Обеспечение межнационального мира и согласия — это обеспечение национальной безопасности России
В Законодательном Собрании Республики Карелия состоялась 45-я Конференция Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР)

Юрий Воробьев, заместитель Председателя Совета Федерации:
Утвержденная повестка дня продемонстрировала практический подход участников заседания к социально значимым для всех территорий Северо-Запада вопросам, решение которых повлечет изменение и совершенствование регионального законодательства. В частности, затрагивались отдельные вопросы миграционной политики и межнациональных отношений.
Вопросы эти очень общие, они не являются предметом обсуждения конкретного региона, с одной стороны. С другой стороны, они касаются каждого из нас, касаются каждого края, области, республики, имеют огромное значение для жизни нашего государства.
Для нашей страны — с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос и межнациональные отношения носят фундаментальный характер. В России живут более 190 наций и народностей, используется 277 языков и диалектов, при этом в системе образования используется 89 языков, из которых 30 в качестве языка обучения, поэтому любой ответственный политик или общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие.
Наш долг — хранить это уникальное наследие, поддерживать межнациональное согласие, достойно и грамотно отвечать на новые современные вызовы и проблемы, укреплять российскую государственность, вносить свой вклад в создание общего духовного и культурного пространства, формировать объединяющие нас ценности и традиции. Поэтому обеспечение межнационального мира и согласия — это обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Сегодня в мире проблемы, прямо или косвенно связанные с миграционными процессами и межнациональными отношениями, есть практически у всех стран. Человек, несущий иную культуру, язык, традиции и ментальность, может становиться раздражителем для местного населения.
Миграция граждан из дальнего и ближнего зарубежья, так же, как и перемещение населения в пределах Российской Федерации существенно влияет на экономическую, демографическую, этнонациональную, религиозную и социальную ситуацию, а также может влиять на безопасность государства и его граждан, если не обеспечить необходимую гармонизацию и порядок в обществе.
Тенденция последних лет — возрастающая напряженность в отношениях между местным населением и мигрантами, причем как внешняя, так и внутренняя. Тому пример — недавние события в Бирюлево в Москве, волнения на национальной почве в Пугачеве Саратовской области, на Кубани, в Ставрополье, а еще раньше — в Кондопоге. Такая ситуация может произойти в любом регионе, где не уделяется должного внимания миграционной и межнациональной политике.
Раздоры на почве межнациональных отношений, как правило, зарождаются именно на местах, в быту, — там, где их нужно заблаговременно блокировать. Некоторые руководители местного уровня, к сожалению, часто предпочитают кабинетную работу, мало бывают среди людей, а недовольство жителей накапливается годами.
Президент Российской Федерации в своем выступлении 22 октября 2013 года в городе Уфе сказал: «Зачем нужна власть, если она не хочет знать ситуацию такой, какая она есть реально, не принимает никаких мер и не слышит людей? Все это приводит к тяжелым конфликтам, в том числе на национальной и религиозной почве, к попыткам решать эти конфликты неправовыми методами».
Каждая территория, рынок, дом — это сфера ответственности конкретного человека, конкретного руководителя, собственника предприятия или чиновника. И самоустраняться от этой ответственности недопустимо. Для правильного решения подобных проблем нужно опираться на лучший опыт нашей страны, который мы имели в советский период, опыт других стран, успешно решающих проблемы межнациональных отношений и миграционной политики.
Многие люди моего поколения помнят, сколько внимания уделялось в советское время вопросам межнациональных отношений. Например, на предприятиях, где мы работали, вместе с нами работали люди разных национальностей, проживающие на территории Советского Союза, и всегда, в любой праздник уделялось внимание их культуре, они являлись активными участниками любых мероприятий, связанных с проведением того или иного праздника. Они были всегда частью коллектива.
Я прожил 43 года в Сибири и знаю, что там наибольшим вниманием как раз пользовались люди той национальности, которая являлась единичной. Помню, у меня в цехе был плавильщик, грузин, и мы знали каждый национальный грузинский праздник, старались его в этот день поздравить, проявить к нему внимание, он отвечал на эту заботу. Отвечали и другие люди. На праздниках, когда была художественная самодеятельность, обязательно выступали представители разных национальностей с песнями, танцами.
