Обе палаты Федерального Собрания РФ приняли президентский законопроект, который был внесен еще в марте прошлого года и вызвал бурную дискуссию в российском обществе. На третьем чтении в Государственной Думе его поддержали 355 депутатов, 91 — высказался против. В Совете Федерации «за» проголосовали 138 сенаторов, один воздержался.
Новый закон вернул смешанную систему выборов в нижнюю палату Российского парламента. Теперь из 450 думцев 225 будут избираться по одномандатным округам, 225 — по партийным спискам. В Государственную Думу 7-го созыва пройдут партии, которые преодолеют 5-процентный барьер вместо семи нынешних. Попасть туда есть шанс у каждой, но для участия в парламентских выборах шансы у них разные. Новым партиям предстоит собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом не более 7 тысяч в одном субъекте Федерации. Освобождаются от такого электорального фильтра партии, которые набрали на предыдущих думских выборах не менее 3 процентов голосов, а также те, что провели своего представителя в Законодательное собрание хотя бы одного региона.
Стоит отметить, что «фильтр» был солидарно инициирован парламентскими фракциями. Законопроект, внесенный Президентом, предлагал освободить от сбора подписей в качестве условия регистрации партийных списков и кандидатов в одномандатных округах все партии без исключения. Это условие выдвигалось лишь для самовыдвиженцев, которым для регистрации нужно было собрать не менее 0,5 процента подписей избирателей округа. «Партийная уравниловка» стала причиной затяжных дискуссий. В конце концов, четыре думские фракции подготовили согласованную поправку, которая и была принята во втором чтении.
Депутаты «Справедливой России» настаивали на том, чтобы партии во время выборов могли объединяться в избирательные блоки. Не прошло. Зато разрешено включать в федеральный список беспартийных кандидатов, но не более половины от общего состава. Кандидатами по одномандатным округам могут быть как самовыдвиженцы, так и включенные в список от одной из партий. По закону, кандидат-одномандатник должен представить не менее 3 процентов подписей от числа избирателей округа. Избежать этого обременения смогут лишь те, кто выдвинут партиями, освобожденными от этой процедуры. Избранным по одномандатному округу признается кандидат, который получит наибольшее по сравнению с другими число голосов, второй тур голосования не предусматривается.
Кроме того, определяется: в случае регистрации на выборах более 20 партийных списков и более 30 кандидатов по одномандатному округу бюллетень может быть изготовлен в форме брошюры. Если по округу все федеральные списки кандидатов получили в совокупности не более половины голосов, то ЦИК России признает выборы не состоявшимися. Предельная сумма расходов из средств фонда партии — не более 700 миллионов рублей, регионального отделения партии — от 15 миллионов до 100 миллионов рублей (зависит от количества избирателей в регионе), кандидата — 15 миллионов рублей. Наблюдатели и СМИ вправе осуществлять в помещении для голосования фото- и видеосъемку, кроме того, представители СМИ — требовать заверенные копии протокола и приложенных к нему документов. На участках можно будет устанавливать веб-камеры и вести интернет-трансляцию.
На проведение выборов депутатов Госдумы в 2016 году, сообщило РИА Новости, ссылаясь на заключение бюджетного Комитета Совета Федерации на закон о новой смешанной системе выборов, потребуется около 14,3 миллиарда рублей. При этом уточняется, что эти расчеты сделаны без учета расходов на средства видеонаблюдения и трансляции изображения избирательных участков, установка которых предусмотрена законом. Федеральный бюджет на 2014—2016 годы предусматривает выделение на проведение выборов в Госдуму 6,5 миллиарда рублей. По информации Министерства финансов, расходы на выборы депутатов Госдумы в 2003 году, которые прошли по смешанной системе, составили 3,5 миллиарда рублей; в 2007 году (выборы прошли по федеральным спискам) — 4,3 миллиарда рублей; в 2011 году (также по федеральным спискам) — 7,1 миллиарда. Как видим, растут не только потребительские цены.
«Новый закон формирует более устойчивую партийную систему за счет того, что вводятся квалификационные требования к партиям для участия в выборах. Суть их в том, чтобы во власть приходили те, кто реально обладает поддержкой людей, а не просто свидетельством о регистрации. Значит, вырастет ответственность партий перед избирателями, повысится их эффективность для решения конкретных проблем людей», — прокомментировал поправку об «электоральном фильтре» нового закона зампред Госдумы Сергей Неверов («Единая Россия»).
Чем отличаются друг от друга состоявшиеся за 20 лет выборы в Государственную Думу? I созыв, голосование 12 декабря 1993 года:
1. Первые выборы после драматических событий 3—4 октября 1993 года, когда был расстрелян предыдущий парламент — Верховный Совет РФ. Срок полномочий Госдумы I созыва — 2 года. 2. Смешанная система: 225 депутатов выбираются по списку, 225 — по округам. 5-процентный барьер. Любое общероссийское объединение может участвовать в выборах. 3. Число подписей для выдвижения списка — 100 000.
