«Наши отношения устойчивы к любым бурям…»
Так охарактеризовал двухсторонние отношения России и Франции председатель Сената Франции Жерар Ларше, в рамках официального визита выступивший на пленарном заседании Совета Федерации.
Продолжать диалог
Знаковое событие произошло в ходе очередного пленарного заседания Совета Федерации. В самом его начале перед парламентариями выступил председатель Сената Франции Жерар Ларше. И дело тут даже не в том, что выступление главы иностранного парламента происходит в верхней палате Федерального Собрания впервые. А в том, что состоялось оно в тот момент, когда в мировых СМИ муссируется тема о якобы «изоляции» России на политической арене в связи с продолжающейся волной санкций. Так что визит Жерара Ларше (кстати, первый за пределы ЕС после его избрания) и его выступление перед российскими парламентариями, свидетельствуют о несостоятельности попыток создания блокады России, если вообще такое возможно.
Выступление французского сенатора носило весьма конструктивный, если не сказать дружественный, характер. По его словам, полнокровная Европа возможна только вместе с Россией, и должна быть основана на уважении к нациям и государствам, отказе от любых форм гегемонии, откуда бы она ни исходила. Европа, несмотря на тяжелые раны истории, не может позволить себе вновь установить разделительные линии, подчеркнул он, заметив, что это не нужно ни России, ни Франции, ни ЕС. Напротив, полагает он, общие интересы зиждутся на общей безопасности. Гость говорил и о праздновании 70-летия окончания Второй мировой войны, подчеркнув, что Франция не забудет о героической жертве советских граждан, вставших на защиту своей Родины и содействовавших освобождению Европы, и о тех, кто сражался за правое дело против фашизма.
Особо стоит обратить внимание на его слова о необходимости развития парламентской дипломатии и диалога по всем, особенно наиболее острым, вопросам. Ведь вести диалог, считает Жерар Ларше, не означает, что наши позиции совпадают по всем вопросам. Но именно обмен мнениями является шагом к лучшему пониманию обеих сторон. Диалог на всех уровнях важен как никогда ранее, и в этой связи он предложил активизировать отношения между Советом Федерации и Сенатом Франции.
Естественно, в своем выступлении Жерар Ларше затронул и тему урегулирования ситуации на Украине. По его мнению, минские договоренности — позитивный шаг в установлении мира. И их нарушение неприемлемо, режим прекращения огня должен быть полным, подчеркнул он. Это позволит выйти из кризиса и станет ключом к смягчению и снятию санкций, заявил председатель Сената Франции, подчеркнув, что именно парламентарии могут внести весомый вклад в процесс децентрализации Украины, так как у Франции в этом вопросе имеется большой опыт.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, по приглашению которой Жерар Ларше и посетил Москву, поддержала его идеи о необходимости развития межпарламентских связей, которые являются важной составляющей межгосударственных отношений. Только в диалоге можно вместе находить выходы из сложных ситуаций, заявила она, заметив, что Совет Федерации настроен на углубление и развитие российско-французских отношений и сотрудничества между верхними палатами парламентов двух стран.
Вечная проблема
О перспективах развития сети автомобильных дорог в рамках «правительственного часа» сенаторам рассказывал глава Минтранса Максим Соколов. Однако прежде чем сообщить о том, как решается вечная для России дорожная проблема, министр нарисовал перед парламентариями общую картину развития отечественного транспортного комплекса в целом. И она получилась весьма масштабной. И это развитие, по его словам, носит уверенный, поступательный и в сегодняшней ситуации даже в какой-то мере антикризисный характер.
Действительно, из слов министра следовало, что в 2014 году на развитие отрасли было направлено около 1 триллиона 400 миллиардов рублей инвестиций — десять процентов от их общего объема в стране. Средства были направлены на ускоренное развитие транспортной инфраструктуры. В результате грузооборот транспортного комплекса вырос более чем на три процента, а объем перевалки грузов в морских портах увеличился почти на шесть процентов, достигнув рекордных 623 миллионов тонн. На воздушном транспорте общий объем перевозок пассажиров увеличился более чем на 10 процентов, а на внутренних линиях составил более 18 процентов (авиакомпании перевезли более 93 миллионов пассажиров — рекордный показатель за всю историю российской гражданской авиации). Развивается маршрутная сеть, строятся новые линии, морские и авиационные порты, мосты, тоннели в разных уголках России. В прошедшем году было обеспечено бесперебойное транспортное сообщение с Крымским федеральным округом, налажена работа Керченской переправы. И уже в нынешнем году в середине февраля подписан государственный контракт с исполнителем на проектирование и строительство транспортного перехода через Керченский пролив. Рабочее движение по нему планируется открыть в декабре 2018 года.
В рамках всей этой масштабной деятельности по развитию всей транспортной инфраструктуры ведется и развитие сети автомобильных дорог. Процесс идет не просто из-за изменения экономической ситуации, но, как подчеркнул глава Минтранса, предпринимаются все возможные усилия, чтобы поставленная Президентом РФ задача по удвоению объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения до 2022 года была решена.
Однако, отметил министр, в процессе масштабной работы по развитию дорог страны не все складывается гладко. Из-за несвоевременной подготовки отдельных площадок и проектной документации не в полном объеме используются средства, выделяемые на строительство и реконструкцию участков дорог. Главной же проблемой дорожной отрасли является состояние региональных и местных дорог. Для эффективного решения накопившихся проблем с 2012 года в полном объеме заработали региональные, а с прошлого года и муниципальные дорожные фонды. Однако, заявил он, некоторые регионы нарушают правила формирования региональных фондов.
«Час эксперта»
Так называется новый формат общения сенаторов с признанными специалистами в различных отраслях народного хозяйства, введенный по инициативе Председателя Совета Федерации. И первым стало выступление всемирно известного ученого, президента Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», академика РАН Евгения Велихова, который рассказал парламентариям о проблемах и перспективах атомной энергетики.
За ней, конечно же, будущее. Если взять всю энергию, накопленную сегодня на планете, то на долю угля, газа, нефти, возобновляемых источников энергии приходится всего лишь два процента. 98 процентов накоплено в трех элементах — уран-238, торий и дейтерий. Сами по себе эти три элемента не являются продуктивными, их нельзя непосредственно использовать в производстве энергии. Это кладовая, запасы, и их надо преобразовать. Роль атомной и термоядерной энергетики заключается в том, чтобы преобразовать их в такую форму, которая может быть использована уже для производства полезных продуктов, в том числе и энергии.
И вот здесь у России возникают колоссальные перспективы. За десятилетия исследований в атомной сфере, начатых еще в советские времена, накоплен огромный опыт и достигнуты большие успехи. Мы здесь вне конкуренции, заявил Евгений Велихов, подчеркнув, что у России есть шанс занять ведущие позиции не только в науке и технологиях, но и в промышленности, и в коммерции в такой важной отрасли, как производство и поставка энергии.