Это была добрая и хорошая традиция, которая формировала отношение к другим национальностям как к единому народу Советского Союза. Ничего не изменилось сейчас. Мы обязаны просто унаследовать этот опыт, развивать его, не допуская конфликтов. Конечно, молодежь сегодня зачастую не имеет этого опыта, не имеет тех привычек, которые имели мы в свое время. Мы должны их этому учить. Нужно для этого прилагать соответствующие усилия, привлекать СМИ, культурное сообщество, должны уделять этому огромное внимание.
Каждая территория, рынок, дом — это сфера ответственности конкретного человека, конкретного руководителя, собственника предприятия или чиновника. И самоустраняться от этой ответственности недопустимо. Для правильного решения подобных проблем нужно опираться на лучший опыт нашей страны, который мы имели в советский период, опыт других стран, успешно решающих проблемы межнациональных отношений и миграционной политики» |
Многонациональность Российской Федерации диктует необходимость государственного вмешательства в урегулирование межнациональных конфликтов. На федеральном уровне ведется работа по предотвращению и недопущению конфликтов на межнациональной почве. В 2012-2013 годах для решения задач в сфере национальной и миграционной политики принят ряд мер. Во-первых, упрощено регулирование трудовой деятельности иностранных граждан, в том числе квалифицированных специалистов.
Очевидно, что без мигрантов нам не обеспечить необходимое заполнение нашей экономики трудовыми ресурсами. Это хорошо нам известно, например, в Австралии не планировали и не планируют обеспечивать развитие своей экономики за счет собственных ресурсов. У них есть четкая и ясная политика по привлечению граждан других стран. Они знают, кто им нужен — какого пола, какого возраста, какого образования и какой социальный пакет они могут обеспечить своим бюджетом для привлечения этих людей, семей, которые приезжают на постоянное или временное жительство в страну.
Поэтому и мы, находясь на такой огромной территории, имея 140 миллионов населения, конечно, не способны в полной мере обеспечить свою экономику рабочими руками, как бы мы ни старались повысить производительность труда. Мы должны делать все для того, чтобы мигранты, которые появляются на нашей территории, были соответствующим образом организованы, чтобы они приезжали на рабочие места, подготовленные работодателем, который контролирует и отвечает за их дальнейшую жизнь, и если эти люди выезжают с территории Российской Федерации, то и за их выезд.
Во-вторых, введено обязательное тестирование иностранных граждан на знание русского языка.
В-третьих, установлены льготные условия для осуществления иностранными учащимися и студентами трудовой деятельности в России.
В-четвертых, усилена ответственность за организацию незаконной миграции.
И последнее, увеличены санкции за нарушение правил въезда в Россию и режима пребывания, а также за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан.
Президентом Российской Федерации 22 октября 2013 года также подписан Федеральный закон № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений». Этим законом на субъекты Российской Федерации возлагаются полномочия по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии.
Закон определяет полномочия региональных и муниципальных властей и их ответственность за возникновение межнациональных конфликтов, вплоть до отправки в отставку руководителей, которые не смогли предотвратить конфликт. Закон этот следует изучить и строго выполнять.
На «правительственном часе» 339-го заседания Совета Федерации был министр внутренних дел Владимир Колокольцев, потом мы вместе приняли участие в Совете при Президенте по предотвращению коррупции. Мы обсуждали, насколько адекватно будет воспринят этот закон местной властью. Не покажется ли, что вся ответственность за проблему миграции и межнациональных отношений перекладывается на плечи муниципалитетов? Может, так кому-то и покажется. Обращаясь к нашему прошлому опыту, хочу сказать, что от местных властей очень многое зависит, не всегда это требует очень больших средств. Конечно, нужны бюджетные деньги, но нужно привлекать для этого ресурсы территории, уделять этому внимание, контролировать этнокультурное пространство. По-другому мы никак не сможем откуда-то из Москвы через федеральные министерства обеспечить эти порядок и согласие.
На субъекты Российской Федерации возложена также обязанность по разработке региональных программ государственной поддержки, сохранения и развития языков и культуры народов Российской Федерации.
Ранее, в декабре 2012 года, Указом Президента Российской Федерации № 1666 была утверждена «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Правительством России принят план мероприятий по ее реализации.
В рамках государственной национальной политики в Российской Федерации предлагается создать правовые, организационные и материальные условия, обеспечивающие эффективную реализацию миграционной политики, с учетом языковых и культурных факторов.
