — говорит о том, что наше государство перешло на качественно новый этап своего развития. Уделяя особое внимание темам экологии и ответственного отношения к животным, мы создаем базис для повышения экологической культуры нашего общества, для повышения качества жизни в стране.

Обеспечение благоприятной экологической обстановки и права каждого на благоприятную окружающую среду, гарантированного статьей 42 Конституции России, невозможно без активного участия государства. Экологические отношения чувствительны для изменений, нарушение баланса в них может иметь далеко идущие последствия, отголоски которых будут ощущаться на протяжении десятилетий.

Необходимо понимать, что государство должно создать условия, которые бы стимулировали хозяйствующих субъектов внедрять наилучшие доступные технологии (НДТ), которые бы минимизировали антропогенное воздействие на окружающую среду. Переходя на применение НДТ, внедряя современные экологические стандарты, бизнес способствует нормализации экологической обстановки, надлежащему обеспечению права каждого на благоприятную окружающую среду. Этот аспект государственной политики нашел отражение в Паспорте национального проекта «Экология» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16). До 2024 года предусматривается применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий.

Однако нельзя забывать и о том, что реализация целей многих из предложенных Президентом России конституционных поправок, в том числе тех, которые связаны с совершенствованием отношений в сфере экологии, предполагает необходимость объединения усилий общества и государства. Только благодаря действительному изменению собственного отношения каждого человека к природе и животному миру возможно создание условий для сохранения уникального природного многообразия нашей страны.

Принципиально важным при этом является не только закрепить в тексте Конституции РФ положения об ответственном отношении к природе и объектам животного мира, но и максимально приобщить к этим ценностям всех участников общественных отношений, в первую очередь субъектов предпринимательства. Категорически недопустимыми являются ситуации, при которых предприятия намеренно скрывают факты причинения вреда окружающей среде для того, чтобы избежать ответственности. Подобные действия способны привести не только к негативному воздействию на окружающую среду, но и к причинению вреда жизни и здоровью граждан.

Вместе с тем, на данный момент приходится с сожалением констатировать, что без вмешательства властей проблемы такого рода далеко не всегда могут быть разрешены, ярким примером чего может служить закрытие так называемой «китовой тюрьмы» в 2019 году в бухте Средняя в Приморье, когда жестокое обращение с животными прекратилось только после вмешательства Президента России В.В. Путина.

Иная ситуация, как мы знаем, имела место в Норильске в мае 2020 года, когда в результате разгерметизации аварийного резервуара на территории Надеждинского металлургического комбината вылилось около 20 тысяч тонн дизельного топлива. Недостаток коммуникации между бизнесом и региональными, а также федеральными властями привел к тому, что о происшествии стало известно из социальных сетей лишь спустя несколько дней, когда окружающей среде уже был причинен серьезный вред.

В подобных случаях, в которых от согласованного и скоординированного взаимодействия предприятий и органов власти зависит оперативность реализации мер по устранению причин и последствий произошедших событий, промедления категорически недопустимы, ведь именно от того, насколько быстро будут приняты все необходимые меры, зависит жизнь и здоровье людей, состояние экологии на длительную перспективу. Сокрытие обстоятельств подобных происшествий существенно повышает риски причинения значительного ущерба гражданам и экологической обстановке в целом, на что особенно обратил внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин в ходе совещания по вопросу произошедших в Норильске событий.

Данные примеры наглядно показывают, что субъекты предпринимательской деятельности должны четко осознавать свою ответственность перед обществом, поскольку в вопросах предотвращения экологических катастроф одним из важнейших факторов является скорость реагирования на возникшие угрозы. Предприятия, деятельность которых связана с риском причинения вреда окружающей среде, должны проявлять повышенную степень осмотрительности, проявлять высокую социальную экологическую ответственность.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 мая 2009 г. № 8-П «Правовые основы государственной политики в этой сфере — исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, — должны определяться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение». Конституционный Суд РФ в указанном Постановлении также затронул и вопрос конституционной обязанности бережного отношения к окружающей среде: «Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которая является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав и при этом распространяется как на граждан, так и на юридические лица, предопределяет и их ответственность за состояние экологии». Эти позиции накладывают на органы власти требования ориентированности на сохранение окружающей среды, оценку экологических последствий принимаемых решений, реализацию положений статей 42 и 58 Конституции РФ.

При внесении поправок, затрагивающих вопросы экологии и защиты животных, в текст Конституции, опираясь на реальные потребности и запрос со стороны людей, а также на многолетнюю практику Конституционного Суда РФ, конституционный законодатель расширяет регулирование экологической сферы, чем дает важнейший ориентир для реализации государственной политики как в части, прямо касающейся экологии, так и во всех направлениях, в той или иной степени связанных с окружающей средой.

Забота об окружающей среде и конституционализация соответствующего регулирования имеют под собой важную конституционно-значимую цель — создание благоприятных условий для жизни будущих поколений. Ровно на это и направлены поправки к Конституции, посвященные экологии и ответственному отношению к животным.

Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 11577

05.06.2020 11:07

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях