Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

«Не думай о другом человеке плохо»

Полемика вокруг страшных событий в Бирюлеве, Кондопоге, Пугачеве, других нашумевших городах и селах не умолкает.

18.12.2013 15:56

«Не думай о другом человеке плохо»
 

Свои рецепты лечения болезни общества и государства предлагают политики, ученые, общественные деятели. Сегодня об этом размышляет первый Президент Республики Саха (Якутия), член Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Михаил Николаев

Михаил Николаев: Прилетаю в свою родную Якутию… И снова люди спра­шивают, как там в Москве, в Питере с национальным вопросом? Они недо­умевают — ведь у якутов издревле по­велось: «Не думай о другом человеке плохо, не говори о другом человеке плохо, не делай другому человеку пло­хо». Мы воспринимаем дружелюбие, благородство, широту и открытость души как естественное проявление ха­рактера сильного и здорового челове­ка. Кто не наслышан о доброте, кото­рая сродни наивности, о великодушии, щедрости, заботливости и других пре­красных душевных качествах северян? Даже не любимые мной анекдоты о неотесанном чукче волей-неволей свидетельствуют именно о лучших человеческих качествах, наивности перед лицом циничной цивилизации и о неиспорченности нравов народов Севера…

РФС: Но ведь, как заметил недавно Председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин, — умение жить в согласии друг с другом является конкурентным преимуществом Рос­сии. На протяжении всей истории на­шей страны люди разных националь­ностей вмести жили, учились, работа­ли, создавали семьи, вместе строили и защищали свое единое государство.

Михаил Николаев: Верно подмечено. А еще на том «круглом столе» Сергей Евгеньевич заглянул вглубь нынешних проблем, подчеркнув очевидное: Рос­сия не только многонациональное, но и федеративное государство, а часть субъектов Федерации сформированы по национальному принципу, в силу чего национальную политику нельзя разрабатывать, рассматривать и реализовывать в отрыве от региональ­ной политики, в том числе от задач бюджетной децентрализации. Моя больная тема…И когда кто-то говорит, что деньги ему посылает Всевышний, в ответ раздаются раздраженные воз­гласы: «Хватит его кормить!» Действи­тельно, задача центра не раздавать регионам хорошо приготовленную рыбу, а финансировать производство удочек. Тем паче, народы у нас талант­ливые, мастеровые, до работы охочие. И соблюдать принцип справедливо­сти, дабы все провинции развивались в равных условиях, и не было бы ни у кого привилегий.

РФС: Михаил Ефимович, сейчас мно­го разговоров о воссоздании Ми­нистерства по делам национально­стей, либо комитета или института уполномоченного…А вы как полагаете, что нужно предпринимать в первую очередь?

Михаил Николаев: Согласен. Но в первую очередь необходимо реально бороться с ошеломляющей корруп­цией. Зримо, наглядно, жестко. Чтоб никому не было повадно. Невзирая на лица. В ней корень зла. А потом уже размышлять о новых министерствах… На втором месте — образование, куль­тура. Здесь мы многое растеряли. В XVII веке первая встреча коренных жителей Якутии с представителями западной цивилизации оказала во многих случаях негативное воздей­ствие на естественный стиль жизни. Запад принес на Север алкоголь, та­бак, наркотики, азартные игры, неви­данные доселе болезни — туберкулез, оспу и многое другое, весь «букет» сорняков цивилизации.

