Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

«Невидимый фронт» Содружества

Бывают в истории совпадения: рязанский сенатор Игорь МОРОЗОВ полгода назад вернулся не просто в Совет Федерации, но даже в собственное кресло в зале заседаний, которое занимал там десять лет назад…

Впрочем, во время этой «творческой командировки» Игорь Николаевич работал и заместителем руководителя Россотрудничества, так что мы решили посвятить беседу именно теме СНГ и наших соотечественников за рубежом, так часто, увы, остающейся вне рамок интереса со стороны прессы.

19.04.2013 15:56

Автор: Сергей Борисов

— Россия традиционно провоз­глашает СНГ главным направ­лением и приоритетом своей внешней политики, что под­твердила и подписанная недав­но Президентом новая редакция Концепции внешней политики РФ. Беда, однако, в том, что ши­рокая публика не видит, в чем, собственно, этот приоритет выражается. Чем сегодня, на ваш взгляд, является Содруже­ство для России?

— Начнем с того, что СНГ было и остается главным интеграционным форматом на постсоветском простран­стве. Если первые 15-17 лет это была своего рода буферная (как во времен­ном понятии, так и в географическом) зона для разрешения унаследованных каждой страной Содружества про­блем, конфликтов, претензий, споров, то в последние пять лет СНГ стало именно практическим приоритетом для России. Очень многое сделано, чтобы развернуть наши министерства и ведомства, парламент на создание новых форматов, продвигающих ин­теграционное развитие на постсовет­ском пространстве.

Игорь МОРОЗОВ

Игорь МОРОЗОВ

Член СФ от исполнительного органа государственной власти Рязанской области. Родился 10 декабря 1956 года. С 2001-го по 2003 год — член Совета Федерации от Рязанской области, первый заместитель председателя комиссии по информационной политике, член Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению. С 2003-го по 2007 год — депутат Государственной Думы. С мая 2009-го по сентябрь 2012 года — заместитель руководителя Россотрудничества.

Создан Таможенный союз — очень серьезная, продвинутая интеграцион­ная форма. Трем странам, которые в него вошли, он уже приносит реаль­ные экономические и политические дивиденды. Давайте возьмем беспри­страстные цифры. Объем взаимной торговли стран ТС в минувшем году составил около 70 млрд долларов, а это, между прочим, почти уровень тор­гового оборота между Россией и Гер­манией. Но даже не это главное.

После введения таможенного со­глашения значительно возросла во взаимной торговле доля машин и обо­рудования и продукции с высокой до­бавочной стоимостью. Сегодня экс­порт машин и оборудования из ТС в третьи страны составляет только 2 процента, а внутри Таможенного со­юза — 20 процентов. За один толь­ко прошлый год Беларусь увеличила экспорт молочной продукции в 6 раз, овощной продукции — в 4 раза, изде­лий из черных металлов — в 5 раз. У Казахстана в 3 раза вырос экспорт по­лиграфии, в 6 раз — продукции муко­мольно-крупяной промышленности, в 7 раз — минерального топлива, нефти и продуктов перегонки. У России, ко­нечно, в силу самих размеров эконо­мики таких кратных цифр роста не на­блюдалось, но все равно, согласитесь, рост поставок фармацевтики в 2,5 раза или шерстяных тканей в полтора раза — напомню, за один только прошлый год — не может не впечатлить.

Полтора года назад было, наконец, заключено соглашение о Зоне свобод­ной торговли, которое уже начало дей­ствовать между Россией, Беларусью, Украиной, Казахстаном, Арменией и Молдавией как реальная форма эко­номического взаимодействия. Это то­же большой интеграционный формат первого уровня для всего постсовет­ского пространства. Его подписали 8 государств, на которые приходится 90 процентов внутренней торговли между странами Содружества. Шесть из них его уже ратифицировали, в двух — до­кумент проходит внутригосударствен­ные процедуры. У каждого государства свои нормативные акты, так что речь идет не о торможении, а о выполнении всех предписанных законом процедур.

Другая интеграционная форма — Единое экономическое пространство. Это уже более высокий формат. Сегод­ня он действует только для трех стран, объединенных единым Таможенным союзом. Далее идет Евразийский эко­номический союз как высшая форма интеграции. Сегодня есть отчетливое понимание, что достичь этой высшей ступени мы сможем сначала ядром, представленным странами Таможен­ного союза, а потом расширять его на остальные страны, которые пожелают и будут готовы присоединиться.

Никто не хочет повторения ситу­ации, в которой оказался сегодня Ев­росоюз, сначала втянувший в себя, как пылесос, все страны Восточной и Южной Европы, а теперь уже несколь­ко лет поглощенный исключительно тушением кризиса то в одной стране, то в другой. Очевидно, что в Евросо­юзе и зоне евро политическая воля и, если можно так сказать, политическая эйфория значительно опередили эко­номические предпосылки интеграции. Это нам необходимо учесть и сделать правильный вывод при формировании

Евразийского экономического союза. Уверен, что мы будем двигаться вперед последовательно и достаточно осто­рожно, учитывая европейский опыт.

— Когда шло строительство Таможенного союза, тема была постоянно на слуху. Сейчас же складывается впечатление, что либо тройственная интеграция несколько потеряла темп, ли­бо внимание России в большей степени переключилось на более глобальные проблемы и вызовы.

