Образование: вопросы без ответов
Государственная Дума видела на своем веку многое. Были громкие заявления, утверждения, даже драки.
Но вот на недавнем «правительственном часе» с участием министра образования и науки Дмитрия Ливанова в зале висело тягостное и удушливое недоумение…
Каждый чиновник, приходя на Охотный ряд для обстоятельного разговора, как правило, испытывает некоторое волнение. Судя по всему Дмитрию Ливанову в тот день было совершенно индифферентно. Несмотря на клубок трудноразрешимых проблем в ведомстве, министр постарался отделаться от депутатов маловнятным отчетом в лучших традициях партийных съездов времен застоя.
Сегодня почти всем стало совершенно очевидно — основные нововведения в области образования и науки провалились с треском. И прежде всего это относилось к Единому госэкзамену. Уже мало помнят дебют этого эксперимента, но он, как и последний полет на Луну барона Мюнхгаузена в известной киноленте, был признан состоявшимся еще не начавшись. Один высокий чиновник бил себя в грудь, убеждая общество, что ЕГЭ ставит непреодолимый заслон на пути коррупции в области образования, а также позволит абитуриентам из глубинки беспрепятственно поступать в лучшие вузы страны. Казалось, что счастье близко, и в Москву потянутся вереницы ломоносовых. Но в результате все получилось гораздо хуже, чем «как всегда». Старая система, доказавшая свою эффективность годами своего существования, как и предупреждали скептики, рухнула, а вновь родившаяся оказалась нежизнеспособной.
В результате коррупция выросла в разы, а доступность образования для провинции стала еще более эфемерной, чем ранее. Депутат Ярослав Нилов (ЛДПР) предложил адресовать министру вопрос от имени будущего выпускника. «Как быть нам, желающим поступить в престижный московский вуз, в ситуации, когда места, и это видно, достаются тем, кто привозит 100 баллов по ЕГЭ по русскому языку, делая в слове «молоко» три ошибки, при этом уже имеет автомобиль «Порше Кайен», гоняет в нарушение правил дорожного движения по улицам столицы с заездами к Вечному огню или на Красную площадь, участвует в свадебных кортежах, открывая хаотичную стрельбу из травматического оружия?.. Вот каким было бы ваше напутствие будущим выпускникам из российской глубинки?» — спросил он.
И министр дал свое напутствие. Он рассказал, что его тоже волнует вопрос, в какой степени наша система образования играет роль социального лифта, обеспечивает жизненный успех каждому ребенку вне зависимости от места его проживания, социального статуса его семьи и так далее.
«Мы принципиально считаем, — заявил министр, — что эта задача является одной из наиболее важных и наиболее значимых. После введения в уже полном объеме Единого государственного экзамена количество абитуриентов, которые приезжают поступать в ведущие вузы Москвы, Петербурга, Томска, Новосибирска, увеличилось от двух с половиной до трех с половиной раз. Мы сейчас там активно строим общежития, потому что абитуриенты, которые приехали именно из глубинки, иногда просто не имеют жилья».
По-ноздревски широко мазнув цифрами, Дмитрий Ливанов не уточнил, почему такая разница в количестве абитуриентов из провинции — два с половиной и три с половиной раза. Даже баранов в горных аулах считают с большей тщательностью. Но, тем не менее, оставшись довольным собой, министр решил на всякий случай перевести стрелки с себя на плечи школьных учителей: «Если в школах будут нечестно сдавать экзамены, писать контрольные работы, если будут нарушения при проведении единого экзамена, то, конечно, мы своих целей не добьемся».
Абитуриент из глубинки, видимо, напрасно силился разобрать в наборе этих трескучих фраз в ответе на вполне конкретные вопросы. Для кого строит Ливанов общежития, как поставить заслон на пути покупки экзаменов ЕГЭ, что намерено предпринять министерство, чтобы росло не количество абитуриентов из провинции, а их качество? Впрочем, с такой же необыкновенной легкостью министр разделывался и с другими вопросами.