Естественный уклад жизни был сильно подорван. Вместе с тем приш­ли новые знания, расширились гори­зонты мироздания, стали доступны лекарства и передовые традиции на­уки и культуры старого света. Ужасы конфликта цивилизаций сопрягались с радостью открытия нового и не­изведанного, в этом обмене культур были заложены семена возрождения. То есть толерантность на «северах» была предопределена самой приро­дой, естественным ходом событий. И при советской власти с национальным вопросом не было практически ника­ких проблем. Но XXI век преподнес нам достаточно сюрпризов. И прежде всего, как многие теперь убедились, у нас в запущенном состоянии нахо­дится образование. Если в 1990 году, по признанию ЮНЕСКО, наше образо­вание было лучшим в мире, то ныне похвастаться нечем. Школы ежегод­но закрываются тысячами, только в прошлом году закрылись двери 2400 школ. Зарплата молодого учителя где-то совсем мала…Педагогами работают практически одни женщины пенсион­ного или предпенсионного возраста. Честь им и хвала! Но скоро они уйдут, кто их заменит? Дальше так продол­жаться не может. Государство обязано поднять престиж профессии учителя на должную высоту, чтобы в школу шли самые талантливые, высокообра­зованные люди.

Семейное воспитание — краеуголь­ный камень в становлении личности.

Не случайно вместе с соратниками 10 лет тому назад я создал националь­ный общественный комитет «Россий­ская семья», который многое сделал на уровне регионов по решению про­блем семьи и детства. Но безработи­ца — 30-40 процентов на некоторых территориях… А ведь экономический фактор всегда выше, тем более сегод­ня, чем политика и даже идеология. А где у нас отражена экономическая политика федеративного устройства?.. Тем не менее, в свете крайне негатив­ных событий последних лет нам при­дется разработать и принять закон о патриотическом и интернациональном воспитании в семье, в учебных заве­дениях, предусматривающий ответ­ственность родителей, педагогов.

И мы обязаны иметь общественный договор народов России по межнаци­ональному согласию, специально про­вести форум или конгресс российской интеллигенции. Именно интеллиген­ции. Простой народ, особо подчеркну, что на Кавказе, что в тундре, понима­ет — жить надо только в мире и согла­сии. Но есть и определенная прослой­ка, у которой в голове совсем другое… Их пригласить и заключить договор. Всенародно! И хорошо осветить в СМИ, Интернете. Что неизменно бес­покоит людей больше всего? Неспра­ведливость и в большом, и в малом. Субъекты, повторюсь, очень неравно­мерно развиваются. Этому способ­ствует политика, которая проводится в экономике.

РФС: Весьма болезненный вопрос — русский…

Михаил Николаев: Я с горечью смо­трел итоги переписи населения Рос­сии: в некоторых регионах русская нация, которая цементирует наше государство, российское государство, составляет всего 0,5 процента, один процент, два процента. Что будет с этими территориями? Кто принесет туда русский дух, русскую филосо­фию, культуру? Мои коллеги высказы­ваются по этому поводу однозначно: нужен федеральный, а может быть, да­же конституционный закон «Об осно­вах национальной политики в нашей стране». И нечего стесняться, раз и на­всегда четко прописать в первой ста­тье этого закона, что «русский являет­ся государствообразующим народом».

Это будет объективно и справедливо! В стратегии национального развития есть такая витиеватая попытка как-то эту мысль сформулировать. Мол, влияющая роль русских оказывается на государство, «системообразующим ядром которого исторически высту­пает русский народ…». Откровенно и прямо высказался на сей счет пред­стоятель Русской православной церк­ви: «Столкновения, которые произош­ли недавно в московском микрорай­оне Бирюлево, показывают: глухота власть имущих к требованиям народа, нежелание искать совместное реше­ние проблем чрезмерной миграции и связанного с ней криминала, а также подчас вызывающего поведения при­езжих уже сейчас выводят ситуацию на грань критической черты», — за­явил Патриарх Кирилл на заседании XVII Всемирного русского народно­го собора (ВРНС) в Москве. И далее: «Если позиция русского большинства и дальше будет игнорироваться, в выигрыше останутся только разру­шители России, провокаторы с обе­их сторон, не оставляющие попыток столкнуть лбами этносы и религии». Одновременно не могу не дополнить мною глубоко уважаемого Патриар­ха, нельзя игнорировать и интересы других народов многонациональной России, всячески способствовать раз­витию их родных языков, культуры, изучению истории!

