Новый виток муниципальной реформы
Виктор Кидяев, председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Конституция Российской Федерации двадцать лет назад закрепила местное самоуправление как самостоятельную форму осуществления власти народом, выделила органы местного самоуправления из системы органов государственной власти, признала экономическую основу местного самоуправления — муниципальную собственность. В 2003 году, с принятием Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в стране начался новый этап развития местного самоуправления. Эту реформу со всей уверенностью можно назвать первым и наиболее крупным национальным проектом, начатым Президентом РФ Владимиром Путиным.
Одной из важнейших ее задач было приближение власти к населению. Количество муниципалитетов в стране увеличилось более чем в два раза — с 11 до почти 24 тысяч. Право всех граждан России на местное самоуправление было обеспечено.
Еще одной задачей стало разграничение предметов ведения и полномочий между всеми уровнями публичной власти, поскольку эффективность деятельности государства напрямую зависит от рационального распределения обязанностей между уровнями управления. Считаю, что эта задача на момент принятия 131-го закона была выполнена удовлетворительно. Удалось более четко, чем раньше, разграничить и описать сферы ведения и ответственности каждого уровня публичной власти, определить пределы компетенции местного самоуправления.
Масштабность нововведений потребовала длительного переходного периода. От начала реформы нас отделяют уже десять лет, пять лет назад Федеральный закон № 131 вступил в силу и начал применяться в полном объеме на всей территории страны. Но жизнь не стоит на месте, и прошедший период времени — достаточный срок для выявления элементов системы, нуждающихся в донастройке.
11 марта мы с коллегами внесли в Государственную Думу законопроект о внесении изменений, уточняющих некоторые общие принципы организации местного самоуправления в нашей стране. Это результат последовательного обобщения правоприменительной практики в сфере местного самоуправления и смежных отраслях, анализа проблем и трудностей, с которыми ежедневно сталкиваются жители, главы и депутаты муниципалитетов всех уровней.
Внесенный нами законопроект условно можно разделить на два направления. Первое — совершенствование структуры местного самоуправления. Если мы внимательно приглядимся к практике деятельности муниципальной власти в крупных городах, то заметим, что осуществление местного самоуправления только на общегородском уровне привело во многих случаях к потере связи между населением и городской властью. В мегаполисах на одного муниципального депутата приходится до 30 тысяч избирателей — цифра, сопоставимая с населением среднего города, в котором в интересах такого же числа избирателей трудится не один человек, а целый городской совет и глава. Подобная диспропорция приводит к тому, что жители, почти не зная или не зная вовсе своего представителя в городской Думе или совете, вынуждены создавать альтернативные структуры, через которые пытаются докричаться до власти. Замечу, что в общественных инициативах, советах, ТОСах ничего плохого нет, напротив, их надо всячески развивать и поддерживать, но работать они должны рука об руку с муниципальной властью, а не вопреки ей.
При слабом контроле со стороны городского сообщества, без взаимодействия с ним растет отдаление общегородской власти, падает ее эффективность. В случае, когда последняя имеет значительные материальные и финансовые ресурсы, возникает почва для нецелевого использования бюджетных средств, сомнительной приватизации муниципального имущества и так далее.
Для устранения подобных проблем мы предложили двухуровневую модель, существующую в российском местном самоуправлении с 2003 года, распространить на крупные городские округа. Для этого вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Их создание будет осуществляться законами субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения, источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов будут также разграничиваться законами субъектов Российской Федерации и уставом городского округа, в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», исходя из потребностей единой системы городского хозяйства.
Представительный орган городского округа с внутригородским делением будут формировать представительные органы внутригородских районов, делегируя своих депутатов. Главу городского округа предлагается избирать из состава представительного органа, при этом избранный глава будет его председателем. Глава местной администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса.
При этом параллельно повышается роль субъектов РФ в регулировании вопросов организации местного самоуправления — наши региональные коллеги давно говорили о своей готовности более активно участвовать в муниципальной практике.
К сожалению, в публикациях последних дней сплошь и рядом ставится под сомнение возможность эффективного городского хозяйства в условиях районного деления и делается вывод, что законопроект направлен исключительно на то, чтобы отменить выборы глав городов.
Тем, кто встал на подобную точку зрения, я предлагаю обратиться к нашему недавнему прошлому, ведь новое — это, как известно, хорошо забытое старое. На 1 января 1986 года в РСФСР был 91 город с районным делением, из которых, что характерно, 27 не являлись административными центрами краев и областей — субъектов Российской Федерации в современном понимании. Местная власть в городах была на самом деле массовой, доступной жителям: в общей сложности в 396 внутригородских районах в 1987 году было избрано 89014 депутатов. Получается, что на каждой район приходилось более 200 депутатов, и хотя в городах еще работали и не менее представительные городские советы, городское хозяйство не рухнуло, а вполне успешно и комплексно развивалось.
