Пленарное заседание Государственной Думы

03.05.2024Зачем депутаты Госдумы соберутся на внеплановое пленарное заседание

Наркогроза

Борьба с наркотрафиком должна вестись по четырем направлениям

25.02.2014 15:56

Наркогроза
 

Считает руководитель Госнаркоконтроля Виктор Иванов

В современном мире наркоугро­за становится острейшей про­блемой для России. Причем, что особенно тревожно, постоянно нарастающей. Что Россия может ей противопоставить, какие усилия уже предпринимаются различными ведом­ствами и по каким направлениям сле­дует усилить меры противодействия, какая вообще должна быть политика в сфере борьбы с наркоманией и анти­наркотической безопасности в целом? Об этом в рамках «правительствен­ного часа» членам Совета Федерации рассказал руководитель Федеральной службы по контролю за оборотом нар­котиков Виктор Иванов.

Президент Владимир Путин опреде­лил проблему борьбы с наркоугрозой приоритетом номер один в рамках председательства России в группе G8. Это потребует от всех мобилизации и прорыва по ключевым направлениям. Таких направлений Виктор Иванов на­звал четыре.

стрелка-1Первое — ликвидация афганского наркопро­изводства как первоис­точника героиновой агрессии против населения России, подрыва стабиль­ности на Кавказе и в Центральной Азии. Динамика наркопроизводства в Афганистане за последние десять лет является исключительно негативной. Площади посевов опиумного мака с каждым годом растут, и в этой связи, считает глава Госнаркоконтроля, оче­виден провал стратегии и мер мирово­го сообщества в отношении афганско­го наркопроизводства. Продолжение этих неэффективных мер пролонги­рует, по сути, истребление российской молодежи афганским героином.

Именно по этой причине междуна­родному сообществу еще в 2010 году в штаб-квартире НАТО были представ­лены инициативы России по противо­стоянию афганскому наркопроизвод­ству. План этот, он назывался «Раду-га-2», по сути, был проигнорирован Западом. Но Россия, похоже, отказы­ваться не собирается, и в этой связи Виктор Иванов обратился к сенато­рам с просьбой поддержать систему предлагаемых в нем мер, основанных на новом методе антинаркотической борьбы — альтернативном развитии. Долгосрочная антинаркотическая стратегия должна быть ориентирована не только на ликвидацию наркопосе­вов, но и предпосылок к этому путем предоставления фермерам легальных источников доходов.

Для реализации этой идеи Россия выступила с инициативой создания корпорации сотрудничества со стра­нами Центральной Азии. Ее реали­зация способна стать действенным инструментом координации и реали­зации инвестпроектов в Центрально-Азиатском регионе, способных заме­стить наркоэкономику позитивной и созидательной экономикой.

стрелка-2Второе направление касается уже непосред­ственно России и ориентировано на подрыв инфраструктуры наркопреступности на территории страны.

Только в 2013 году общий объем конфискованного превысил 37,5 тон­ны. Правоохранительными органами в прошлом году пресечено в общей сложности свыше 230 тысяч наркопре­ступлений, из которых почти 13 тысяч совершены в опасных организованных формах, и свыше 1300 преступлений по контрабанде наркотиков на терри­торию страны. За последние пять лет ликвидировано более 30 тысяч нарко­притонов.

Такие данные позволяют Виктору Иванову сделать вывод: правоохрани­тельные органы с задачей по сокраще­нию предложений наркотиков в целом успешно справляются, что подтверж­дается ощутимым снижением смерт­ности среди российской молодежи за последние семь лет.

Однако, считает руководитель ФСКН, задача кардинального сниже­ния уровня наркомании в условиях огромного спроса на наркотики не может быть решена исключитель­но полицейскими мерами. В России, по его данным, насчитывается до 8 миллионов граждан, с разной сте­пенью регулярности потребляющих наркотики, полтора миллиона из них — потребители наркотиков опийной группы, большей частью героина. До­стичь же реальных результатов по снижению наркопотребления можно, только добившись существенного со­кращения спроса на наркотики. И вот такая работа до сих пор в государстве должным образом не организована. Эффективность наркологической ме­дицинской помощи является крайне низкой.

стрелка-3Отсюда и третье ключе­вое направление анти­наркотической работы в стране — декриминализация моло­дежной среды через создание практи­чески с нуля национальной системы комплексной социальной реабили­тации и введение нового для нашей страны правового института альтер­нативной ответственности.

В соответствии с поручением главы государства ФСКН разработала проект государственной межведомственной программы «Комплексная реабили­тация и ресоциализация потребите­лей наркотических средств». Главным результатом ее реализации станет формирование всех необходимых ме­ханизмов инфраструктуры и условий для ежегодного включения до 150 тысяч больных наркоманией в про­граммы комплексной реабилитации. Еще примерно столько же привлека­ется каждый год к административной ответственности. Включение именно этой наиболее криминальной и актив­ной части наркопотребителей в дол­госрочные программы избавления от наркозависимости станет решающим фактором разрушения инфраструкту­ры сбыта наркотиков и декриминали­зации молодежной среды.

Вовлечение наркопотребителей в программу комплексной реабилита­ции позволит не только освободить из наркотического плена их самих, но и даст колоссальный оздоравливающий эффект для всего общества. Помо­жет этому и введение в российскую правовую систему такой новации, как институт альтернативной ответствен­ности. У наркопотребителя появит­ся возможность осознанного выбора между угрозой лишения свободы и перспективой освобождения от нарко­зависимости через реабилитационные программы.

И, наконец, четвертое — организация работы муниципальных антинаркотических комиссий как самого главного базисного этажа вертика­ли обеспечения безопасности в этой сфере. Анализ массовой активности на муниципальном уровне в антинар­котическом направлении показывает, что на местах существует серьезней­ший дефицит представлений о том, чем должны заниматься комиссии, в чем их специфика и отличия, заявил Виктор Иванов.

Очевидно, что сегодня необходимо в срочном порядке провести инвентаризацию того, что происходит на муниципальном уровне, и усилиями всех ветвей власти и уровней управления помочь организовать эффективную деятельность. Именно муниципальные антинаркотические комиссии должны стать первичной инстанцией и главным руслом вовлечения наркопотребителей в социальную реабилитацию. Уже в ближайшее время они получат все необходимые полномочия для того, чтобы на своем уровне проводить полноценную антинаркотическую политику. Виктор Иванов попросил Совет Федерации и каждого сенатора в отдельности оказать содействие государственному антинаркотическому комитету сделать нынешний год решающим для налаживания эффективной деятельности минимум 1 818 муниципальных антинаркотических комиссий и их местных программ.

Николай Дорофеев
Фото Юрий Инякин
Читайте нас в Telegram
Просмотров 4227