«Невидимый фронт» Содружества
Бывают в истории совпадения: рязанский сенатор Игорь МОРОЗОВ полгода назад вернулся не просто в Совет Федерации, но даже в собственное кресло в зале заседаний, которое занимал там десять лет назад…
Впрочем, во время этой «творческой командировки» Игорь Николаевич работал и заместителем руководителя Россотрудничества, так что мы решили посвятить беседу именно теме СНГ и наших соотечественников за рубежом, так часто, увы, остающейся вне рамок интереса со стороны прессы.
— Россия традиционно провозглашает СНГ главным направлением и приоритетом своей внешней политики, что подтвердила и подписанная недавно Президентом новая редакция Концепции внешней политики РФ. Беда, однако, в том, что широкая публика не видит, в чем, собственно, этот приоритет выражается. Чем сегодня, на ваш взгляд, является Содружество для России?
— Начнем с того, что СНГ было и остается главным интеграционным форматом на постсоветском пространстве. Если первые 15-17 лет это была своего рода буферная (как во временном понятии, так и в географическом) зона для разрешения унаследованных каждой страной Содружества проблем, конфликтов, претензий, споров, то в последние пять лет СНГ стало именно практическим приоритетом для России. Очень многое сделано, чтобы развернуть наши министерства и ведомства, парламент на создание новых форматов, продвигающих интеграционное развитие на постсоветском пространстве.
Игорь МОРОЗОВ
Член СФ от исполнительного органа государственной власти Рязанской области. Родился 10 декабря 1956 года. С 2001-го по 2003 год — член Совета Федерации от Рязанской области, первый заместитель председателя комиссии по информационной политике, член Комитета СФ по финансовым рынкам и денежному обращению. С 2003-го по 2007 год — депутат Государственной Думы. С мая 2009-го по сентябрь 2012 года — заместитель руководителя Россотрудничества.
Создан Таможенный союз — очень серьезная, продвинутая интеграционная форма. Трем странам, которые в него вошли, он уже приносит реальные экономические и политические дивиденды. Давайте возьмем беспристрастные цифры. Объем взаимной торговли стран ТС в минувшем году составил около 70 млрд долларов, а это, между прочим, почти уровень торгового оборота между Россией и Германией. Но даже не это главное.
После введения таможенного соглашения значительно возросла во взаимной торговле доля машин и оборудования и продукции с высокой добавочной стоимостью. Сегодня экспорт машин и оборудования из ТС в третьи страны составляет только 2 процента, а внутри Таможенного союза — 20 процентов. За один только прошлый год Беларусь увеличила экспорт молочной продукции в 6 раз, овощной продукции — в 4 раза, изделий из черных металлов — в 5 раз. У Казахстана в 3 раза вырос экспорт полиграфии, в 6 раз — продукции мукомольно-крупяной промышленности, в 7 раз — минерального топлива, нефти и продуктов перегонки. У России, конечно, в силу самих размеров экономики таких кратных цифр роста не наблюдалось, но все равно, согласитесь, рост поставок фармацевтики в 2,5 раза или шерстяных тканей в полтора раза — напомню, за один только прошлый год — не может не впечатлить.
Полтора года назад было, наконец, заключено соглашение о Зоне свободной торговли, которое уже начало действовать между Россией, Беларусью, Украиной, Казахстаном, Арменией и Молдавией как реальная форма экономического взаимодействия. Это тоже большой интеграционный формат первого уровня для всего постсоветского пространства. Его подписали 8 государств, на которые приходится 90 процентов внутренней торговли между странами Содружества. Шесть из них его уже ратифицировали, в двух — документ проходит внутригосударственные процедуры. У каждого государства свои нормативные акты, так что речь идет не о торможении, а о выполнении всех предписанных законом процедур.
Другая интеграционная форма — Единое экономическое пространство. Это уже более высокий формат. Сегодня он действует только для трех стран, объединенных единым Таможенным союзом. Далее идет Евразийский экономический союз как высшая форма интеграции. Сегодня есть отчетливое понимание, что достичь этой высшей ступени мы сможем сначала ядром, представленным странами Таможенного союза, а потом расширять его на остальные страны, которые пожелают и будут готовы присоединиться.
Никто не хочет повторения ситуации, в которой оказался сегодня Евросоюз, сначала втянувший в себя, как пылесос, все страны Восточной и Южной Европы, а теперь уже несколько лет поглощенный исключительно тушением кризиса то в одной стране, то в другой. Очевидно, что в Евросоюзе и зоне евро политическая воля и, если можно так сказать, политическая эйфория значительно опередили экономические предпосылки интеграции. Это нам необходимо учесть и сделать правильный вывод при формировании
Евразийского экономического союза. Уверен, что мы будем двигаться вперед последовательно и достаточно осторожно, учитывая европейский опыт.
— Когда шло строительство Таможенного союза, тема была постоянно на слуху. Сейчас же складывается впечатление, что либо тройственная интеграция несколько потеряла темп, либо внимание России в большей степени переключилось на более глобальные проблемы и вызовы.