Когда я, работая в Россотрудничестве, находился внутри этого инфор­мационного поля, казалось диким, что никто вокруг не знает о происходящих процессах. Приезжаешь в Казахстан — там всем известно, кто приехал, с какой целью, что будут обсуждать: об этом трубят все СМИ. Приезжает казахская делегация в Россию — об этом вообще никто не пишет. Странным образом вышло, что наша политика в отношении СНГ для ши­рокой публики носит какой-то кулуар­ный характер. Те, кто реально занят в интеграционных процессах, становят­ся «бойцами невидимого фронта» — о них и их работе ничего не известно.

Сейчас идет выстраивание Единого экономического пространства — гото­вятся модельные законы, отлаживается рабочее сотрудничество между мини­стерствами и ведомствами. Мне пред­ставляется, что следующий этап по ло­гике вещей должен быть региональным: переход от чисто приграничных обме­нов к межрегиональным. Речь идет о более тесной интеграции внутренних рынков. Вот тогда действительно эко­номическое пространство будет расши­ряться, основываясь не только на стра­тегических отраслях, но и распростра­няясь на малый и средний бизнес.

— Совершенно верно. Возможно, уже сейчас необходимо обсуждать ос­нову формирования и работы будуще­го парламента и других наднациональ­ных органов. В этой связи работа Евра­зийской экономической комиссии тому подтверждение. Именно она получила первые наднациональные полномочия и является экспериментальным фор­матом евразийского правительства, которое нарабатывает алгоритмы со­вместного управления с единым эконо­мическим пространством. Дело теперь за евразийским парламентом, и много­летняя работа Межпарламентской ас­самблеи может стать его основой.

— Не будем недооценивать сами се­бя. Есть ОДКБ — реальная военная сила, которая сегодня координирует свою ра­боту не только на уровне боевой подго­товки, но и политическом, как военная организация Содружества. Она пред­ставлена в ООН, сотрудничает с ОБСЕ, другими международными организа­циями, известна всему миру. А теперь давайте заглянем всего на год вперед: в 2014 году грядет самый трудный вызов, связанный с выводом войск США и их союзников из Афганистана. Думаю, на этом фоне роль ОДКБ как военной ор­ганизации возрастет многократно, так как возникнет угроза всем странам Со­дружества, которые останутся один на один с совершенно новыми, но реаль­ными вызовами, связанными не только с наркотрафиком, но и инфильтрацией террористических банд вплоть до воз­можного военного вторжения.

Возьмем также борьбу с наркома­фией. Российский наркоконтроль не просто поддерживает контакты со все­ми государствами СНГ, но и имеет со­глашения, проводит совместные опе­рации и осуществляет мониторинг как в нашей стране, так и, с помощью кол­лег, в странах Содружества. Все наи­более значительные операции против наркомафии начиная с 2010 года фак­тически были совместными.

— Больной вопрос — судьба русско­го языка на постсоветском про­странстве. Сколько бы ни произ­носилось заверений об обратном, сколько бы ни принималось резо­люций, мы все видим, как он на­стойчиво и целенаправленно вы­тесняется на периферийные роли.

Это означает, что Россия должна продвигать русский язык и развивать различные образовательные програм­мы, создавать систему грантов. Для этого и существует Россотрудничество, создан фонд «Русский мир», активно работает Межгосударственный фонд СНГ. Мы должны восстановить систему преподавания русского языка в школах стран на постсоветском пространстве. В этих целях Россотрудничество имеет федеральную целевую программу «Рус­ский язык», но этого недостаточно: ведь с помощью российских центров науки и культуры мы можем преподавать, в том числе и методику обучения русскому языку, весьма ограниченному кругу.

Отсюда правительством и парла­ментом должна быть совершенно четко сформулирована задача нашим мини­стерствам и ведомствам активизиро­вать работу по популяризации русско­го языка. Например, сделать правилом, когда все ведомства, работающие на постсоветском пространстве, прини­мали бы на работу местных служащих только с сертификатом о владении рус­ским языком. Тут нет никакой дискри­минации, это совершенно нормальное требование внутреннего распорядка компании, где вся регламентная до­кументация написана по-русски, до­кументооборот ведется на русском, на нем же идет внутрикорпоративное общение. Такое условие было постав­лено РЖД в Армении, где в их системе трудятся порядка трех тысяч местных граждан. Представьте себе: три тысячи человек в момент запросили пособия по изучению русского языка. Соответ­ственно и русисты в Армении полу­чили совершенно новый, объемный портфель заказов. Если бы удалось рас­пространить такую практику на другие страны постсоветского пространства, это был бы весьма хороший алгоритм для развития там русского языка.

Существует сеть славянских вузов, весьма популярных в странах СНГ, и я считаю, что мы должны всячески поддерживать и развивать эти уни­верситеты, учрежденные совместно с национальными правительственными органами. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы там работали российские преподаватели, чтобы был организо­ван обмен студентами, чтобы они мог­ли бы приезжать в Россию для продол­жения образования в профильных ву­зах на уровне магистратуры или аспи­рантуры. Министерство образования имеет такую грантовую систему и кво­ты для студентов и молодых ученых из стран СНГ. Активную роль в этом играет Межгосударственный фонд гу­манитарного сотрудничества (МФГС).

Все так. Но вот цифры: на сегодняш­ний день в России учатся свыше 130 тысяч иностранных студентов, а доля стран СНГ составляет менее 10 тысяч. При этом именно СНГ мы провозгла­шаем приоритетом своей политики. Абсолютно уверен: от увеличения квот для студентов из стран Содружества мы, безусловно, выиграем в средней и дальней перспективе. Потому что нынешнее поколение через 15-20 лет займет посты, где принимаются поли­тические и экономические решения на всех уровнях — от национального до муниципального.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 9926