Спекуляции на теме глобального потепления климата породили на Западе выражение «Лед — это геополитика». Потепление — это пока научно не подтвержденная гипотеза, а вот превращение Арктики в арену геополитических интересов — реальный факт. Возникла глобальная конкуренция за ее территориальный статус, транспортные потоки, природные ресурсы, в числе которых огромные запасы углеводородов и пресной воды, редкоземельные металлы, золото, никель, платина, медь, коксующиеся угли. Арктика, где живет менее 1,5 процента населения России, дает около 12 процентов ВВП. И может вносить еще больше в случае решения целого ряда социально-экономических проблем.
Это ставит государство перед необходимостью менять подходы к арктической политике. За последние два месяца прошло уже три масштабных мероприятия, посвященных проблемам Арктики: совместное заседание Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Госкомиссии по вопросам развития Арктики, сессия Минприроды «Деловой климат в Арктике», чуть ранее «круглый стол» XIV форума по стратегическому планированию в регионах и городах РФ. В 2016 году Красноярский край примет у себя Международный арктический форум. Все это показывает, насколько в государственной повестке дня актуализировался «арктический вопрос».
Для нас, жителей северных территорий, тема социально-экономического развития имеет самое конкретное и практическое значение. Стратегия освоения Арктики прописана в действующей госпрограмме на период до 2020 года. Она требует корректировки. В частности, нужен акцент на сохранении существующей инфраструктуры — городов, коммуникаций, дорог и мостов. Таково предложение Норильска, поддержанное главами городов Заполярья и Крайнего Севера. Комплексы соответствующих мероприятий можно включить в качестве подпрограммы. И первый из них — мониторинг вечной мерзлоты и методов обеспечения устойчивости грунта под зданиями и сооружениями.
Оптимальное решение для освоения Севера - сочетание вахтового метода с развитием поселков постоянного проживания. Городские агломерации в системе пространственного развития Арктики, которую предстоит сформировать, явятся ее опорными точками»
Деньги на это нужны небольшие, но полученная отдача позволит обеспечить безопасность имеющегося жилья, увеличить срок эксплуатации объектов инфраструктуры, а также повысить эффективность нового строительства. Натурные наблюдения мерзлотной лаборатории Норильского комбината в глубокой скважине в центре Норильска показали, что с 1955 года по 1985 год в интервале глубин 2060 м температура многолетнее-мерзлых пород повысилась на 0,5-1 °С. Геотермические замеры норильского отдела Научно-исследовательского института им. Герсеванова на вершине горы Рудной в скважине глубиной 135 м выявили повышение температуры грунтов за последние 50 лет от минус 3,5-4 °С до минус 1,5-2 °С.
В прошлом году случился провал почвы на десятки метров в безлюдной ямальской тундре, а если бы под жилыми домами? Раньше в городе действовал филиал НИИ им. Герсеванова, занимавшийся диагностикой многолетне-мерзлых грунтов, сложными основаниями и фундаментами. С его закрытием не осталось узкопрофильных специалистов, и как-то для консультации по одному из объектов мне пришлось звонить в Сочи 80-летнему эксперту — участнику его строительства.
Заставить строителей правильно подходить к делу можно только нормативными документами, поэтому следует внести изменения в законодательство, в частности в правила строительства в северных широтах.
Есть смысл и воссоздать в Норильске научное подразделение в виде филиала НИИ. Пришла пора пересмотреть вузовские программы подготовки инженеров-строителей в части мерзлотоведения. Почему бы не ввести для студентов-бюджетников обязанность после получения диплома отработать три года по направлению, чтобы возместить затраты государства на обучение? Тех, кто выбрал Север, поощрять хорошими социальными пакетами. Например, в Норильске, где сейчас живут 177 тысяч человек, а строился он на 300 тысяч населения, специалист может сразу получить квартиру, место для ребенка в отличном детсаду и все необходимые услуги в сфере образования, здравоохранения и культуры.