По поводу выборов предлагаю обратиться к фактам. Из 79 городских округов, являющихся столицами субъектов РФ, только в 32 городах глава муниципального образования избирается на прямых выборах. В большинстве случаев (47 городов) главы уже сейчас избираются представительными органами муниципальных образований из своего состава.
Что же касается самой схемы двухуровневого местного самоуправления в городе, то полагаю, что целям объединения интересов внутригородских районов на уровне города в целом в большей степени отвечает именно представительная власть, сформированная самими же районами путем делегирования. В такой конструкции нет места для противопоставления общих и частных интересов, для ненужной конкуренции между депутатами разных уровней муниципальной власти за одного и того же избирателя — все работают на равных и сообща на благо жителя.
Тут самое время перейти к позициям законопроекта, касающимся организации власти за пределами крупных городских округов, в муниципальных районах, городских и сельских поселениях. Практика показывает, что муниципальные районы во многих случаях не реализовали заложенное в концепцию 131-го закона межмуниципальное сотрудничество поселений, принципа «поселения — для населения, район — для поселений». Оказалось, что районы не просто директивно руководят поселениями (что само по себе ошибочно и вредно — в этом я убежден на своем двенадцатилетнем опыте руководства сельским районом) — поселения утратили способность эффективно решать проблемы жителей.
Для того чтобы, по выражению Президента Российской Федерации, любой гражданин мог бы «дотянуться до местной власти рукой», надо внести коррективы по линии поселение — район. Для усиления позиций городских и сельских поселений в деятельности муниципальных районов, повышения эффективности межмуниципальной кооперации предлагается установить единый способ формирования представительных органов районов — из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов поселений, в соответствии с равной, не зависимой от численности населения нормой представительства, определяемой уставом данного района.
Глава муниципального района будет избираться представительным органом муниципального образования из своего состава и исполнять полномочия его председателя, а глава местной администрации назначаться на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. В сельских поселениях предусмотрена возможность осуществления полномочий главы местной администрации главой муниципального образования. Таким образом, схема организации муниципальной власти на районном и поселенческом уровне оказывается аналогичной конструкции для городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
Второе, не менее важное направление законопроекта — уточнение полномочий. Сегодня сельские поселения при заметном дефиците материальных, финансовых и кадровых ресурсов оказались перегружены полномочиями, осуществление которых в основном необходимо и характерно для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на городских территориях. В результате муниципальные районы фактически осуществляют не межпоселенческие полномочия, а решают за поселения значительный круг вопросов местного значения.
Для начала мы предлагаем разделить перечни вопросов местного значения городских и сельских поселений. Сельским поселениям следует оставить необходимый минимум вопросов, наиболее востребованных именно в сельской местности, таких, как, например, вопросы в сфере досуга, культуры, массового спорта, благоустройства, работы с детьми и молодежью и т.п. Не исключаю, что в рамках второго чтения этот перечень будет уточняться, кроме того, субъекты РФ могут получить право своими законами дополнять минимум, установленный в федеральном законе.
В городских поселениях вопросы местного значения менять пока не планируется, однако и здесь может быть сделана корректировка в рамках второго чтения.
Во внутригородских районах минимальный перечень вопросов местного значения мы заложили по аналогии с сельскими поселениями, расширяться этот перечень может законами субъектов и уставом городского округа с учетом местных особенностей и исходя из необходимости обеспечения единства городского хозяйства.
Следует отдельно отметить, что для реализации норм законопроекта, касающихся введения внутригородского деления (образования районов), формирования органов местной власти на этих территориях, а также перехода к единому способу формирования органов местного самоуправления в муниципальных районах и городских поселениях, ко второму чтению мы обязательно обсудим вопрос переходных положений.
Соглашения между районами и поселениями неверно рассматривать как способ избавиться от лишней нагрузки, «перевалив» полномочия из поселений в районы. Здесь следует исходить из принципа целесообразности рационального использования материальных ресурсов, имея в виду, что Федеральный закон № 131 предусматривает возможность заключения соглашений о передаче полномочий не только от поселений муниципальному району, но и от района входящим в него поселениям. Но соглашения не могут решить проблемы пустых муниципальных бюджетов.
Предложенная нами корректировка институциональных основ местного самоуправления и полномочий муниципальной власти — первый шаг. За ним обязательно должны последовать законодательные новеллы, ориентированные на совершенствование правового регулирования финансово-экономических основ местного самоуправления. Только так, комплексно, мы можем решить поставленную Президентом РФ задачу развития сильной, независимой, финансово состоятельной и одновременно доступной жителям власти на местах.
Фото ЮРИЙ ПАРШИНЦЕВ