II созыв — 17 декабря 1995 года: 1. В выборах имеет право участвовать только партия или общероссийское объединение, у которых в Уставе закреплено участие в выборах. 2. Федеральная часть списка ограничена 12 людьми, обязательное разделение на региональные блоки. 3. Число подписей при выдвижении списка увеличено до 200 000.
III созыв — 19 декабря 1999 года: 1. Федеральная часть списка увеличена до 18 человек. 2. Установлен избирательный залог, который может быть внесен вместо подписей. 3. Введено открепительное голосование.
IV созыв — 7 декабря 2003 года: 1. В выборах имеет право участвовать только политическая партия, Общероссийское общественное объединение — лишь в составе блока. (На момент назначения выборов насчитывалось 44 партии и 20 общероссийских общественных объединений). 2. Численность блоков — не более трех организаций, из которых как минимум одна — политическая партия. 3. В списке должно быть сформировано не менее семи региональных групп.
V созыв — 2 декабря 2007 года: 1. Запрещены блоки — в выборах участвуют только зарегистрированные партии. (На день выборов числилось 15 партий). 2. Все 450 мест распределяются пропорционально по спискам — отменены выборы по одномандатным округам. 3. Проходной барьер поднят с 5 до 7 процентов. 4. Отменено голосование «против всех». 5. Отменен порог явки. 6. В списке должно быть сформировано не менее 80 региональных групп. 7. Федеральная часть списка не может состоять более чем из 3 человек.
VI созыв — 4 декабря 2011 года: 1. Срок полномочий Думы увеличен с 4 до 5 лет. 2. Помимо 7-процентного барьера введены: 6-процентный — партия, преодолевшая его, получит 2 мандата и 5-процентный — 1 мандат. 3. Отменен избирательный залог как альтернатива сбору подписей. 4. Снижено до 150 000 число подписей, необходимых для регистрации списка. 5. Федеральная часть списка расширена с 3 до 10 человек. 6. Подписи могут не собирать партии, которые представлены не менее чем в трети региональных парламентов.
Как видим, выборы в Госдуму с первого по четвертый созывы проводились по мажоритарно-пропорциональной системе. Затем был принят закон, по которому ее пятый и шестой созывы стали избираться исключительно по пропорциональной системе. И вот возвращение на круги своя. Выборы депутатов Госдумы не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам — это прямой ответ на запрос общества, говорит о новом законе председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин («Единая Россия»). Данная система нацелена на построение дополнительной связи депутатов с избирателями. К тому же различные политические силы, представленные в Российской Федерации, получают доступ к возможному формированию Государственной Думы седьмого созыва.
Этот закон направлен на усиление роли личности в политике, в том же духе высказывается зампред Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин («Единая Россия»): «Наших граждан интересует народный избранник всех уровней, в том числе и федерального. Интересует тот депутат, который ближе к народу, который лично имеет определенные обязательства перед своими гражданами, проголосовавшими за него».
«Не надо рассказывать сказки, — дискутирует с ними заместитель главы Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев (КПРФ). — Я четырежды избирался по одномандатному округу и знаю, кто ближе к народу и кто, как, ради чего избирается. Если депутат работает с избирателями по совести, то будет работать, независимо от принципа избрания, если не работает, то его уже ничто не изменит. Все это совсем не зависит от системы выборов». Проводить каждые выборы по новому закону — это сверхнеправильно, подчеркнул депутат. И предложил коллегам обратиться к комментариям, которые прозвучали в свое время при переходе от предлагаемой смешанной системы к выборам по партийным спискам. «Там найдете все аргументы в пользу ныне действующей системы», — подчеркнул он.
А тем временем Владимир Плигин убедительно аргументировал в пользу пропорционально-мажоритарной системы. Перед началом пленарного заседания, на котором предстояло рассмотреть законопроект в третьем чтении, он напомнил журналистам: «При подготовке законопроекта ко второму чтению в него по предложению руководителей всех фракций Государственной Думы были внесены поправки, которые существенным образом упорядочивают участие в избирательном процессе политических партий, зарегистрированных в Российской Федерации. Поправка предусмотрела очень широкие возможности для них участвовать в выдвижении федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы. При этом их участие полностью базируется (это важнейшее условие данной поправки) на связи политической партии с избирателями…»
Хоть крути-верти, хоть верти-крути, но пришло время и в самом деле упорядочивать избирательный процесс, а вместе с ним и всю партийно-политическую систему страны.
Павел Анохин
Депутаты Государственной Думы Г.В.Боос, А.Л.Головков, А.П.Починок, А.Д.Жуков.
Зал пленарных заседаний. 1996 г.
Депутаты Государственной Думы во время голосования по вопросу об импичменте Президенту России Б.Н.Ельцину. 1999 г.
Депутаты Государственной Думы В.С.Черномырдин, Е.М.Примаков. 2000 г.
Депутат Государственной Думы Н.И.Кондратенко. Зал пленарных заседаний. 2004 г.
|
|
В президиуме первого заседания Государственной Думы шестого созыва: Ю.А.Селиванов («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»), Ж.И.Алфёров (КПРФ), В.Н.Долгих («ЕДИНАЯ РОССИЯ»), В.В.Жириновский (ЛДПР). 2011 г.