Решать проблемы «поплывшей» дороги или деформации жилого дома приходится муниципалитетам, хотя полномочий для контроля по соблюдению сохранности объектов они не имеют. Значит, и здесь не обойтись без законодательного регулирования. Нужно ввести жесткое лицензирование для организаций, которые разрабатывают проектные решения для сохранения несущей способности конструкций зданий.
Важным элементом инфраструктуры Арктики является транспортная составляющая. В условиях бездорожья и больших расстояний Крайнего Севера огромное значение отводится малой авиации. Сейчас из-за возросших тарифов летать северянам не по карману и большинство поселков остались без авиасообщения.
Для сравнения: в американском штате Аляска около 450 аэропортов, больше, чем во всей России. У нас в экстренных случаях используются вертолеты, но дальность их полета ограничена 300-500 километрами, а час полета в 2,5-3 раза дороже, чем у самолета. Ан-24 и Ил-14 списываются, новые машины не выпускаются. Потребность в них до 2020 года по прогнозам составляет от одной до трех тысяч единиц. Эту проблему тоже надо решать.
Материальная база большинства аэродромов находится в тяжелом состоянии и нуждается практически в полном обновлении или модернизации. Частным собственникам это не по карману. На наш взгляд, воздушные порты Крайнего Севера должны перейти в госсобственность. Это не исключает вариантов, когда аэропортовый комплекс отдается частной компании, как в Норильске. Еще одним аспектом авиационной проблематики является необходимость развития широтных транспортных связей, чтобы для полета из Норильска в близкий Нарьян-Мар не приходилось летать через Москву, покрывая расстояние в треть окружности Земли.
В районах Сибири, где отсутствуют автомобильные и железнодорожные магистрали, основные объемы перевозок падают на водный транспорт. К сожалению, количество речных судов в стране за четверть века сократилось вдвое. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, дело за диверсификацией флота, так как пока больше половины его предназначено для перевозки нефти. К тому же для сибирских рек, страдающих от маловодья и недостатка дноуглубительных работ, требуются проекты особых судов. Этот аспект также должен найти место в программе.
На наш взгляд, оптимальное решение для освоения Севера — сочетание вахтового метода с развитием поселков постоянного проживания. Городские агломерации в системе пространственного развития Арктики, которую предстоит сформировать, явятся ее опорными точками.
Подтверждением тому — успешный многолетний опыт Норильска. В неизбежном дальнейшем продвижении России на Север город можно использовать как кадровый, технологический и сервисный центр. Как естественную базовую площадку для проживания геологов и работников, осваивающих более северные и отдаленные территории, а также базу спасательных отрядов.
Реализация Арктической стратегии требует системного подхода. Сейчас идет обсуждение проекта межотраслевого, комплексного закона «О развитии Арктической зоны РФ». Даже в случае принятия подпрограммы по мониторингу вечной мерзлоты и сохранению действующей инфраструктуры Арктики ее нельзя реализовать без внесения множества корректив в разные отрасли права — образовательное, лицензионное, жилищное, градостроительное и т.д.
Специальный закон должен учесть все то, чего по определению нет в существующих 500 с лишним нормативных актах, регулирующих правоотношения в Арктической зоне. Например, в области недропользования у нас есть несколько конкретных предложений. Одно из них касается введения упрощенного порядка передачи отработанных фланговых месторождений действующим хозяйствующим субъектам и льгот по их освоению. Еще одно направлено на стимулирование частного бизнеса в проведении геологоразведки. Я разделяю мнение, что законодательное регулирование арктической проблематики должно иметь не только сугубо правовую и экономическую цели, но и социальную. Северный регион останется за тем, кто максимально сумеет его освоить. У России большая часть границы проходит по арктической территории, нам и карты в руки. Северяне уже пятнадцать лет ждут этот закон и надеются на его принятие в 2016 году.