Когда я, работая в Россотрудничестве, находился внутри этого информационного поля, казалось диким, что никто вокруг не знает о происходящих процессах. Приезжаешь в Казахстан — там всем известно, кто приехал, с какой целью, что будут обсуждать: об этом трубят все СМИ. Приезжает казахская делегация в Россию — об этом вообще никто не пишет. Странным образом вышло, что наша политика в отношении СНГ для широкой публики носит какой-то кулуарный характер. Те, кто реально занят в интеграционных процессах, становятся «бойцами невидимого фронта» — о них и их работе ничего не известно.
Сейчас идет выстраивание Единого экономического пространства — готовятся модельные законы, отлаживается рабочее сотрудничество между министерствами и ведомствами. Мне представляется, что следующий этап по логике вещей должен быть региональным: переход от чисто приграничных обменов к межрегиональным. Речь идет о более тесной интеграции внутренних рынков. Вот тогда действительно экономическое пространство будет расширяться, основываясь не только на стратегических отраслях, но и распространяясь на малый и средний бизнес.
— Совершенно верно. Возможно, уже сейчас необходимо обсуждать основу формирования и работы будущего парламента и других наднациональных органов. В этой связи работа Евразийской экономической комиссии тому подтверждение. Именно она получила первые наднациональные полномочия и является экспериментальным форматом евразийского правительства, которое нарабатывает алгоритмы совместного управления с единым экономическим пространством. Дело теперь за евразийским парламентом, и многолетняя работа Межпарламентской ассамблеи может стать его основой.
— Не будем недооценивать сами себя. Есть ОДКБ — реальная военная сила, которая сегодня координирует свою работу не только на уровне боевой подготовки, но и политическом, как военная организация Содружества. Она представлена в ООН, сотрудничает с ОБСЕ, другими международными организациями, известна всему миру. А теперь давайте заглянем всего на год вперед: в 2014 году грядет самый трудный вызов, связанный с выводом войск США и их союзников из Афганистана. Думаю, на этом фоне роль ОДКБ как военной организации возрастет многократно, так как возникнет угроза всем странам Содружества, которые останутся один на один с совершенно новыми, но реальными вызовами, связанными не только с наркотрафиком, но и инфильтрацией террористических банд вплоть до возможного военного вторжения.
Возьмем также борьбу с наркомафией. Российский наркоконтроль не просто поддерживает контакты со всеми государствами СНГ, но и имеет соглашения, проводит совместные операции и осуществляет мониторинг как в нашей стране, так и, с помощью коллег, в странах Содружества. Все наиболее значительные операции против наркомафии начиная с 2010 года фактически были совместными.
— Больной вопрос — судьба русского языка на постсоветском пространстве. Сколько бы ни произносилось заверений об обратном, сколько бы ни принималось резолюций, мы все видим, как он настойчиво и целенаправленно вытесняется на периферийные роли.
Это означает, что Россия должна продвигать русский язык и развивать различные образовательные программы, создавать систему грантов. Для этого и существует Россотрудничество, создан фонд «Русский мир», активно работает Межгосударственный фонд СНГ. Мы должны восстановить систему преподавания русского языка в школах стран на постсоветском пространстве. В этих целях Россотрудничество имеет федеральную целевую программу «Русский язык», но этого недостаточно: ведь с помощью российских центров науки и культуры мы можем преподавать, в том числе и методику обучения русскому языку, весьма ограниченному кругу.
Отсюда правительством и парламентом должна быть совершенно четко сформулирована задача нашим министерствам и ведомствам активизировать работу по популяризации русского языка. Например, сделать правилом, когда все ведомства, работающие на постсоветском пространстве, принимали бы на работу местных служащих только с сертификатом о владении русским языком. Тут нет никакой дискриминации, это совершенно нормальное требование внутреннего распорядка компании, где вся регламентная документация написана по-русски, документооборот ведется на русском, на нем же идет внутрикорпоративное общение. Такое условие было поставлено РЖД в Армении, где в их системе трудятся порядка трех тысяч местных граждан. Представьте себе: три тысячи человек в момент запросили пособия по изучению русского языка. Соответственно и русисты в Армении получили совершенно новый, объемный портфель заказов. Если бы удалось распространить такую практику на другие страны постсоветского пространства, это был бы весьма хороший алгоритм для развития там русского языка.
Существует сеть славянских вузов, весьма популярных в странах СНГ, и я считаю, что мы должны всячески поддерживать и развивать эти университеты, учрежденные совместно с национальными правительственными органами. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы там работали российские преподаватели, чтобы был организован обмен студентами, чтобы они могли бы приезжать в Россию для продолжения образования в профильных вузах на уровне магистратуры или аспирантуры. Министерство образования имеет такую грантовую систему и квоты для студентов и молодых ученых из стран СНГ. Активную роль в этом играет Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества (МФГС).
Все так. Но вот цифры: на сегодняшний день в России учатся свыше 130 тысяч иностранных студентов, а доля стран СНГ составляет менее 10 тысяч. При этом именно СНГ мы провозглашаем приоритетом своей политики. Абсолютно уверен: от увеличения квот для студентов из стран Содружества мы, безусловно, выиграем в средней и дальней перспективе. Потому что нынешнее поколение через 15-20 лет займет посты, где принимаются политические и экономические решения на всех уровнях — от национального до муниципального.