Наркогроза
Борьба с наркотрафиком должна вестись по четырем направлениям
Считает руководитель Госнаркоконтроля Виктор Иванов
В современном мире наркоугроза становится острейшей проблемой для России. Причем, что особенно тревожно, постоянно нарастающей. Что Россия может ей противопоставить, какие усилия уже предпринимаются различными ведомствами и по каким направлениям следует усилить меры противодействия, какая вообще должна быть политика в сфере борьбы с наркоманией и антинаркотической безопасности в целом? Об этом в рамках «правительственного часа» членам Совета Федерации рассказал руководитель Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.
Президент Владимир Путин определил проблему борьбы с наркоугрозой приоритетом номер один в рамках председательства России в группе G8. Это потребует от всех мобилизации и прорыва по ключевым направлениям. Таких направлений Виктор Иванов назвал четыре.
Первое — ликвидация афганского наркопроизводства как первоисточника героиновой агрессии против населения России, подрыва стабильности на Кавказе и в Центральной Азии. Динамика наркопроизводства в Афганистане за последние десять лет является исключительно негативной. Площади посевов опиумного мака с каждым годом растут, и в этой связи, считает глава Госнаркоконтроля, очевиден провал стратегии и мер мирового сообщества в отношении афганского наркопроизводства. Продолжение этих неэффективных мер пролонгирует, по сути, истребление российской молодежи афганским героином.
Именно по этой причине международному сообществу еще в 2010 году в штаб-квартире НАТО были представлены инициативы России по противостоянию афганскому наркопроизводству. План этот, он назывался «Раду-га-2», по сути, был проигнорирован Западом. Но Россия, похоже, отказываться не собирается, и в этой связи Виктор Иванов обратился к сенаторам с просьбой поддержать систему предлагаемых в нем мер, основанных на новом методе антинаркотической борьбы — альтернативном развитии. Долгосрочная антинаркотическая стратегия должна быть ориентирована не только на ликвидацию наркопосевов, но и предпосылок к этому путем предоставления фермерам легальных источников доходов.
Для реализации этой идеи Россия выступила с инициативой создания корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии. Ее реализация способна стать действенным инструментом координации и реализации инвестпроектов в Центрально-Азиатском регионе, способных заместить наркоэкономику позитивной и созидательной экономикой.
Второе направление касается уже непосредственно России и ориентировано на подрыв инфраструктуры наркопреступности на территории страны.
Только в 2013 году общий объем конфискованного превысил 37,5 тонны. Правоохранительными органами в прошлом году пресечено в общей сложности свыше 230 тысяч наркопреступлений, из которых почти 13 тысяч совершены в опасных организованных формах, и свыше 1300 преступлений по контрабанде наркотиков на территорию страны. За последние пять лет ликвидировано более 30 тысяч наркопритонов.
Такие данные позволяют Виктору Иванову сделать вывод: правоохранительные органы с задачей по сокращению предложений наркотиков в целом успешно справляются, что подтверждается ощутимым снижением смертности среди российской молодежи за последние семь лет.
Однако, считает руководитель ФСКН, задача кардинального снижения уровня наркомании в условиях огромного спроса на наркотики не может быть решена исключительно полицейскими мерами. В России, по его данным, насчитывается до 8 миллионов граждан, с разной степенью регулярности потребляющих наркотики, полтора миллиона из них — потребители наркотиков опийной группы, большей частью героина. Достичь же реальных результатов по снижению наркопотребления можно, только добившись существенного сокращения спроса на наркотики. И вот такая работа до сих пор в государстве должным образом не организована. Эффективность наркологической медицинской помощи является крайне низкой.
Отсюда и третье ключевое направление антинаркотической работы в стране — декриминализация молодежной среды через создание практически с нуля национальной системы комплексной социальной реабилитации и введение нового для нашей страны правового института альтернативной ответственности.
В соответствии с поручением главы государства ФСКН разработала проект государственной межведомственной программы «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств». Главным результатом ее реализации станет формирование всех необходимых механизмов инфраструктуры и условий для ежегодного включения до 150 тысяч больных наркоманией в программы комплексной реабилитации. Еще примерно столько же привлекается каждый год к административной ответственности. Включение именно этой наиболее криминальной и активной части наркопотребителей в долгосрочные программы избавления от наркозависимости станет решающим фактором разрушения инфраструктуры сбыта наркотиков и декриминализации молодежной среды.
Вовлечение наркопотребителей в программу комплексной реабилитации позволит не только освободить из наркотического плена их самих, но и даст колоссальный оздоравливающий эффект для всего общества. Поможет этому и введение в российскую правовую систему такой новации, как институт альтернативной ответственности. У наркопотребителя появится возможность осознанного выбора между угрозой лишения свободы и перспективой освобождения от наркозависимости через реабилитационные программы.
И, наконец, четвертое — организация работы муниципальных антинаркотических комиссий как самого главного базисного этажа вертикали обеспечения безопасности в этой сфере. Анализ массовой активности на муниципальном уровне в антинаркотическом направлении показывает, что на местах существует серьезнейший дефицит представлений о том, чем должны заниматься комиссии, в чем их специфика и отличия, заявил Виктор Иванов.
Очевидно, что сегодня необходимо в срочном порядке провести инвентаризацию того, что происходит на муниципальном уровне, и усилиями всех ветвей власти и уровней управления помочь организовать эффективную деятельность. Именно муниципальные антинаркотические комиссии должны стать первичной инстанцией и главным руслом вовлечения наркопотребителей в социальную реабилитацию. Уже в ближайшее время они получат все необходимые полномочия для того, чтобы на своем уровне проводить полноценную антинаркотическую политику. Виктор Иванов попросил Совет Федерации и каждого сенатора в отдельности оказать содействие государственному антинаркотическому комитету сделать нынешний год решающим для налаживания эффективной деятельности минимум 1 818 муниципальных антинаркотических комиссий и их местных программ.