Как оказалось, его министерство попросту игнорирует депутатские запросы, составленные на основе жалоб из регионов, поступающих в Государственную Думу. Однако, пообещав, что вскоре депутаты получат ответы на все вопросы, которые, по словам министра, уже готовы, но почему-то до сих пор так и не покинули стен ведомства, видимо ожидая специального распоряжения, Дмитрий Ливанов перешел на ответы, касающиеся претензий к закону «Об образовании в Российской Федерации».
Депутат Александр Агеев («Справедливая Россия») привел цифры роста платы за общежитие в ВУЗах. Если раньше студенты не могли платить за койку больше пяти процентов от суммы стипендии, то теперь цена спального места в некоторых вузах достигла 8640 рублей. И стала равна 100 000 рублей в год. Наверное, излишне говорить, что подобные суммы совершенно неподъемны для студентов из провинции, где нередко ежемесячная оплата труда даже не достигает такого уровня. Что, само собой, не повышает доступность высшего образования, если, конечно, не равняться на студентов, которые покупают результаты ЕГЭ, и особо не стеснены в средствах.
Министр рассказал депутатам, что пролоббированный им закон на самом деле дает гораздо больше прав при принятии решений высшему учебному заведению, предусматривая повышение платы за общежитие при согласовании ее с органами студенческого управления. Что это означает на деле, хорошо известно. Иными словами, если унтер-офицерская вдова не высечет сама себя, ее непременно высекут другие. Такая «публичная порка» произошла в ряде вузов. По словам Дмитрия Ливанова, их число «не очень велико, примерно тридцать пять-сорок»… Видимо в этот день министр никак не ладил с цифрами. Но на всякий случай заметил, что «в отношении шести руководителей высших учебных заведений мною принято решение о дисциплинарном взыскании». Как случилось, что необоснованно завысили цены за проживание 35-40 вузов, а наказали только шестерых руководителей учебных заведений и что будет с остальными, осталось за рамками «правительственного часа».
Впрочем, далее министр еще больше напустил тумана в истории с обиранием бедных студентов. Оказывается, в его планах — взимать плату за общежитие в зависимости от уровня социального положения студента, уровня комфортности проживания, а также от успеваемости. И это при том, что на вполне законных основаниях можно повышать плату за общежитие при согласовании со студенческим управлением, рычагов давления на которое, как мы видим, вполне предостаточно. Члены этого самого управления вполне могут попасть под социальную амнистию, а в случае особой несговорчивости будут переведены в помещения меньшей комфортности с высокой платой, возросшей из-за «внезапно несданного зачета». Стоит ли говорить, что рычаги управления в таких условиях полностью остаются в руках администрации вузов. Что, по-видимому, и свидетельствует о том, что наказали только каждого шестого администратора-нарушителя.
Депутат Сергей Катасонов (ЛДПР) задал вопрос — как быть с четырехкратным повышением платы за детские сады? В ответ Дмитрий Ливанов пустился в рассуждения о том, что в отличие от СССР, где детскими садами были обеспечены лишь 82 процента семей, он ставит перед собой задачу довести эту цифру до 100 процентов. Министр также заметил, что детские сады теперь будут строить такой конструкции, чтобы они подходили для устройства в них начальных школ, но при этом запамятовал ответить на вопрос — что делать с четырехкратным повышением платы за детсад.
Его также не смутила просьба депутата «Единой России» Алены Аршиновой все же прояснить вопрос с детскими садами. Она напомнила, что Дмитрий Медведев поручал министерству подготовить предложение о максимальном пороге повышения платы за дошкольные учреждения. Была названа и дата поручения — 8 августа 2013 года.