Недопустима дерусификация регионов. Следует законодательно ввести ответственность глав субъектов РФ в вопросах сохранения и укрепления межнационального согласия»

РФС: Отдельная тема по возвращению наших соотечественников на истори­ческую Родину. Эксперты утверждают, что эта программа полностью прова­лена! Что планировалось и что сдела­но реально?

Михаил Николаев: Мизер. Фактиче­ски дорога в Россию соотечественни­кам закрыта, сюда никто не едет, по­тому что людей никто не ждет, необ­ходимых и солидных подъемных нет, как нет и жилья, работы. Огромная проблема для 25 миллионов человек, проживающих в странах СНГ, многие из них хотели бы жить и приносить пользу исторической Родине. Нужна новая эффективная программа, иначе история нас причислит к Иванам, не помнящим родства. В новом законе эту программу следует обязательно тщательно прописать, найти источни­ки финансирования.

Миграционная политика призва­на носить исключительно трудовой характер и ориентироваться на нуж­ды тех или иных регионов в опреде­ленном количестве рабочей силы. А разве нельзя при российских по­сольствах в тех странах, откуда идет наибольший поток мигрантов в РФ, открыть кадровые агентства, кото­рые непосредственно занимались бы подбором тех специалистов, которые нами востребованы? Если же кто-то едет к нам по личному приглашению, то по примеру других стран Европы и США, отслеживать, кто прибывает, зачем приглашается, кто будет обе­спечивать содержание этого мигранта на территории нашей страны и четко контролировать время пребывания. При этом трудовые мигранты имеют право прибывать исключительно в те регионы, куда они были направлены соответствующими кадровыми агент­ствами. Но мы не можем забывать, что мигранты в основной своей массе — это тоже наши соотечественники, пусть и бывшие, нужно заботиться об их правах и нуждах.

РФС: В мае 2012 года Президентом РФ был издан Указ «Об обеспечении межнационального согласия», в соот­ветствии с которым предписывается введение обязательного экзамена по русскому языку, истории и основам законодательства РФ для трудящихся мигрантов. В Указе предписана разра­ботка комплекса мер, направленных на активизацию работы по пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу.

Михаил Николаев: Термин «этни­ческая преступность», к сожалению, уже довольно прочно вошел в нашу жизнь, пора придать ему легальный, официальный статус, произведя из­менения и дополнения в Уголовном кодексе. Потенциальных мигрантов тщательно проверять не только на их принадлежность, но и на склонность к криминалу. Это общемировая прак­тика. Не пускать мигрантов, которые однажды нарушали наши законы и законы собственной страны, любых других стран. Проверить это не так сложно. Криминал в лице мигрантов — головная боль. Пока же, оставаясь без присмотра, большинство диаспор, да и некоторые землячества, являют­ся ядром формирования замкнутых этнических, насквозь криминализи­рованных групп.

В новом законе также нужно про­писать необходимость снижения со­циального и имущественного неравен­ства граждан за счет сбалансирован­ного развития регионов. Согласитесь, представляются довольно странными огромные дотации, которые выделяют­ся отдельным регионам нашей страны. Мы не можем мириться с существо­ванием государств в государстве, где местные обычаи превалируют над федеральным законодательством. Не­допустима дерусификация регионов. Следует законодательно ввести от­ветственность глав субъектов РФ в во­просах сохранения и укрепления меж­национального согласия. И все-таки главное, повторюсь, что предопреде­ляет напряженность в обществе, — со­циальная несправедливость и тоталь­ная коррупция снизу доверху. Помимо властей, ответственность за мигрантов не могут не нести и работодатели, счи­тает спикер Совета Федерации РФ Ва­лентина Матвиенко. К этому добавлю— законодательно предстоит опреде­лить ответственность работодателей: они должны предоставить работникам сносные условия проживания, обще­жития или съемные квартиры. Устано­вить минимальный уровень зарплаты, который соответствовал бы прожиточ­ному минимуму, медицинское страхо­вание. Действительно, «бирюлевский вопрос» вскрыл общие проблемы, вол­нующие общество.

