Не застрять во льдах
Северному морскому пути нужен единый мощный оператор
Задача атомных ледоколов – открыть путь грузовым судам Фото Семёна Мастермана/тасс
Арктика не только кладезь полезных ископаемых. Это огромные территории России, которые требуют развития. Основной жизненной артерией для них является Северный морской путь, поэтому перспективы экономического роста северных регионов во многом связывают с успехами именно этого проекта. Представители власти и бизнеса обсудили будущее СМП на сессии Петербургского экономического форума.
Если обеспечить круглогодичную навигацию СМП, то этот самый быстрый морской путь из Азии в Европу может стать серьёзным конкурентом Суэцкому направлению, заявил глава Росатома Алексей Лихачёв. Уже сейчас четыре атомных ледокола обеспечивают проводку судов во льдах, а к 2026 году планируется ввести в эксплуатацию ещё шесть. Кроме того, заработают четыре ледокола, действующих на сжиженном природном газе. Согласно прогнозам, к 2025 году грузопоток пути возрастёт в 10 раз, до 80 миллионов тонн.
Круглогодичная коммуникация позволит снизить издержки перевозчиков, создать условия для освоения территорий вдоль восточной части СМП и разгрузить Транссибирскую магистраль, отметил
Лихачёв. Проект позволит расширить возможности экспорта российского газа, ведь глобальная задача проекта — в том числе вывести Россию в лидеры этого рынка.
Единые закон и оператор
В 2017 году Владимир Путин поручил Правительству создание единой структуры, ответственной за развитие Севморпути. Свои предложения внесли Росатом и Минтранс. Госкорпорация предлагает расширить полномочия «Атомфлота», а министерство — создать новую организацию «Администрация СМП».
По мнению министра природных ресурсов и экологии Дмитрия
пути к 2025 году
Кобылкина (занимал ранее пост главы «арктического» ЯмалоНенецкого автономного округа), таким оператором должен стать именно Росатом.
«Арктика — непростая тема. Долгое время практически как футбольный мяч, от министерства к министерству, от ведомства к ведомству эти вопросы передавались, «пинались». Нет единой структуры в стране. Мне бы хотелось, чтобы человек с таким опытом, как господин Лихачёв, взялся за эту работу. А мы все будем помогать, потому что это коснётся любого министерства», - заявил Кобылкин.
По мнению главы Росатома, успех реализации проекта заключается в альянсе федеральных и региональных властей, добывающих компаний, которые желают нарастить мощности, а также судовладельцев. Открытая платформа, на которой право голоса имеют все участники, территория доверия и коммерческой привлекательности, — так Лихачёв видит взаимоотношения внутри этого альянса.
Участники дискуссии на ПМЭФ2018 сошлись во мнении, что для развития Арктики необходимо принять комплексный закон. Госпрограмма по развитию Арктики до 2025 года, принятая Минприроды, включает в себя лишь четыре пункта. Очевидно, что они не охватывают весь комплекс проблем. Поэтому вслед за определением оператора СМП, которое предстоит совершить вицепремьеру Юрию Трутневу, приступят к вопросу разработки закона об Арктике.
По мнению Дмитрия Кобылкина, а также председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрия Мезенцева, эту работу также должен возглавить Росатом. При этом, как отметил Мезенцев, при обсуждении этого закона верхняя палата парламента будет в первую очередь прислушиваться к мнению регионов.
«Закон об Арктике — это тот самый случай, когда масштаб влияния закона на жизнь страны огромен», - отметил Мезенцев. Он добавил, что документ во многом определит направления развития арктических регионов, затронув интересы миллионов жителей. Поэтому, по словам Мезенцева, верхняя палата уделит первоочередное внимание мнению глав всех арктических территорий.