Ответ министра вновь удивил парламентариев. «Уважаемая Алена Игоревна, — начал Дмитрий Ливанов тоном, каким обычно разговаривают с маленькими детьми, — мы с 1 сентября, то есть со дня, когда вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», ведем мониторинг родительской платы не только на уровне регионов, но и на уровне муниципалитетов. На сегодняшний день мы не фиксируем ни в одном из муниципалитетов темпов ее роста, которые превышали бы темпы инфляции. Но, безусловно, если эта проблема кажется актуальной, мы готовы вместе с депутатами Государственной Думы подумать над инструментами ограничения этого роста. Но еще раз обращаю ваше внимание — на сегодняшний день оснований для беспокойства по поводу какого-то взрывного роста родительской платы у нас нет».
Казалось бы, если по сведениям Минобрнауки, роста цены нет, зачем думать над инструментами его ограничения? И что, по мнению министра, означает «взрывной рост». В четыре раза — это «взрывной рост» или нет? И когда нужно включать совместно разработанные «инструменты ограничения» — после пятикратного, десятикратного, двадцатикратного повышения платы за детсад?..
Еще одной проблемой, которую поднимали депутаты, стала реформа Российской академии наук. Депутат Валерий Черешнев («Справедливая Россия») спросил конкретно: «За счет каких механизмов будет повышена эффективность работы научных институтов, которые в полном составе, с теми же сотрудниками и, как мы видим, в бюджете ничего не запланировано на ближайшие три года, с тем же финансированием (или будет что-то дополнительно) должны проводить современные исследования на мировом уровне? И какие траты потребуются на реформу и какие сроки? По подсчетам Института экономики, это не менее 60 миллиардов рублей».
Ответ Дмитрия Ливанова вновь поразил. «Глубокоуважаемый Валерий Александрович, — вновь начал министр в примирительном тоне, — я понимаю причину вашего беспокойства. Мы считаем, что изменения, которые сегодня происходят в академическом секторе науки, не должны отразиться на текущей работе институтов, которые раньше были в составе Российской академии наук, академии медицинских наук и академии сельскохозяйственных наук. Люди, которые работают в лабораториях, проводят эксперименты, выполняют научные работы, этих изменений не почувствуют. Но безусловно, мы стоим на пороге серьезных сущностных изменений. Нам очень важно сделать так, чтобы деньги, которые государство выделяет на финансирование научных исследований, попадали в руки дееспособных научных групп, чтобы единицей финансирования стала научная лаборатория, группа ученых, чтобы мы перешли к грантовой, в основном, форме поддержки фундаментальных исследований, обеспечивая, конечно, развитие научной инфраструктуры. Вот задача, которую будет решать научное сообщество в рамках работы нового федерального органа исполнительной власти — агентства научных организаций..»
Вопрос о том, сколько стоит реформа и когда она закончится, как и другие — повис в воздухе.
Вообще нужно отметить, что раздражение от выступления Дмитрия Ливанова нарастало с каждым ответом. Когда не только депутаты от оппозиции, но и представители «Единой России» стали недоумевать по поводу компетентности главы Минобрнауки. Так, единоросс Владимир Бурматов назвал его выступление абсолютно пустым, посетовав при этом, что министерство не смогло его подготовить к выступлению, поскольку он не сумел ответить ни на один заданный вопрос, а ключевой для министра стала загадочная фраза «мы будем и дальше повышать эффективность в этом направлении».
Депутаты ничего не услышали и о недавно разгоревшемся скандале, когда в плагиате были уличены высокопоставленные сотрудники Минобрнауки. Что будет с их «учеными степенями», какое наказание они понесут?
Пожалуй, был все же один вопрос, на который Дмитрий Ливанов ответил вполне конкретно и ясно — не собирается ли он самостоятельно уйти в отставку, поскольку вся деятельность его на посту министра оказалась провальной? На это министр не без удовольствия заявил: «Большое спасибо за вопрос, я бы охотно ответил на него, если бы относился к категории самозанятых, но поскольку я наемный работник, то работаю до тех пор, пока к моей работе есть доверие со стороны моего работодателя». И тут показалось, что министр вот-вот, точно как Эйнштейн на известной фотографии, покажет депутатам язык. Но этого отчего-то не произошло…
ФОТО ИГОРЯ САМОХВАЛОВА «РФ СЕГОДНЯ»