РФС: «Нелегальные мигранты за­полняют так называемые резиновые квартиры, не проходят медицинского освидетельствования, не имеют ни­какого страхования. И это, безуслов­но, источник серьезного напряжения в обществе», — отметила Валентина Матвиенко. И высказывалась за уже­сточение миграционного законода­тельства.

Михаил Николаев: И я, и большин­ство моих коллег, парламентариев, двумя руками «за», но на первом месте в этом законе поставить борьбу с кор­рупцией. Поскольку и работодатели, и сами мигранты легко откупаются от полиции, миграционной службы, дру­гих силовых и даже властных струк­тур. Что и вызывает волнения населе­ния. Раздаются и такие голоса: сколь­ко мигрантов, столько и диверсантов… Между тем, в Европе политика мультикультурализма провалилась. А нам ничего не остается, на мой взгляд, как ужесточить контроль работода­телей, повысить их ответственность, вплоть до уголовной. При формиро­вании квот миграционной службой мы не можем руководствоваться по­желаниями работодателей. Общество должно точно знать, сколько приедет мигрантов, на какой срок, где они бу­дут жить, работать. В каких условиях? Все ли у них в порядке с законом, со здоровьем? Каков экономический эф­фект?

РФС: Во всех национальных конфлик­тах, которые были после Кондопоги и в самой Кондопоге, четко и ясно прослеживается именно коррупция, которая приводит к безнаказанности, вседозволенности и параличу органов власти.

Михаил Николаев: Некоторые мои коллеги в Государственной Думе счи­тают, что есть все основания пред­полагать: события в Бирюлеве — это только начало, ведь причина возник­новения межнациональных конфлик­тов всюду одна и та же — массовая незаконная миграция, прикорм диа­спорами представителей местной вла­сти и правоохранительных органов, разгул этнокриминальных банд и их крышевание правоохранителями. В итоге — неотвратимость наказания, ответственность перед законом при совершении преступления для ко­ренных жителей, русских, и полная безнаказанность для заезжих банд и убийц. Эксперты обратили внимание на то, что масштабные беспорядки на межнациональной почве происходят по стране с интервалом в несколько месяцев, в конце концов, промежут­ки между пиками сократятся до не­скольких недель, и во время одного из эксцессов количество перейдет в качество.

РФС: В некоторых регионах нет та­кой проблемы. Как в Якутии… Есть и соседняя страна, где ее нет, — Бела­русь, почему бы у нее не поучиться? Пусть передаст нам свой опыт, а, мо­жет быть, белорусские специалисты и возглавят наши федеральные струк­туры.

Михаил Николаев: Были предложения — подключить к решению этой проблемы наши уважаемые конфессии, диаспоры, но начинать надо с правительств этих стран — лидеров по миграционной преступности. А статистика такова: граждане Узбекистана совершают 50 процентов всех нарушений, преступлений, относящихся к правонарушениям мигрантов, Таджикистана — 23 процента, Азербайджана — 12, Киргизии — 10, Грузии — 3, Китая — 1. Резонный вопрос: у нас созданы межпарламентские группы, почему они не работают над этой проблемой? Есть и тактические предложения — внесен законопроект об обязательной дактилоскопии на границе. А в связи с огромным потоком наркотиков через мигрантов предлагается ввести наказание в виде пожизненного заключения для наркодилеров, отказаться от условнодосрочного освобождения для всех иностранных граждан. И ужесточить персональную ответственность каждого начальника полиции, начальника силового ведомства, обезвредить коррумпированных оборотней в погонах, непременно депортировать нелегальных мигрантов. 30 процентов всех средств бюджета уходит на оборону и безопасность, на силовые ведомства — армию, полицию, ФСБ, ФМС, ФСКН… Им и карты в руки.

Беседовал Михаил Волков
 
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 6920