Таким образом, Стратегия создала основу для разработки нормативно-правовой базы и организационных мер, в том числе на международном уровне, для успешной адаптации мигрантов в новой языковой и культурной среде, в особенности в субъектах Российской Федерации, где имеется дефицит трудовых ресурсов.
Президент Российской Федерации Владимир Путин 22 октября 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям еще раз обратил внимание региональных и муниципальных властей на необходимость обеспечения мер по реализации Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года. Региональные и муниципальные целевые программы в этой сфере общественных отношений, на мой взгляд, могут стать основным инструментом ее реализации.
К сожалению, работа в этом направлении в регионах практически не ведется. Всего восемь субъектов Российской Федерации имеют планы реализации Стратегии (Камчатский край, Республика Дагестан и Мордовия, Белгородская, Костромская, Оренбургская и Орловская области, Ханты-Мансийский автономный округ).
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует осуществить комплекс мероприятий по предупреждению общественной напряженности на территории вселения мигрантов из-за рубежа. На всех этапах реализации государственной национальной политики в сфере миграции необходимо осуществлять информирование местного населения о целях, задачах, механизмах и ходе реализации данной политики, включающее как освещение долгосрочных и краткосрочных целей миграционной политики на территории вселения, так и объяснение необходимости привлечения определенных категорий переселенцев, описание вариантов и способов поддержки мигрантов, социальных льгот и материальной помощи, если такая есть.
Также необходимо избегать ситуаций, при которых возникают резкие социальные различия между мигрантами и местными жителями.
Анализ работы в целом показывает, что в основе успеха решения межнациональных и миграционных проблем лежит совокупность таких факторов, как:
— совместная работа региональных и местных органов власти, правоохранительных органов по мониторингу и ранней профилактике межнациональных конфликтов;
— налаживание взаимодействия с национальными диаспорами и их лидерами, активное включение их в решение возникающих проблем;
— взаимодействие с национальными культурными автономиями и представителями религиозных организаций, наличие стройной системы управления сферой межнациональных отношений, продуманная экономическая и миграционная политика, разумное квотирование и расселение, контроль за организацией занятости населения.
Для России представляются особенно значимыми в настоящее время активные содержательные усилия на местах, стремление региональных и муниципальных властей на деле обеспечить выполнение новой Стратегии государственной национальной политики, разумеется, с учетом специфики и особенностей территорий, в том числе регионов Северо-Запада страны, которые обладают многовековой практикой совместного проживания различных народов, со своей традицией и культурой» |
Для России представляются особенно значимыми в настоящее время активные содержательные усилия на местах, стремление региональных и муниципальных властей на деле обеспечить выполнение новой Стратегии государственной национальной политики, разумеется, с учетом специфики и особенностей территорий, в том числе регионов Северо-Запада страны, которые обладают многовековой практикой совместного проживания различных народов, со своей традицией и культурой. Опыт такого совместного проживания должен активно использоваться в современных условиях.
Совет Федерации тоже проводит работу, направленную на реализацию основных приоритетов обеспечения Стратегии государственной национальной политики и Стратегии национальной безопасности России, в частности на совершенствование миграционного законодательства.
С учетом обострения в стране проблем, связанных с нелегальной миграцией, возникла необходимость ужесточения миграционного контроля. Советом Федерации данные вопросы были рассмотрены в мае в ходе парламентских слушаний на тему «О состоянии и проблемах правового регулирования обеспечения противодействия нелегальной миграции», на заседание «круглого стола» 14 октября на тему «Актуальные вопросы состояния миграционной политики Российской Федерации на современном этапе. Проблемы правоприменительной практики и пути их решения».
Законотворческая деятельность нашей палаты постоянно требует максимальной активизации взаимодействия с Правительством Российской Федерации. 30 октября на 339-м заседании Совет Федерации заслушал Министра внутренних дел Российской Федерации по вопросу обеспечения общественной безопасности и правопорядка, а также по тем конкретным случаям, которые в последнее время произошли.
Надеюсь, что мы все вместе сможем преодолеть эту очень сложную для нашей страны проблему, которая существовала, но обострилась в связи с очень мощными миграционными процессами, происходящими в последнее время. Мы все прекрасно понимаем важность этого вопроса, он требует огромной и сложной, постоянной работы на местах.
Убежден, что стабильные межнациональные отношения, межэтнический и межконфессиональный мир, равенство граждан вне зависимости от этнической или конфессиональной принадлежности — важнейший для России аспект национальной безопасности.
