Наука избирать
После доклада сенаторы уточнили у главы ЦИК некоторые нюансы
Так, члена Комитета по социальной политике, представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Приморского края Татьяну Заболотную интересовало мнение Владимира Чурова о возможных проблемах, которые возникают у избирательных комиссий, деятельность которых подпадает под действие вступившего в силу закона о контрактной системе в сфере закупок товаров. Избирательные кампании скоротечны, не нуждается ли система избирательных комиссий в период их проведения в каком-либо упрощении порядка закупочных мероприятий?
Глава ЦИК также отметил свою обеспокоенность складывающейся ситуацией. Он сообщил, что этот вопрос был поднят на встрече с Президентом России, и в результате было дано поручение ему и министру финансов Антону Силуанову как можно скорее разрешить проблему, заключающуюся в том, что территориальные избирательные комиссии и значительное число муниципальных избирательных комиссий (более 8 тысяч из 20) не являются юридическими лицами и в принципе не могут, согласно действующему законодательству, проводить закупки. Это означает, что закупки будут проводить избирающиеся органы. Понятно, это нарушение принципа независимости избирательной системы. Сейчас, по имеющейся у председателя Центризбиркома информации, завершается работа по выработке соответствующей поправки в закон.
Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Калининградской области Николай Власенко задал Владимиру Чурову два вопроса. Первый: не очень ли часто в стране меняется избирательное законодательство, и не стоит ли ввести мораторий на какой-нибудь избирательный цикл? И второй. В стране появилась целая плеяда политтехнологов, которые не знают, что такое идеологическая кампания, зато хорошо знают, что такое кампания закупочная, что часто используется ими в регионах на муниципальном уровне. И еще не было ни одного судебного процесса, где такой «политтехнолог» получил бы по заслугам. Возможно ли ужесточение санкций за подобную деятельность либо усиление контроля за этим процессом?
Мораторий на изменения в законодательстве не входит в полномочия Центральной избирательной комиссии, которая работает в рамках действующего законодательства и в рамках его изменений, когда они становятся законом, подчеркнул Владимир Чуров. А что касается работы политтехнологов, то в каждом конкретном случае в правовом отношении за результаты или за попытку неправильных действий в рамках избирательной кампании отвечают кандидат и политическая партия, его выдвинувшая. Понятия «политтехнолог» в избирательном законодательстве не существует.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Липецкой области Анатолий Лысков захотел узнать мнение Владимира Чурова на предмет целесообразности принятия избирательного кодекса. А также информацию о том, проводились ли Центральной избирательной комиссией исследования, какое количество желающих стать кандидатами в депутаты из числа судимых или людей с погашенной судимостью может возникнуть в связи с будущими изменениями в сфере избирательного права?
Из ответа Владимира Чурова выяснилось, что чистота рядов будущих кандидатов в депутаты отслеживается по нескольким индикаторам, и сегодня вызывает беспокойство, что за три цикла выборов количество граждан, имеющих непогашенную судимость за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления и пытающихся баллотироваться возросло с 20 до 400, то есть, за три цикла более чем в 15 раз. В целом же эта ситуация держится на контроле, и соответствующие данные представляются в том числе и в обе палаты Федерального Собрания.
Что же касается избирательного кодекса, то, по мнению Владимира Чурова, нужда в нем возникает тогда, когда законодательные органы правят один закон, не внося параллельно поправок в другие законодательные акты, относящиеся к этой сфере. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума, то есть все субъекты законодательной инициативы, не забывают о комплексном изменении всего блока избирательного законодательства, и потому нет необходимости в его кодификации. Противоречий внутри законодательства нет.
Заместитель председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Томской области Виктор Кресс поинтересовался, каков будет принцип «нарезки» одномандатных округов — по региональной составляющей или по равной численности, и возможно ли появление межрегиональных округов?
По словам Владимира Чурова, уже в ближайшее время будет публично представлен первый вариант такого разделения. Центральная избирательная комиссия придерживается в этом вопросе обоих принципов, стараясь не выходить за рамки административных образований и следя за тем, чтобы численность округов варьировалась только в тех пределах, которые разрешены законодательством
Задавая свой вопрос, первый заместитель председателя Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Магаданской области Владимир Кулаков заметил, что не все российские регионы представлены депутатами Государственной Думы. В частности, по Дальневосточному федеральному округу из девяти регионов три — Чукотка, Магаданская область и Еврейская автономная область. Как в 2016 году будет решаться этот вопрос, учитывая, что на эту ситуацию обратил внимание Президент России?
Раз есть соответствующее поручение Президента, то и «нарезка» округов и региональных групп будет сделана в точном соответствии с ним, заверил Владимир Чуров.
Задала свой вопрос и Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она напомнила, что глава государства неоднократно ставил задачу перед всеми участниками избирательного процесса проводить выборы открытые, честные, справедливые. Есть ли в рамках компетенции Центральной избирательной комиссии механизмы, инструменты влияния на то чтобы добиться этой задачи и проводить выборы, вызывающие доверие у населения? Каковы роль и место Центризбиркома в этой работе?
Прежде всего это открытость, подчеркнул Владимир Чуров. В том числе и при рассмотрении всех жалоб и заявлений. Их нужно не просто рассматривать, а представлять убедительные свидетельства, что они рассмотрены объективно, честно, в полном объеме, что сегодня и делается. Председатель Центризбиркома рассказал, что во время федеральных выборов в числе миссии международного наблюдения был американский юрист, который был допущен к публичному рассмотрению всех жалоб и заявлений в ходе кампании. Уезжая, он сказал: «Такой открытости мы не ожидали, а половина жалоб, которую вы рассматривали, в американской юрисдикции вообще не рассматривалась бы».
Впрочем, жалобы и заявления о возможных нарушениях поступают не только в избирательные комиссии, но и в суды. По выборам депутатов Государственной Думы шестого созыва Верховным судом было рассмотрено 8 дел, из них удовлетворено одно; в субъектах — 105, удовлетворено 19. Для сравнения Владимир Чуров привел пример Германии, где судами после выборов в бундестаг было оспорено решение на 325 избирательных участках, при том, что число таковых в этой стране втрое меньше, чем в России.
Член Совета Федерации от исполнительного органа государственной власти Ярославской области Виктор Рогоцкий захотел узнать, что из опыта избирательных технологий других стран может быть использовано в России?
Отвечая, Владимир Чуров обратил внимание сенаторов на ряд европейских стран, где уже введено голосование по Интернету для граждан, находящихся за рубежом. О повсеместном внедрении такого метода говорить пока рано, но сейчас введение интернет-голосования является наиболее перспективным направлением. В том числе и для России, где на федеральных выборах за рубежом голосуют около 400 тысяч человек…
В тот же день Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а 24 февраля его подписал и Президент России.
Николай Калинин