ЕЖЕДНЕВНАЯ УГРОЗА
По свидетельству секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, в последнее время значительно выросли попытки извне нанести ущерб российским информационным системам. Речь идет о хакерстве и несанкционированном сборе персональных данных. При попытках взлома используются операторы и провайдеры по всему миру, а применяемые методы постоянно эволюционируют. Со своей стороны, пресссекретарь Президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что в отдельные дни президентский сайт подвергается нескольким тысячам попыток взлома, получения контроля над сайтом, его обрушения. Следы взломщиков уходят в Европу, США, Канаду, Китай, Индию и другие страны.
И судя по интенсивности и массированности, многие из них совершались не одиночками и даже не группами хакеров. Только у российского руководства хватило выдержки и государственной мудрости не заниматься голословными обвинениями в чей-либо персональный адрес.
Информационное пространство сегодня остро нуждается в повышенном внимании и защите, выработке новых подходов к решению задач по обеспечению информационной безопасности, формировании адекватного международного и национального законодательства.
Текущее десятилетие ознаменовано «гонкой кибервооружений», в которой участвуют не только уже упомянутые, но и десятки других государств. С неизбежностью в этот процесс вовлечена и наша страна. В отсутствие международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в этой сфере, беспрецедентная политико-медийная пропагандистская кампания формирует и уже в значительной степени сформировала мировое общественное мнение о России, якобы угрожающей суверенитету любой другой страны в информационном пространстве.
Манипулирование мировым общественным мнением с помощью подтасовок и заведомо ложных фактов - способ управления, который США не первый десяток лет используют против «неугодных» правительств многих стран, абстрагируясь от права как такового. Достаточно вспомнить «обоснование» таких исторических событий, как вторжение в Ирак, введение санкций против Республики Беларусь, арабские «революции». Изменится ли эта тенденция? Определенную надежду дает тот факт, что в предвыборной программе Дональда Трампа подобные вопросы поднимались. Пока же проблема информационной безопасности в мире стоит очень остро, в том числе и перед нашей страной. Вопросы обеспечения информационной защиты государственной системы, частного сектора и каждого отдельного гражданина России затрагивают и «железо» (компьютеры, ноутбуки, планшетники, смартфоны), и программное обеспечение, и саму инфраструктуру Интернета.
Информационная защита государственной системы, частного сектора и каждого отдельного гражданина затрагивает и «железо», и программное обеспечение, и саму инфраструктуру Интернета»
ЧТО ЕЙ ПРОТИВОПОСТАВИТЬ
На данный момент мы крайне уязвимы в этом аспекте. Отсутствие достаточного сектора отечественного ПО, сервисов и техники ставит нас в подчиненное положение перед западными IT-корпорациями. Например, прекращение компанией Microsoft обновления операционной системы Windows XP многократно повысило угрозы информационной безопасности, так как сторонние компании не могут разрабатывать антивирусные и другие продукты защиты для этой платформы. В этой связи крайне необходимо создание правовых условий для повышения конкурентоспособности российских компаний инфокоммуникационной области, а также выработка и реализация государственных мер поддержки организаций, деятельность которых связана с производством и эксплуатацией средств обеспечения информационной безопасности и оказанием услуг в этой сфере.
Правовое регулирование в деле создания и функционирования безопасной информационной среды в современных реалиях имеет первостепенное значение, и в ближайшем будущем это значение будет возрастать. Базовым документом в этой области является подписанная Президентом РФ в декабре 2016 года Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Всего же на сегодняшний день в базе действующих законодательных актов России имеется свыше 500 законов, тем или иным образом касающихся вопросов информационной безопасности и использования сети Интернет.
В процессе законотворчества учитывается как постоянно меняющаяся в связи с развитием информационных технологий ситуация в мире, так и появление новых киберугроз. Последние изменения в российском законодательстве призваны ответить на эти вызовы времени. Так, благодаря внесению поправок в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» созданы правовые основания решения проблемы размещения на зарубежных серверах информации, используемой госструктурами и муниципальными органами. Это позволило минимизировать риски уничтожения, блокировки или изменения такой информации. В минувшем году в Госдуму внесены на рассмотрение поправки к Уголовному кодексу, предусматривающие ответственность за создание программ для кибератак. Одновременно внесен проект федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
С точки зрения обеспечения информационной безопасности необходимо также продолжать работу по совершенствованию законодательства в таких областях, как использование «облачных» технологий и повышение уровня защиты персональных данных. Важно помнить, что все начинается с человека. Низкая цифровая грамотность российских граждан - это проблема, решение которой позволит резко повысить информационную культуру страны в целом и решить ряд практических вопросов. С детьми мы уже ведем такую работу, однако взрослое и старшее поколение следует вовлекать в этот процесс более активно.
Людмила Бокова
председатель Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества