На чем ездили генсеки, президенты и депутаты

Российские чиновники прощаются с иномарками и готовятся пересесть на отечественные авто

15.10.2023 00:00

Автор: Валерий Филоненко

На чем ездили генсеки, президенты и депутаты
В августе 2010 года Владимир Путин проехал на автомобиле Lada Kalina Sport от Читы до Хабаровска. © Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Со следующего года в своих избирательных округах депутаты будут обеспечиваться только автомобилями, произведенными в России, такое решение 18 сентября единогласно принял Совет Госдумы. Ранее спикер Вячеслав Володин сообщал, что тема передвижения депутатов в Москве обсуждалась с Управлением делами Президента РФ и было решено по мере выбытия служебных автомобилей из строя заменить их на отечественные. Палата уже начала замену автотранспорта, пришедшего в негодность и используемого в служебных целях в Москве, на отечественные марки. По словам Володина, эти решения помогут развитию российского автопрома, а бюджетные средства останутся в стране. Наше издание выясняло, на каких машинах государственные люди передвигались в прошлом и какие новшества от российских автопроизводителей ожидают нынешних представителей госструктур, привыкших ездить на комфортных зарубежных лимузинах.

Неправильно сидим

Председатель Госдумы Вячеслав Володин 11 июля на пленарном заседании предложил министру финансов Антону Силуанову проработать вопрос, чтобы обязать бюджетные учреждения и органы власти закупать отечественные машины. «Тем более в нынешней ситуации вызовов нам нельзя «кормить» наших врагов, которые эти деньги будут использовать на поддержку той же Украины, поставку туда вооружения и техники», — сказал политик. Отечественные машины в настоящее время стали другими — качественными, отметил он. И предложил коллегам принять аналогичное решение в отношении автомобилей, которыми пользуется Государственная Дума. «Есть «Москвич», есть «Лада», есть «Аурус», — подчеркнул он.

Силуанов поддержал инициативу полностью. «Нам для государственных нужд нужно закупать автомобили, которые произведены в нашей стране и состоят из большого количества отечественных комплектующих. Это на 100 процентов верно», — сказал он.

Тему с пересадкой чиновников на отечественные автомобили 3 августа поднял уже Владимир Путин на совещании с руководителями обрабатывающих предприятий. Как сообщает пресс-служба Кремля, президент рассказал, что к нему обратились представители различных государственных органов, которые попросили разрешить им и дальше закупать автомобили иностранного производства. «Я сказал, что это должно быть абсолютно исключено и все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях», — подчеркнул глава государства.

И хотя отечественные автомобили могут выглядеть поскромнее иномарок, но их надо использовать государственным и муниципальным служащим, заявил глава государства уже на Восточном экономическом форуме 11 сентября, уточнив, что вопрос с закупками таких машин для нужд государственных людей должен решаться прямо сейчас.

Сразу же после заявления Путина замглавы Министерства промышленности и торговли Виктор Евтухов заверил, что поручение президента будет исполняться беспрекословно. Позже, 14 сентября, Минпромторг заявил о намерении закупить для нужд чиновников новые автомобили Lada Aura. Официальный представитель автоконцерна Сергей Ильинский подтвердил «Парламентской газете»: предприятие готовится к выпуску нового автомобиля, который намечен на вторую половину 2024 года.

На чем ездила элита. Царский период

В дореволюционные времена, строго говоря, от вкуса царя и его семьи зависели и эстетическо-технические характеристики средств передвижения, которыми они пользовались, пояснил «Парламентской газете» доктор исторических наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Сергей Девятов. Император Николай II, к примеру, ездил в постоянном режиме на французской машине марки Delaunay-Belleville. А если брать его супругу императрицу Александру Федоровну, то она предпочитала французский Turcat-Méry. Кроме того, в царском гараже была представительская машина марки «Руссо-Балт», полностью собранная в России.

Свита царя передвигалась на авто поскромнее. Здесь ходил и «Бенс», но тогда он не считался роскошной машиной, как тот же Turcat-Méry и Delaunay-Belleville — вершина автопрома того времени. Как правило, машины типа Mercedes перевозили членов царской свиты, выполняя пустяшные бытовые поручения.

Был в царском гараже и Rolls-Royce, но элитарным флером тогда еще автомобиль не обладал, потому ездил на нем начальник охраны императора генерал Владимир Воейков.

1917-й и дальше

После революции Rolls-Royce перешел в гараж особого назначения руководства молодой Советской России, и на нем ездили несколько важных персон, в частности Лев Каменев и Иосиф Сталин. Ленин отдавал симпатии другой машине. «Для Владимира Ильича был подготовлен Turcat-Méry, которую, правда, быстро угнали. Но хотя ВЧК тогда еще не было, через неделю авто нашли», — уточнил Девятов.

После переезда руководства страны в Москву, за ним следом перевезли из Питера и более пятидесяти легковых машин, в том числе из императорского гаража. Однако потребности у властей росли, спустя некоторое время отправившаяся в Англию делегация во главе с первым наркомом внешней торговли Леонидом Красиным закупила еще Rolls-Royce. Причем не новый: лишних средств в стране тогда не было, поэтому приобрели автомобиль бывший в употреблении. Он обошелся в половину стоимости новой машины — 4 тысячи фунтов стерлингов.

«Машин была переделана под зимнюю езду. Она до сих пор хорошо сохранилась, находится сейчас в музее-заповеднике «Горки Ленинские». Там зимний привод в виде резиново-металлических гусениц, а спереди торчат колеса, но земли они касаются через прорезь в широченных лыжах. Это так называемая система Адольфа Кегресса, водителя последнего российского императора», — разъяснил эксперт.

По Сеньке и шапка

Чиновники в царское время особо на машинах не ездили, так как в то время это было дорогое удовольствие. Предпочитали гужевой транспорт — лошадки, кареты. «Во всяком случае, с вокзала Петр Столыпин (председатель Совета министров Российской империи. — Прим. ред.), перед тем как его расстреляли в киевском театре 1911 году, взял обычную бричку и на ней поехал в гостиницу», — уточнил Сергей Девятов.

Эпоха индустриализации, выводившая страну на передовые технологические рельсы в важнейших отраслях, в том числе и автомобилестроении, внесла свои коррективы. Различного высокого ранга госслужащие могли уже рассчитывать на некоторую долю комфорта при передвижении.

В тридцатых годах, используя ситуацию с мировым кризисом в своих интересах, Россия закупила заводское оборудование в США и Германии. В Стране Советов появился свой Горьковский автозавод («ГАЗ»), где стали выпускать автомобиль М-1, на который в том числе пересели чиновники.

Иосиф Сталин и некоторые члены политбюро, однако, передвигались исключительно на американских машинах марки Packard, в том числе и бронированных. Эти и другие автомобили советской партийной элиты можно сегодня увидеть в музее Гаража особого назначения в Москве.

Война, 40-50-е годы

До Великой Отечественной войны руководители на уровне наркомов ездили на ЗИС-101, выпускавшихся на заводе имени Сталина (позднее завод имени Лихачева. — Прим. ред.). В 1942 году в стране начали разрабатывать автомобиль представительского класса, и в 1944-м появился опытный образец ЗИС-110. Была поставлена задача сделать один в один такой же, но бронированный автомобиль.

Сначала одели в броню ЗИС-110, но выяснилось, что двигатель его слабоват и не тянет тяжелую машину, поэтому сделали практически внешне неотличимый ЗИС-115.

«Я читал в нескольких местах, что конструкцию авто позаимствовали у «Паккарда», но на самом деле ни одной паккардовской детали там нет. Просто Сталин любил эту американскую машину, и когда выбирал дизайн, то ориентировался на нее. Но в конце сороковых — начале пятидесятых Сталин уже ездил на бронированном ЗИС-115», — напомнил Сергей Девятов.

Оттепель. 50-60-е годы

Автомода не стоит на месте, а вместе с ней и меняются предпочтения партийных чиновников. На смену Сталину пришел Никита Хрущев, который, впрочем, также симпатизировал американскому автопрому. Увидев как-то угловатый «четырехглазый» Lincoln Continental у Кеннеди, он захотел, чтобы нечто подобное стояло и в его гараже.

Но еще задолго до этого в стране начали работу над машинами представительского класса — это «чайка» на «ГАЗе» в Горьком (сейчас Нижний Новгород) и несколько модификаций ЗИЛ-111 на заводе имени Лихачева. Причем при Хрущеве появились открытые кабриолеты. Если при царе-батюшке и ранних большевиках кабриолет — это просто относительно дешевое средство передвижения, хотя зимой и в дождь некомфортное, то здесь намеренно была сделана специальная модификация без крыши.

Стоит отметить, что долгое время ГАЗ-13, более известный как «чайка», производил ярчайшее впечатление на тех, кто его видел. По словам Девятова, эти машины «хорошо погуляли» по международным автосалонам, заслуженно снискав благосклонность западных экспертов.

ГАЗ-13 «ЧАЙКА». Никита Хрущев (в центре) и летчики-космонавты СССР Валентина Терешкова и Валерий Быковский в 1963 году на «Чайке» кабриолет. ГАЗ-13 с 5-литровым двигателем выпускался с 1959 по 1981 год, имел задний привод и 3-ступенчатую коробку передач. Время разгона до 100 км составляло 20 секунд, а максимальная скорость – 160 км/ч © фотохроника ТАСС

70-80-е годы, последние генсеки

При следующем руководителе страны Леониде Брежневе начались разработки тяжелых представительских автомобилей, однако от бронированных моделей решено было отказаться. Генсек ездил на ЗИЛ-114, разработка которого началась еще при Хрущеве, а после — на «ЗИЛах» разных модификаций.

Следующие главы государства Юрий Андропов и Константин Черненко также передвигались на ЗИЛах, но только поменялась маркировка моделей.

Последний советский руководитель Михаил Горбачев был первым, кто пересел на бронированный ЗИЛ.

90-е и дальше…

С приходом к власти в начале 90-х первый Президент России сначала ездил за ЗИЛе, который, однако, к концу столетия морально и технологически уже устарел. К тому же дорог был в обслуживании, а стоил больше аналогичного шестисотого Mercedes, на которые пересело руководство страны в 1995 году.

Кстати, одну из первых попыток вновь пересадить российских чиновников на отечественные служебные автомобили предпринял Борис Немцов, назначенный в 1997 году вице-премьером Правительства. Прежним местом работы Немцова была должность губернатора Нижегородской области, и тем самым политик хотел поддержать расположенный в Нижнем Новгороде Горьковский автозавод. Ельцин поддержал инициативу, и 1 апреля 1997 года вышло соответствующее распоряжение. Однако завод уже испытывал серьезные трудности, и качество автомобилей было плохим. В итоге в 1999 году Ельцин свое распоряжение отменил.

MERCEDES S600 GUARD PULLMAN. Президент Борис Ельцин первым из руководителей страны пересел на иномарку. Длина автомобиля – 6,2 метра, а вес около 3 тонн. На машине установлен 6-литровый двигатель V12 мощностью 400 л. с. Его бронирование защищает от стрелкового оружия и гранат, он оснащен системами тушения огня и защиты от газовой атаки. © Владимир Вяткин/РИА Новости

Президент Владимир Путин сначала передвигался на Mercedes S-600 Guard Pullman, но в 2012 году было принято решение о разработке нового отечественного представительского автомобиля. К 2014 году появился прототип, а в 2018 году был представлен уже готовый «Аурус».

AURUS SENAT. Оснащен гибридной силовой установкой, включающей бензиновый турбомотор V8 объемом 4,4 литра, с четырьмя турбокомпрессорами, имеющий расчетную мощность 830 л. с. © Тимур Ханов/ПГ

Автомобильная иерархия советских чиновников

При выборе машины в советское время существовала своя субординация. Охраняемы лица — члены политбюро, а также глава МИД и министр обороны — перемещались исключительно на продукции завода имени Лихачева, то есть на ЗИЛах.

Министры, которые не входили в состав высшего политического руководства страны, а также партаппаратчики попроще передвигались по стране на «чайках». К примеру, в Екатеринбурге в Ельцин-центре стоит «чайка», на которой Борис Николаевич ездил, когда был первым секретарем Свердловского обкома партии.

«Чайка» — это достаточно массовый автомобиль, а ЗИЛы и ЗИСы - вариант штучный, подчеркнул Девятов. К слову, серия бронированных ЗИС-115 состояла всего из 52 машин.

А вот чиновники помельче — руководители исполкомов, начальники главков, трестов, СМУ и так далее ездили на машинах попроще — легендарных «Волгах» (ГАЗ-24), которых в серийное производство на Горьковском автозаводе запустили в 1970 году.

Позже запустили в производство ГАЗ-3102 — с минимальными изменениями в конструкции ГАЗ-24, но с обновлением передней и задней части, а также дверных ручек и колесных колпаков. Внутри полностью новым стал салон. Двигатель получил форкамерно-факельное зажигание, а на передних колесах появились дисковые тормоза. Новый автомобиль практически было невозможно купить простым гражданам. «Волги» черного цвета прямо с конвейера уходили в гаражи советских министерств, военных штабов, управлений МВД и КГБ.

Читайте также:

• Водителям хотят выставлять оценки за поведение на дороге

Правда за нами